Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности;
Образовательная область «Речевое развитие»
- развитие навыка владения речью как средством общения и культуры;
- актуализация активного словаря (антонимы);
-развитие связной, грамматически правильной речи (навыки словообразования);
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Образовательная область «Познавательное развитие»
-развитие познавательной мотивации;
- развитие воображения и творческой активности
-совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью
Образовательная область «Физическое развитие»
- приобретение опыта в двигательной деятельности, направленной на развитие общей и мелкой моторики, координацию движений (физминутка, пальчиковая гимнастика)
Методы и приемы: - наглядный (пособия, картинки, презентация); словесный (совместная речевая деятельность); - игровой (сюрпризный момент, динамические паузы); - практический (выполнение заданий, упражнений)
Материал и оборудование: ИКТ (презентация), мячик, конверт с заданиями, карточки со схемами слов, предложений, модели звуков, картинки для звукового анализа и составления предложений, карандаши.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка с дыхательными упражнениями, пальчиковая гимнастика с элементами зрительной гимнастики, дыхательные упраж
Ход занятия
Орг.момент
Здороваемся с гостями.
Уч. – логопед: - Скоро вы пойдете в школу. Давайте вспомним, какими беззаботными вы были в детском саду.
Дети читают стихи.
Уч.- логопед: Помните, пять лет назад, как пришли вы в детский сад?
Саша Д.: - Да, что вы, не ходили, В колясках нас возили.
Саша С.: - Я, помню, плакал каждый день, Все маму ждал, в окно глядел,
Алена М.: А Саша с соскою ходил, А Паша памперсы носил.
Никита П.: - Бывало, плохо кушал я, Кормили с ложечки меня, Спасал слюнявчик нас от каши, От чая, супа, простокваши.
Аксинья: - А если мы не спали, на ручках нас качали, Послушав «баюшки- баю» мы глазки закрывали.
Паша: - А помните, я из песка большие строил города? Любили мы песком кидаться, Любила Даша обниматься,
Илья О.: Такими были шалунами, Дрались руками и ногами.
Настя С.: А как я буквы говорила?!
Ох, кошмар! Не лень же было!
Аксинья: В детский сад пришла я с мамой,
Как остаться мне одной?
Я сказала маме прямо:
- Уведи меня домой!
Без тебя мне скучно будет,
Здесь совсем чужие люди,
Здесь совсем… совсем…Но вот…
Кто-то за руку берет. (Логопед берет за руку)
Я заплакать не успела_
Закружился хоровод! (Встают дети в круг)
Уч. –логопед: - Вы подросли, многому научились, и скоро пойдете в школу.
Наши гости посмотрят и послушают, что вы умеете и знаете.
Начинаем с веселой разминки «Скажи наоборот» (в кругу с мячом)
Скажу я слово «высоко» - вы отвечайте «низко»
Скажу я слово «далеко» - вы отвечайте «близко»
Старый -… (новый)
Громко -… (тихо)
Уронил -… (поднял)
Весело – … (грустно)
Вверх - ….(вниз)
Узкий –широкий
Длинный- короткий
А теперь игра «Один- много»
Сон – сны
Ухо - уши
День – дни
Лоб – лбы
Пень – пни
Дом – дома
Глаз – глаза
Холод – холода
Окно – окна
Облако – облака
Крыло – крылья
Стул – стулья
Стол – столы
Дерево - деревья
Сюрпризный момент:
Логопед: -Ребята, сегодня у нас необычный гость – к вам за помощью обратилась Совунья, вот с какой просьбой:
Слайд 2. На экране Совунья: - Здравствуйте, ребята! Я прилетела к своим малышам - смешарикам. Они весь год готовились к школе, собирались 1 сентября пойти в 1 класс. Но с ними что-то случилось.
Слайд 3 Они пропали. Наверное, это волшебник Словесиус забрал их в свою страну.
Слайд 4 : (+ еще щелчок по слайду – появится музыка и письмо)
Появляется письмо от волшебника:
«Я – волшебник Словесиус!
И смешариков просто так вам не отдам!
В волшебном конверте подготовил я
Для вас первоклассные задания!
Справитесь с заданиями – смешариков верну.
А не справитесь – себе заберу!
Уч.-логопед: Ребята, поможем смешарикам? А волшебника вы не боитесь?
Как нам освободить смешариков? Где находятся задания?
Слайд 5 (щелчок) – появляется текст: (музыка продолжается)
Чтобы получить конверт, необходимо правильно выполнить волшебные движения.
Уч.-логопед:Ребята, давайте разойдемся и выполним волшебные движения
Слайд 6 (музыка продолжается)
Физминутка под музыку ( минусовка «песня волшебника»)
Встаньте в круг и улыбнитесь
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
И скажите «Ух»!
