Тема: « Высокие и низкие музыкальные звуки»
Предмет: Вокальный ансамбль
Год обучения: Первый
Музыкальный материал:
1. «Марш» Р.Шуман
2. «Качели» Е.Тиличеева
3. «Веселый жук» Р.Котляревский
4. «Делай как я» Английская песня-игра
5. «Весёлое такси» р.н.п.
6. «Баба Яга» Н.Соколова
7. «Лилипуты и великаны» муз. игра Е.Н. Бугаева
Оборудование, методические материалы:
1. Демонстрационный материал – книга «Сказки»
2. Герои из сказок (мягкие игрушки): собачка, заяц, кот, Баба Яга, обезьянка.
3. Карточки: с буквами, со словами, музыкальная горка.
4. Стихотворение: «Ленивый кот» Е.Королева.
5. Плакат с деревом (оценки – листики).
Цель занятия: Способствовать развитию навыков исполнения высоких и низких звуков через образное восприятие музыки.
Задачи:
1. Способствовать формированию исполнительского навыка и интереса к музыке.
2. Создавать условия для формирования навыков коллективной исполнительской деятельности.
3. Способствовать закреплению понятий «звуковысотность, тембр».
4. Развивать певческий диапазон учащихся, тембральный, звуковысотный слух.
5. Воспитывать дружеские отношения в коллективе, ответственность за общее дело, чувство красоты, доброты, прекрасного.
Форма урока Урок-путешествие
Конспект урока
Дети заходят в класс, рассаживаются под музыку (звучит марш). (см. приложение №1)
Приветствие: Попевка «Здравствуйте ребята, здравствуйте учитель». (см. приложение №2)
Мотивационная беседа.
Сегодня наш урок будет необычным. Мы с вами отправимся в путешествие, а поможет нам в этом книга сказок. (фото книги)
- Кто скажет, о чем эта книга?
- О сказках
-. А вы любите читать сказки?
-Да, нам нравится читать книги, в которых сказочные герои живут своей интересной жизнью.
- Ребята, мы отправляемся в путешествие по сказкам. На нашем пути будут встречаться герои из разных сказок, а мы с помощью голоса будем их изображать.
- Как вы думаете, какие это будут звуки и почему? Вот мы встретили мышку (игрушка мышка)
- Каким звуком мы её изобразим: высоким или низким?
- Высоким звуком.
-Изобразим голос мышки: руку поднимаем вверх, на слог «пи» исполняем высокий звук.
- Ребята, у меня в руках игрушка – корова. (игрушка корова)
- Каким звуком мы её изобразим: высоким или низким?
- Низким. Изображаем голос коровы: руку опускаем вниз, на слог «му» исполняем низкий звук.
- Ребята, звуки бывают разные: высокие, средние, низкие в зависимости от характера и голоса героя.
Подготовка голосового аппарата к работе.
1. Упражнение «Подул ветерок».
- Изобразите, как дует ветерок… (На звук «Ф» выполняем дыхательное упражнение, обращаем внимание детей на короткий вдох, активную работу живота, медленное распределение выдыхаемого воздуха).
- Книжечка открылась,(фото открытой книги)странички переворачиваются и первая сказка, в которую мы попали – это сказка про «Ленивого кота».
- Дети, а какие вы знаете сказки, где главный герой кот?
- Сказка «Кот в сапогах», «Кот и лиса», «Глупый мышонок», «Буратино».
2. Упражнение «Ленивый кот». - Давайте изобразим «ленивого кота». (фото детей, Стих, см. Приложение №3) Разминка артикуляционного аппарата, работа над дикцией, мимикой, пластическая театрализация героя. Будьте внимательны, упражнения делайте выразительно.
3. Упражнение «Весёлые горки». (фото с карточкой)
- Сейчас мы покатаемся на горках. (Работа над развитием диапазона по схеме вверх-вниз, на разные гласные «о», «а», «у», «э», «и». Упражнение выполняется с помощью пластического интонирования рукой).
- Подумайте, каким звуком мы изображаем подъем в горку?
- Высоким.
- Какой тембр у звука?
- Светлый, тоненький.
- Спускаемся с горки.
- Каким звуком изображаем спуск с горки?
- Низким.
- Какой тембр?
- Тёмный, толстый.
4. Упражнение «Лошадки» (фото лошади)
- Сейчас я приглашаю всех сесть на лошадок и поскакать верхом в следующую сказку. (Дети щёлкают языком, изображая стук копыт).
