Актуальность
Я буду, так вводить малышей
в окружающий мир, чтобы они
каждый день открывали в нём
что – то новое, чтобы каждый
шаг был путешествием к истокам
мышления и речи, чтобы каждый
шаг познания облагораживал
сердце и закалял волю.
В. А. Сухомлинский.
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является обесценивание таких нравственных качеств, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.
Причина этого – серьёзные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведшие к социальному расслоению, снижению качества жизни достаточно большой части населения, что и повлияло на учащение вспышек негативизма, агрессии, жестокости. Негативные тенденции, характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребёнка, в результате чего у него формируется прагматичное и антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т. е. происходят явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения. Я считаю, что формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.
Психолого – педагогическими исследованиями доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого являются природа.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это роль их в биосфере огромна. Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других лекарственных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно – просветительных и эстетических целях. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественно – научных знаний.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта реализуется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой – одна из составных частей этого процесса – предлагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой.
Я не только знакомлю ребят с животными, но и учу относиться к ним бережно и внимательно. Побуждаю у детей с младшего возраста интерес и любовь к животным. Это необходимо для формирования правильного отношения к фауне, для развития высших нравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).
Я считаю, что тема моей педагогической работы актуальна для детей младшего возраста, так как необходимо с самого раннего возраста предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. По моему мнению, живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребёнка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия.
Цель:
-определять внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения)
- формировать умение детей взаимодействовать друг с другом.
- обогащать игровой опыт детей.
- формировать любовь и бережное отношение к животным.
- обогащать и активизировать словарный запас детей.
- развивать умение понимать обобщающие понятия домашние животные.
- закрепить умение звукоподражанию.
- формировать умения детей выполнять движения в соответствии с текстом.
- познакомить детей с правилами безопасного поведения при общении с домашними животными.
Задачи:
- пополнить игровую среду в соответствии с данной темой.
- изготовить картотеку дидактических игр, консультации для родителей, картотека стихов, потешек, песенок.
Форма образования: индивидуальная.
Предполагаемый результат:
Обогатить и углубить знания о домашних животных; привить ответственность за домашнего питомца; закрепить знания о домашних питомцах; воспитать любовь к животным; обогатить словарный запас; развить речь, мышление, воображение и эмоциональную отзывчивость; воспитать любознательность; сформировать навык действовать сообща; вовлечь в активную работу детей, родителей.
Форма отчетности:
- разработать консультацию для воспитателей
- провести анкетирование родителей
- изготовить экологические игры, пособия.
- составить конспекты занятий, развлечений.
- призентация о проделанной работе
Работа начата – 01.09.2018г.
Предполагается закончить – 30.05.2018гг.
Литература:
• Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС,
• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.-4-е изд., перераб.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.-352с.
• Примерная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, и др.
• Зенина Т.Н.Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг и развлечения. Учебное пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2006.-112с.
• Международный образовательный портал МААМ. RU – http://www.maam.ru
• Теплюк С. Н., Лямина Г.М.,Зацепина М. Б.
Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 104 с.
• Дидактические игры и занятия с детьми раннего Д44 возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвящение», 1977
Диагностика бала проведена по программе Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».
План по самообразованию
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Самореализация: Сентябрь – Октябрь Изучение методичес-
кой литературы Составление плана самообразования.
Ноябрь-май
1.Консультация для воспитателей «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
- Размещение авторских разработок на сайте ДОУ и на образовательных порталах интернета.
- Участие в конкурсах в интернете 1.Выступление на педсовете.
2. Отчет презентация о проделанной работе
3. Открытое занятие по теме «Зайка серенький»
Работа с детьми
Сентябрь 1. Подбор и разработка материала для создания приложения д. игр и занятий, развлечений
2. Подбор и разработка материала для создания картотеки «Стихи, потешки, песенки»
Октябрь -Чтение стихов про кошку
(Картотека)
- Физкультминутка «Кошка»
(Приложение)
Ноябрь - Чтение стихов про собаку
(Картотека)
-Д.и. «Парные картинки»
Изготовление Д.и. «Парные картинки»
Декабрь -Чтение стихов про корову
(Картотека)
-Физкультминутка «Коровушка»
Январь -Чтение стихов про лошадь
(Картотека)
-Рисование: «Дорисуй хвостик лошадке»
(Приложение)
Февраль -Чтение стихов про курочку
(Картотека)
- Музыкально - подвижная игра «Вышла курочка гулять»
(Приложение)
Март
Апрель
май 1.Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
2. Д.и. «Помоги найти маму»
(Макет скотный двор)
3.Д.и. «Чей детенышь?»
(приложение)
1.Изготовление д. и. «Чудесный мешочек»
2.Изготовление д.и. «Помоги найти маму»
3.Изготовление д.и. «Чей детенышь?»
Рбота с
родителями Сентябрь 1.Анкетирование «Экологическое образование в семье».
Ноябрь -май 2.Консультация «Формирование элементарных экологических представлений в раннем возрасте»
3.Консультация «Знакомим ребенка с домашними животными»
Март
Апрель
Май 4.Изготовление макета скотный двор.