Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п.г.т. Малиновский
Конспект НОД
Знакомство со звуками [С], [З]
старшая группа
Подготовила
воспитатель
Абзалова Р.М.
2016 г.
Тема: «Знакомство со звуками [С], [З]»
Форма проведения НОД: подгрупповое
Группа, возраст детей: старшая группа, 5 лет
Цели:
Образовательные.
Познакомить со звуками [С], [З].
Уточнение представлений о правильной артикуляции звуков [С], [З] при анализе артикуляции.
Упражнять детей в умении выделять звуки из состава слова.
Упражнять в употреблении местоимений мой, моя, моё.
Развивающие.
Развивать фонематическое восприятие (закрепление представлений о гласных и согласных звуках, твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных).
Развивать умение дифференцировать звуки [С], [З] в слогах, в словах.
Развивать моторику рук.
Воспитательные.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности,
инициативности, ответственности.
Ход НОД
Организационная часть. (Создание эмоционального положительного фона, закрепление умения делить слова на слоги).
Игра «Раздели на слоги»
Воспитатель: ребята давайте поздороваемся друг с другом, повернитесь к соседу и прохлопайте его имя.
Проблемная ситуация
Воспитатель: ребята вы любите играть?
Ответы детей.
Воспитатель: к нам в гости пришли два друга: совенок Савва (слон, собака, санки, бусы, сапоги); зайчонок Зая (коза, замок, роза, обезьяна).
Воспитатель: какие картинки принес нам совенок Савва (дети называют).
Дети: стакан, сумка, собака, санки.
Воспитатель: догадайтесь, какой одинаковый звук слышится в начале названий картинок?
Дети: звук [С].
Воспитатель: какие картинки принес нам зайчонок Зая?
Дети: зонтик, замок, зубы.
Воспитатель: вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня играть?
Дети: [С], [З].
Воспитатель: да мы будем учиться различать звуки [С], [З].
Артикуляция звука и характеристика.
(Уточнение артикуляции и произношения звуков [С], [З]).
Воспитатель рисует схему звуков [С], [З]). Язык внизу, губы улыбаются, зубы заборчиком, воздушная струя холодная, звук согласный, твердый.
Как вы думаете одинаковые эти звуки? Чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: при произношении звука [С], горлышко молчит, а при произношении звука [З] горлышко звенит.
Дети: один звук звонкий, а второй глухой.
Игра «Наоборот». (Дифференциация звуков в слогах).
Воспитатель: я буду играть с совенком, называть слоги со звуком [С], а вы будете играть зайчонком, называть слоги со звуком [З].
са-са-са за-за-за
су-су-су зу-зузу
со-со-со зо-зо-зо
сы-сы-сы зы-зы-зы
Физминутка. (Развитие координации речи с движением).
Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз согнуться, разогнуться.
Два нагнуться, потянуться.
Три в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
Игра «Дарим картинки»
(Развивать способность детей в выделении звуков [С], [З] в словах)
Воспитатель: ребята, давайте поиграем с совенком Саввой и зайчонком Заей.
Подарите Савве картинки в названиях которых слышится звук [С], а Зае картинки в названиях которых слышится звук [З].
Картинки: самолет, стол, роза, слон, ваза, часы, бусы, соска, заяц).
Игра «Мой, моя, мои»
(Упражнять в употреблении местоимений мой, моя, моё).
Воспитатель: про какие картинки можно сказать «Моя»?
Дети: моя роза, ваза, соска.
Воспитатель: про какие картинки можно сказать «Мой»?
Дети: мой самолет, стол, слон, заяц.
Воспитатель: а про какие картинки можно сказать «Мои»?
Дети: мои часы, бусы.
Звуковой анализ и синтез слова «бусы».
Воспитатель: ребята, а вам понравилась картинка «бусы»?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте сделаем звуковой анализ этого слова.
Воспитатель: произнесите слово так, чтобы был слышен первый звук. Как вы думаете, какой этот звук? Гласный или согласный?
Дети: согласный, твердый. Обозначаем синим квадратом. [Б]
Воспитатель: произнесите слово так, чтобы был слышен второй звук. Какой это звук?
Дети: гласный. Обозначаем красным квадратом. [У]
Воспитатель: произнесите слово так, чтобы был слышен третий звук. Какой это звук?
Дети: согласный, твердый. Обозначаем синим квадратом. [С]
Воспитатель: произнесите слово так, чтобы был слышен четвертый звук. Какой это звук?
Дети: гласный. Обозначаем красным квадратом. [Ы]
Воспитатель: сколько звуков в этом слове?
Дети: четыре звука.
Воспитатель: сколько гласных звуков?
Дети: два гласных звука.
Воспитатель: сколько согласных звуков?
Дети: два согласных звука.
Итог НОД.
С какими звуками играли? Придумайте слова с этими звуками.
Ответы детей.