Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по экологии " Человек часть природы"»
Технологическая карта организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы
Тема: Человек часть природы
Образовательная область - познавательное развитие.
Цель: сформировать представление о неразрывной части человека с природой.
Задачи: Показать место человека среди живых и неживых существ на Земле. Формировать убеждение у детей в том, что человек - часть природы, а не её покоритель.
Дать представление об эволюции человека в природе и его достижениях в результате этого.
Формировать представление у детей о многообразии взаимосвязей в природе.
Развивать представление об экологии, как о сложных, разнообразных многочисленных связях всех компонентов окружающей среды. Продемонстрировать основные связи в экосистемах
Оборудование: Презентация, плакаты и иллюстрации, изображающие жизнь первобытного человека, труд и отдых современного человека; экологические знаки поведения в лесу; глобус- модель Земли, значки для игры «Паутина», с изображением солнца, воды, воздуха, земли, животных, человека; клубок пряжи.
Этапы деятельности
Управленческая деятельность педагога
Деятельность детей
Организационно-мотивационный
(Создание благоприятного психологического настроя. Организация направленного внимания. Формирование интереса к предстоящей деятельности)
Аудиозапись звуков природы
- Ребята, хотите отправиться на прогулку? Представим себе, что мы гуляем по лесу, на лугу, отдыхаем на речке, загораем на песочке.
- Прикройте на минутку глазки и представим, как шелестят вокруг листья, деревья и кусты, зеленеет травка, расцветают дивные цветы.
- Где ребята, мы с вами находимся?
А сейчас послушайте стихотворение и отгадайте о ком оно:
Я иду по лесам, раздвигая зелёные ветви,
Я иду, по лугам раздвигая цветущие травы,
Я иду, по Земле раздвигая прозрачный воздух,
Я такой же, как дерево, как облако, как вода. В. Солоухин
-Хотите узнать, почему так сказал поэт?
Закрывают глаза и слушают звуки природы
(на природе)
- О человеке, что он тоже растет, питается, дышит- он живой.
Основной этап
Организационно-поисковый
(Актуализация знаний)
Этап практического решения проблемы
- Ребята природа существует очень давно.
-Мы недавно были с вами в виртуальном краеведческом музее (смотрели презентацию) и видели там останки древних животных (мамонтов). Видели, как жил древний человек, в пещере, в горе, видели, как люди добывали себе пищу- загоняли мамонта в яму-ловушку, а из его шкуры шили себе одежду.
А наша природа издавна была источником жизни и пропитания людей. Люди собирали ягоды, грибы, растения, орехи. Ловили рыбу, охотились. Шили одежду. Сооружали жилище, шалаши.
В старину люди научились делать мебель из древесины. Посуду из глины, рабочий инвентарь. А потом из металлов различную утварь и лампы для освещения. Всё это сопровождалось украшениями и орнаментом. С использованием растительных элементов. Приручили животных.
- И вот наступило наше время, посмотрите на себя и скажите, из чего сделана ваша одежда и обувь?
Из чего сделано всё, что нас окружает
А это всё природа А вот лежат варежки, свитер, шапка, носки. Подумайте ребята, нужно ли этим вещам солнце? Из чего сделаны эти вещи (из ниток). Нитки спрядены из шерсти овец. Овцы пасутся на пастбище с травой, а траве нужно солнце. Отсюда выражение «солнце кормит человека и одевает…».
- Мы с вами частичка в цепи этих взаимосвязей, всё в природе зависит друг от друга. Все, всем нужны. А человеку без природы вообще не прожить.
И сейчас поиграв в игру «Паутина жизни», вы в этом убедитесь.
Ход игры:
-Ребята, что нужно чтобы получить мёд? Даю первой пчеле кончик нитки, а дальше ребята передают клубок тому, кого называют. Вот посмотрите, какая получилась паутина, потянешь крепкая (дети тянут нитки)
- А если порвётся хоть одна ниточка, то разорвётся вся паутина. Т. е., если исчезнет что-то одно в этой цепи, то погибнут и все остальные.
А вот вам ещё одно практическое задание:
Что нужно для того, чтобы у вас на столе появилась чашка лекарственного чая? Выберите из этих карточек те, которые нужны для чая- Рассматриваем связи.