Сели-встали, сели-встали, и на месте пошагали.
До земли мы поклонились.
В чародеев превратились.
Колдовать мы начинаем
Пальчиками помогаем.
Рэкс – пэкс – фэкс (3 прыжка)
А теперь подуем дружно, долго
(Дети дуют на экран – щелчок по слайду, появляется конверт, «падает», логопед достает конверт из-за доски).
Ребята получают конверт, из которого достают карточки.
Щелчок (слайд 7) – голубой фон, музыка не играет
Основная часть
1 задание – «Помоги царю»
Слайд8 На экране – царь с колонной. Как ему избавиться от колонны? Чтобы царю избавиться от колонны, ему надо рассказать 33 чистоговорки. Он знает немного чистоговорок, давайте подскажем ему еще несколько. Кто знает чистоговорки?
Даша Андреева: Тигру скучно без игры
И рычит он громко : РРРыыы
Алена М.: Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход
В дымоходе чернота
Отыщите там кота
Слава О.: Король на корону деньжата копил
Но вместо короны корову купил
Илья Ш.: Собирал бруснику ежик
Не жалел коротких ножек.
Настя: Ловит зайку злая лайка
Испугался лайки зайка.
Саша Д. Сорок сорок съели сырок
Даша Артемьева: Черепаха всех смешит
Потому что не спешит
Но куда спешить тому, кто всегда в своем дому
Андрей: На болоте клюква, в огороде – брюква.
Илья О. : Черный кротик вырыл норку,
Проглотил от булки корку.
Положил зерно в кладовку,
С огорода взял морковку
Ярослав:
Молодцы! Посмотрите как обрадовался царь! Теперь он знает много новых чистоговорок, и на голове у него обязательно появится золотая …. (Слайд 9) (корона).
Выполнив первое задание мы освободили первого смешарика.
Слайд 10 ( на экране появляется Нюша).
Давайте сядем за столы. Упражнение «Найди свой стул». На стуле буквы – отыщите букву, которая соответствует первому звуку вашего имени.
(Дети сели за столы)
Слайд 11 Второе задание - на карточке ( и на экране) звуковая схема – Что это такое? (звуковая схема). Что обозначают синие, красные и зеленые кружочки на схеме. (Они обозначают звуки).
Что такое звуки (Звуки мы произносим и слышим)
На какие группы делятся все речевые звуки? (гласные и согласные)
Назовите гласные звуки? (а,о,у,и,ы,э)
Какими могут быть согласные звуки ( Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие)
Дети сидят за столами, логопед раздает картинки, задание –выложить звуковую схему слова –названия картинки. Два человека выполняют задания на мольбертах.
Упражнение «Звуковая цепочка» - Назовите слово, которое начинается на первый звук предыдущего слова. (за столами)
Молодцы! Справились со вторым заданием.
Слайд 12 - Появляется Бараш
Логопед достает третью карточку с заданием – карточка со слоговой схемой.
Логопед: -Что это? (Слоговая схема). Что можно составить из слогов? (слово)
Логопед: - Посмотрите на свою картинку, определите количество слогов, приклейте картинку к соответствующей схеме на доске.
Садимся на места. Упражнение «Составь слово» - Посмотрите, перед вами наборы слогов. Подумайте и составьте из них слово. (выполняют)
Справились с заданием? Какие слова у вас получились? (читают).
К нам пришел волшебник хитрый (выполняют движения пальцами)
Добрый, умный, но сердитый.
Он руками замахал,
И друзей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как заданья выполнять.
Чтоб заклятье быстро снять Надо… буквы дописать
Посмотрите, у вас на столах карточки, волшебник заколдовал слова и некоторые буквы исчезли, подумайте какие буквы пропали.
(Дети выполняют задания)
- Прочитайте слова. ( )
Логопед достает 4 карточку – задание –вопрос «Что можно составить из слов» (Из слов можно составить предложение).
Что такое предложение? (предложение - это несколько слов, связанных друг с другом по смыслу)
Составьте предложения из ваших слов.
Что это такое? (показывает схему предложения).
Какие правила вы знаете про предложение? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка).
Каждая команда получает по схеме предложения и опорную картинку. Задание – составить предложение по схеме. Проверка.
Молодцы, вы справились с последним заданием.
Слайд 14. Появляется ежик.
Итог занятия: ребята, какие задания вам пришлось выполнять?.
Вы выполнили все задания волшебника. Смешарики вернулись, (слайд 15) они благодарят вас за помощь. И дарят вам призы. Что-то, что пригодится вам в школе. Призы ждут вас в группе. Давайте попрощаемся с гостями.