Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Красная Шапочка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект
занятия по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
(музыкально-творческая деятельность)
Провела:
Музыкальный руководитель
Плахова Н.В.
Дата проведения:
Апрель 2016 г.
г. Новочебоксарск. 2016 г.
Вид: музыкально-творческая деятельность
Тип: сюжетное, интегрированное
Форма проведения: обучающее, игра-путешествие
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей
Задачи:
Образовательные:
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства. Формирование элементарных представлений о музыке, как вида искусства и музыки.
Развитие восприятия музыки, фольклора; стимулирование сопереживаний музыкальных произведений; развитие самостоятельной творческой деятельности детей. Приобщение к музыкальному искусству народов региона.
Программные:
Закрепить и систематизировать знания о музыкальных инструментах;
Обогатить словарный запас новыми музыкальными терминами
Закрепить навыки согласованного, выразительного пения, передавая характер произведения.
Развивающие:
Развивать музыкально-творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности;
Развитие художественно-творческих способностей при ознакомлении с национальной культурой
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам.
воспитывать эмоционально-ценностное отношение ребенка к традициям и культуре своего народа.
Музыкальный репертуар
№ | Название | автор |
Слушание |
| аудио запись народных инструментов | |
«Парная пляска» исполнение |
1 | «В Новочебоксарске мы живем» | |
Музыкально-ритмические движения, танец |
1. | «Во саду ли в огороде» | русская народная мелодия |
2 | «Лендер» | Л. Бетховен |
3 | «Парная пляска» | карельская народная мелодия |
Образовательные области:
социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность);
развитие речи (коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы);
физическое развитие (двигательная деятельность)
художественно-эстетическое развитие (музыкально-творческая деятельность, продуктивная).
Использованная литература:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Москва-Синтез. 2015.
Программа образования ребенка-дошкольника.- Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, научный руководитель Л.В. Кузнецова, 2006г
«Праздники на Земле Улыпа». Чебоксары. 2006г.
«Музыка и движение» (для детей 6-7 лет). Москва, Просвещение. 1984.
Материал и оборудование:
Техническое оснащение: ноутбук, медиаустановка, мультимедийная презентация
2.Демонстрационный: предметы чувашского быта
3. Раздаточный: элементы чувашского узора из цветного картона.
Организация занятия: фронтально, использование всего пространства музыкального зала.
Методические приёмы:
I часть:
1.Приветствие
2.Игровая ситуация (Волшебная страна звуков)
3. Музыкально-ритмические движения
II часть:
4.Беседа о музыкальных звуках
5. Отгадывание загадок о музыкальных инструментах
6. Рассматривание картины Н.К. Сверчкова «Чувашская свадьба»
7. Знакомство с чувашскими народными музыкальными инструментами
8.Пение (распев, хор, солисты)
III часть:
9.Художествено-творческая деятельность (собираем элементы чувашского узора)
10.Чувашская игра Юхан шывсем ( «Ручеек»)
11. Итог
Конспект по ходу занятия
I часть:
1.Приветствие
2.Игровая ситуация
Муз руководитель: сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие в страну волшебных звуков. Чтобы было интересно и весело в пути отправимся с песней. В каждом куплете спрятано задания, которые вам нужно выполнить.
3. Музыкально-ритмические движения
Муз руководитель: (по музыкальное сопровождение):
(ритмичная ходьба)
Друг за другом мы идем,
Ножки поднимаем.
В музыкальную страну весело шагаем
(ходьба на носочках)
Вдруг тропинка узкая
Встанем на носочки
Аккуратно мы пойдем
Не задев цветочки.
(движения руками)
Вот поднялся ветерок
С ветками играет
Вправо, влево
Влево, вправо веточки качает.
(шаг поскок)
Ну а дальше по дорожке
Скачем мы ножках
То на правой,
То на левой
Скачем по дорожке.
(ритмическая ходьба)
По тропинке мы легко
Весело скакали
Вот страна волшебная
Мы тебя узнали.
II часть:
4.Беседа о музыкальных звуках
Муз руководитель: На земле у каждого есть родимый дом
Хорошо и весело и уютно в нем.
У собаки - конура, у лисы- нора.
А у птицы- гнездо, у совы дупло.
Отгадай загадку, маленький мой друг.
Где живет по-твоему музыкальный звук?
- Где же живут музыкальные звуки? (в музыкальных инструментах)
-Когда мы их слышим? (когда играем на музыкальных инструментах)
-вспомним некоторые из них и отгадаем загадки.
5. Отгадывание загадок о музыкальных инструментах
Муз руководитель:
Если хочешь поиграть,
Нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка
Будем музыка слышна (дудочка)
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко
Затихло все: играет…… (скрипка)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке
Бьют его, а он гремит,
В ногу всех шагать велит (барабан)
Он похож на погремушку
Только это не игрушка
Дети, ждут ответ от вас!
Что же это? (маракас)
6. Рассматривание картины Н.К. Сверчкова «Чувашская свадьба»
Муз руководитель: Посмотрите на экран. И рассмотрите картину чувашского художника Н.К. Сверчкова «Чувашская свадьба» (слайд № 3)
Вопросы по картине:
-Изображены ли на картине чувашские музыканты?
-На каких музыкальных инструментах они играют?
7. Знакомство с чувашскими народными музыкальными инструментами.
(прослушивание музыкальных записей, просмотр слайдов. Воспитатель называет инструменты на русском и чувашском языках)
(слайды № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11)
8.Пение (слайд № 12)
Муз руководитель: Скажите, пожалуйста, какой инструмент есть у человека? (голос). Я предлагаю извлечь из вашего инструмента звуки, то есть что мы будем с вами делать? (петь). Правильно, сегодня мы с вами вспомним песню неизвестного чувашского композитора, в которой поется о самом молодом городе нашей Республики - Новочебоксарске. Как называется песня? («В Новочебоксарске мы живем»).
Распев
Муз руководитель: Давайте настроим свой инструмент, вспомним мелодию и исполним на разные слоги:
-ля-
-лё-
-лю-
Хоровое пение
-споем песню от начала до конца
-Вы исполнили песню все вместе. Кем мы были? (хором)
сольное исполнение
-предлагаю спеть песню по другому. Кто-то исполнит куплет. А припев мы исполним вместе
-Как можно называть ребят, которые пели по одному (солисты)
III часть:
9.Художествено-творческая деятельность (собираем элементы чувашского узора)
Воспитатель: Наш чувашский край богат песнями, богат вышивкой. О нем так и говорят: «Край ста тысяч песен, ста тысяч вышивок» (слайд № 13)
Сейчас мы с вами пройдем к столам и попробуем собрать чувашский узор.
(дети выкладывают чувашские узоры из элементов)
10.Чувашская игра Юхан шывсем ( «Ручеек») (слайд № 14)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в чувашскую народную игру Юхан шывсем ( «Ручеек»)
11. Итог
Муз. руководитель: Как жаль, что наше путешествие подошло к концу. Из страны волшебных музыкальных звуков пора возвращаться в детский сад.
Дети произносят:
1,2,3,4,5 – в детском садике опять!
Вопросы к детям:
-Вам понравилось сегодняшнее путешествие?
-Чем запомнилось?
-Что нового вы узнали?
-Что хотите еще узнать?