- Ребята, вот мы сегодня говорили о природе, жизни, связях, а слово мусор вам встречалось?
Что такое мусор?
И кто его разбрасывает?
(Голос из-за ширмы, перед ней глобус весь покрытый мусором)
«Ребята, я в беде, я не в силах исправить всё то зло, которое творит человек. Я не могу справиться с тем мусором, который разбрасывает на земле человек…»
-Земля ведь ты такая красивая, цветущая. Неужели ты сможешь погибнуть от мусора?
«Да, у меня много рек, озёр, полей, цветов и многого другого. Но этого всего становится всё меньше и меньше. У вас есть ещё время всё это спасти и спасти самих себя. Ведь вы тоже пазл природы»
- Земля не успела сказать нам, как ей помочь. Так вот мы, какая частичка природы, можем создавать, а можем и губить. Значит мы сами должны найти путь к её спасению. Нужно убрать мусор с планеты. (убираем мусор с глобуса в мусорку).
- Скажите, а как вы поступаете с мусором у себя дома?
- А вот ребята в Австралии придумали всемирную акцию. «Очистим свою планету от мусора». В ней участвует весь мир.
- А разве мы с вами меньше любим свою страну. И если каждый уберёт «свою планету», то мир станет чище и лучше.
- А что ребята мы можем сделать из этого мусора?
-Я вам предлагаю сделать из этого мусора полезные вещи.
Воспитатель: Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной похожей нету.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами
Такая планета нужна нам с вами.
Воспитатель: Ребята, мы спасли планету?
В награду Земля напоит нас лекарственным чаем с мёдом. Теперь вы точно знаете, как он попадает к нам на стол.
Ребята, но нам пора отправляться обратно в детский сад.
(из ниток, кожи, ткани).
(дерево, песок, глина, камни).
(Да).
Дети стоят в кругу с эмблемами стихий природы. Цветок, ветер, насекомые, птицы, человек, пчела, улей. На середине круга табличка «Мёд».
дети выбирают и раскладывают вокруг чашки (вода, воздух, растение, пчёлы, насекомые, птицы. глина, солнце, электричество, человек и т. д.).
Ответы детей
(дети высказываются, рассуждают)
(дети высказываются, рассуждают)
Дети складывают мусор в корзину
Ответы детей
Изготовление куклы из различного бросового материала
Да
Рефлексивнно - коррегирующий.
Вот и закончилась наша прогулка.
О чем сегодня говорили?
Что нового узнали?
Что бы вы рассказали дома родителям про нашу прогулку?
Ответы детей
Тема: Человек часть природы
Цель: сформировать представление о неразрывной части человека с природой
Задачи: показать место человека среди живых и неживых существ на Земле.
Формировать убеждение у детей в том, что человек - часть природы, а не её покоритель.
Дать представление об эволюции человека в природе и его достижениях в результате этого.
Формировать представление у детей о многообразии взаимосвязей в природе.
Развивать представление об экологии, как о сложных, разнообразных многочисленных связях всех компонентов окружающей среды.
Продемонстрировать основные связи в экосистемах
Оборудование: презентация, плакаты и иллюстрации, изображающие жизнь первобытного человека, труд и отдых современного человека; экологические знаки поведения в лесу; глобус- модель Земли, значки для игры «Паутина», с изображением солнца, воды, воздуха, земли, животных, человека; клубок пряжи,
Словарная работа: экология
Ход занятия:
Аудиозапись звуков природы
Воспитатель: - Ребята, хотите отправиться на прогулку?
Представим себе, что мы гуляем по лесу, на лугу, отдыхаем на речке, загораем на песочке.
- Прикройте на минутку глазки и представим, как шелестят вокруг листья, деревья и кусты, зеленеет травка, расцветают дивные цветы.
- Где ребята, мы с вами находимся?
А сейчас послушайте стихотворение и отгадайте о ком оно:
Я иду по лесам, раздвигая зелёные ветви,
Я иду, по лугам раздвигая цветущие травы,
Я иду, по Земле раздвигая прозрачный воздух,
Я такой же, как дерево, как облако, как вода. (В. Солоухин)
Воспитатель:
-Хотите узнать, почему так сказать поэт?
