Путешествие в страну музыкальных инструментов.
(Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе)
Шутова О.Ю.
Музыкальный руководитель
ГККП «Болаша?», г.Есиль
Цели и задачи: Расширять представление детей о многообразии музыкальных инструментов. Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами: домбра, скрипка, гармонь, балалайка. Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко выражать свои мысли. Обогащать словарный запас, знания детей о разных странах.
Предварительная работа: разучивание песен, знакомство с некоторыми музыкальными инструментами, разучивание музыкального приветствия.
Демонстрационный материал: видеопроектор со слайдами, музыкальные инструменты, глобус.
Дети сидят в зале.
Муз.руководитель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, а занятие-путешествие по разным странам. А помогут нам в этом музыкальные инструменты и вот этот волшебный глобус. Но прежде, я хочу обратить внимание на наших гостей, которые отправятся в путешествие вместе с нами. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Музыкальное приветствие. Л.Хисматуллиной
Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп
Здравствуйте ножки - топ, топ, топ,
Здравствуйте щечки - плюх, плюх, плюх,
Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх,
Здравствуйте губки - чмок, чмок,чмок,
Здравствуйте зубки- стук,стук, стук,
Здравствуй мой носик - бип, бип, бип,
Здравствуйте малышки- всем привет!
Муз.руководитель : - Ребята, сейчас мы с вами отправимся в интересное путешествие, а сейчас закройте глазки (звук поезда). Ребята, что вы слышите?
Дети: Шум поезда.
Муз.руководитель : -Все верно, мы в поезде и превращаемся в юных путешественников. Итак, в путь!
Раскручивает глобус, звучит шум поезда. (глобус останавливается и звучит итальянская народная музыка ), слайд№1 «Венеция».
Муз.руководитель: - Дети, Мы в Италии, в чудесном итальянском городе Венеция. Она построена на островах со всех сторон окруженных водой. Слайд№2 «Город, окруженный водой».Поэтому жители передвигаются по городу с помощью длинных лодок, которые называются гондолы. Слайд№3 «Гондолы».В таких лодках, бесшумно скользящих по воде, рождались песни лодочников.
Муз.руководитель: - Еще я вас хочу познакомить с одним итальянским музыкальным инструментом. Слайд№3 «Скрипка». Может кому-то уже знаком этот инструмент?
Дети: Скрипка
Италия - родина такого прекрасного инструмента как скрипка. Ее еще называют королевой оркестра. А сейчас я предлагаю вам послушать звучание этого инструмента. (звучит скрипка)
Муз.руководитель: - Ребята, скажите какое звучание у этого инструмента?
Дети: Напевное, мелодичное, спокойное.
Муз.Руководитель: - Ребята, на скрипке играют с помощью 4-х струн и смычка, поэтому он относится к группе струнно-смычковых инструментов.
У неё четыре струны, держат её на плече, на ней играют смычком.
Муз.руководитель: - Хорошо, а теперь нам пора продолжить наше путешествие. (кручу глобус, шум поезда)
Глобус останавливается, звучит русская народная музыка. слайд№4 «Москва»
Муз.руководитель: - Мы в Москве – столице России. С древних времен на Руси гостей встречают караваем. Слайд№ 5 «Каравай»
Муз.руководитель: -Самыми известными русскими народными музыкальными инструментами являются гармонь, Слайд№6 «Гармонь», ложки,Слайд№7 «Ложки»,балалайка Слайд№8 «Балалайка». Балалайка это тоже струнный инструмент у него 3 струны и играют на ней пальцами, как бы щипая струны. Давайте послушаем как звучит балалайка. Какое у балалайки звучание? ( звучит балалайка)
Дети: -Веселое, задорное.
Муз.руководитель: -Звуки русских народных инструментов поднимают настроение, веселят народ. Давайте подымем себе настроение игрой на музыкальных инструментах.
Слайд№9 «Матрешка»
- Главным сувениром России является матрешка. Игра с матрешкой.
Муз.руководитель: -Ребята, мы отправляемся с вами дальше. (кручу глобус) Мы в Казахстане. Мы засиделись в поезде, устали, давайте немножко взбодримся.
Разминка «Солнышко лучистое любит скакать».
Муз.руководитель: -Мы в Астане- столице Казахстана. Казахстан – это прекрасные леса,Слайд№10 «Лес»высокие горы слайд№11 «Горы» и широкие реки, изумрудные озера и бескрайние степи слайд№12 «Озера». Невозможно описать красоту природы Казахстана. Слайд№13,14 «Природа»
Муз. Руководитель: - Что вы знаете о Казахстане? Слайд№15 «Президент»
Дети: -Президента зовут Нурсултан Абишевич Назарбаев, столица Казахстана - Астана, Слайд№16 «Флаг» флаг голубого цвета, на нем изображено солнце и парящий под ним орел, а также орнамент
(звучит домбра) Слайд№17 «Домбра»
Муз.руководитель: -Ребята, Вы узнали что это за инструмент?
Дети:- Казахский народный инструмент – домбра.
Муз.руководитель: - Какой он?
Дети: - Струнный, у него 2 струны. (звучит тихо домбра)
Муз.руководитель: - А вы знаете, как появилась добра? Слайд№18
Об этом инструменте есть красивая легенда. Когда-то давным-давно, жил хан, он славился своей жестокостью. Слайд№19 Того, кто приносил ему плохие вести, хан казнил, заливая говорившему раскаленный свинец в горло слайд20. Однажды, единственный сын хана погиб на охоте. Слайд№21 Народ не знал как рассказать об этом хану.Слайд№22 Решили поручить старому мудрому акыну рассказать хану дурную весть. Всю ночь тот мастерил инструмент. Пришел на утро акын к хану, сел перед ним и стал рассказывать дурную весть языком музыки… и хан понял всё, но кого казнить? Ведь акын не произнес ни звука. Значит надо казнить инструмент. Стали палачи заливать свинцом инструмент, три струны не выдержали и лопнули, а в домбре появилось маленькое отверстие. Слайд№23 Теперь у домбры всего две струны, а сколько звуков. А теперь мы продолжаем наше путешествие, занимаем места в поезде.
А теперь, чтобы нам вернуться в наш детский сад, нам нужно опять покрутить наш глобус (звучит спокойная музыка), Слайд№24
Реснички опускаются. Глазки закрываются. Дышится легко, свободно, глубоко. Открыли глазки. Вот и закончилось наше путешествие, вам оно понравилось?
1 ребенок: -За время нашего путешествия, я много видел и о многом узнал.
2 ребенок:- А я теперь могу повторить вслед за моим дедом: «Все земли хороши, а своя лучше всех!»
3 ребенок: -Здесь я дома. Здесь мне знакома каждая травинка, каждая тропинка. А еще здесь живет моя мама.
Исполняют песню «Ту?ан жер» К. Дуйсекеева.