- Ребята природа существует очень давно.
-Мы недавно были с вами в виртуальном краеведческом музее (смотрели презентацию) и видели там останки древних животных (мамонтов).
Видели, как жил древний человек, в пещере, в горе, видели, как люди добывали себе пищу, загоняли мамонта в яму-ловушку, а из его шкуры шили себе одежду.
А наша природа издавна была источником жизни и пропитания людей.
- В старину люди научились делать мебель из древесины.
Посуду из глины, рабочий инвентарь.
А потом из металлов различную утварь и лампы для освещения. Всё это сопровождалось украшениями и орнаментом. С использованием растительных элементов. Приручили животных.
- И вот наступило наше время, посмотрите на себя и скажите, из чего сделана ваша одежда и обувь? (ответы детей)
Из чего сделано всё, что нас окружает? (…….)
-А это всё природа.
- А вот лежат варежки, свитер, шапка, носки. Подумайте ребята, нужно ли этим вещам солнце? (…….)
-Из чего сделаны эти вещи (из ниток).
-Нитки спрядены из шерсти овец. Овцы пасутся на пастбище с травой, а траве нужно солнце. Отсюда выражение «солнце кормит человека и одевает…».
- Мы с вами частичка в цепи этих взаимосвязей, всё в природе зависит друг от друга. Все, всем нужны. А человеку без природы вообще не прожить.
И сейчас поиграв в игру «Паутина жизни», вы в этом убедитесь.
Ход игры:
-Ребята, что нужно чтобы получить мёд?
Даю первой пчеле кончик нитки, а дальше ребята передают клубок тому, кого называют.
Вот посмотрите, какая получилась паутина, потянешь крепкая (дети тянут нитки)
- А если порвётся хоть одна ниточка, то разорвётся вся паутина. Т. е., если исчезнет что-то одно в этой цепи, то погибнут и все остальные.
А вот вам ещё одно практическое задание:
- Что нужно для того, чтобы у вас на столе появилась чашка лекарственного чая? Выберите из этих карточек те, которые нужны для чая
- Рассматриваем связи.
- Ребята, вот мы сегодня говорили о природе, жизни, связях, а слово мусор вам встречалось? (…..)
Что такое мусор? (…..)
И кто его разбрасывает? (…)
(Голос из-за ширмы, перед ней глобус весь покрытый мусором)
«Ребята, я в беде, я не в силах исправить всё то зло, которое творит человек. Я не могу справиться с тем мусором, который разбрасывает на земле человек…»
Воспитатель: -Земля ведь ты такая красивая, цветущая. Неужели ты сможешь погибнуть от мусора?
Голос из ширмы: «Да, у меня много рек, озёр, полей, цветов и многого другого. Но этого всего становится всё меньше и меньше. У вас есть ещё время всё это спасти и спасти самих себя. Ведь вы тоже пазл природы»
Воспитатель: - Земля не успела сказать нам, как ей помочь.
Так вот мы, какая частичка природы, можем создавать, а можем и губить.
Значит мы сами должны найти путь к её спасению.
Нужно убрать мусор с планеты. (убираем мусор с глобуса в мусорку).
- Скажите, а как вы поступаете с мусором у себя дома?
- А вот ребята в Австралии придумали всемирную акцию. «Очистим свою планету от мусора». В ней участвует весь мир.
- А разве мы с вами меньше любим свою страну. И если каждый уберёт «свою планету», то мир станет чище и лучше.
- Давайте очистим нашу планету от мусора ( дети подходят к глобусу и убирают мусор)
- А что ребята мы можем сделать из этого мусора?(……)
-Я вам предлагаю сделать из этого мусора полезные вещи. ( Изготавливаем куклу из различного бросового материала)
Воспитатель: Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной похожей нету.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами
Такая планета нужна нам с вами.
Воспитатель: Ребята, мы спасли планету?
В награду Земля напоит нас лекарственным чаем с мёдом. Теперь вы точно знаете, как он попадает к нам на стол.
Нам пора отправляться обратно в детский сад.
Вот и закончилась наша прогулка.
О чем сегодня говорили?
Что нового узнали?
Что бы вы рассказали дома родителям про нашу прогулку?