Вокально-хоровая работа
Ребята, на лошадках мы приехали в следующую сказку, которая расскажет нам о «Лилипутах великанах».(картинка книги)
Эту сказку написал английский писатель Свифт «Путешествие Гулливера».
В ней рассказывается о том, как моряк попадает сначала в страну лилипутов, а потом великанов. С героем сказки Гулливером происходят различные приключения.
Изучение нового материала, исполнение высоких и низких звуков.
1. Музыкальная игра «Лилипуты и великаны». С помощью голоса изображаем великанов и лилипутов. Звучит музыка. Дети по группам исполняют, повторяя за учителем, музыкальные фразы. (см. приложение №1)
- Какой голос у великанов? (из предложенных терминов на карточках выбрать подходящие характеристики: нежный, яркий, злой, тихий, громкий, суровый, настойчивый,
- Громкий, яркий.- Какая высота звука? (Высокая, средняя, низкая).
- Низкая.
- Какой голос у лилипутов? (из предложенных терминов выбрать подходящие характеристики: нежный, яркий, злой, тихий, громкий, суровый, хитрый, высокий, тоненький, мягкий
- Высокий, тоненький, тихий, мягкий.
2. Попевка «Качели». Мы продолжаем путешествовать. Садимся на качели и летим в новую сказку. Исполняем попевку «Качели» с пластическим интонированием. (см. приложение №2) Работаем над дыханием, звуковедением.
- Наши качели поднимаются вверх, какой звук мы поем и каким голосом?
- Высокий звук, тоненьким голосом.
- Чтобы достать высокий звук, мы помогаем себе: поднимаемся на носочки, руки тянем к солнышку. (дети выполняют движения).
- Когда качели летят вниз, какой исполняется звук?
- Низкий звук, уверенным голосом.
Закрепление изученного материала, работа над интонацией, ритмом, характером произведения.
1. Песня «Весёлый жук». Двигаясь на качелях, представим, как по травке идет и поет веселую песенку жук. (см. приложение №2) Давайте исполним песенку весёлого жучка.
- С каким настроением исполнили эту песенку?
- Весело, радостно, бодро.
- Как исполнили вы эту песенку?
- Пели дружно, слушали друг друга.
-У нас получился дружный хор. Наше исполнение передаёт задорное настроение жучка.
- Каким звуком мы изобразили жука?
- Средним звуком.
2. Физкультминутка «Делай, как я». - Мы продолжаем путешествие. Давайте отдохнем на красивой зелёной полянке. Проводится физкультминутка. Дети исполняют, повторяя за учителем, слова и движения под музыку. (см. приложение №3)
3. Прибаутка «Весёлое такси». Отдохнули, садимся в уютное такси и отправляемся дальше в путь.
Исполняется попевка «Веселое такси» с пластическим интонированием, проводится работа над интонацией и дыханием. (см. приложение №4)
4. Слушание музыки.
Мини-исследование. Мы и приехали в следующую сказку. Вы узнаете героя сказки, когда прослушаете музыку-загадку. (Слушание произведения «Баба Яга»). (см. приложение №5)
- Кто пришел к нам в гости, узнали?
- Баба Яга.
- Какие вы знаете сказки, где среди героев есть Баба Яга?
- «Гуси лебеди», «Василиса прекрасная».
- Какой характер у этой песенки?
- Суровый, злой.
- Каким звуком будем петь?
- Низким звуком.
- Давайте изобразим, как ходит Баба Яга.
Дети исполняют, повторяя за учителем, слова и движения под музыку. (хлопки по коленям, имитируют ходьбу Бабы Яги).
Подведение итогов урока
Ребята, подул ветерок, и наша книжечка закрылась. Из волшебных сказок мы вернулись в класс.
- Какие герои встретились нам на пути?
- Лилипуты, великаны, котик, жук и Баба Яга.
- С помощью чего мы их изображали?
- С помощью нашего голоса.
- Какие бывают звуки?
- Высокие, средние, низкие.
Сегодня на уроке мы учились слышать и исполнять музыкальные звуки с разной высотой. Вы успешно справились с заданиями во время путешествия. Вашей оценкой уроку будут цветные листочки на нашем волшебном дереве (красный – Здорово!, зелёный – Хорошо!, коричневый – Не понравилось
Обмен мнениями.
Спасибо за урок!
Задачи, методические принципы и приемы:
1. Постановка темы урока «Звуковысотность»- подведение к осознанию темы урока и закрепление понятия в сознании детей; определение уровня знаний и усвоения материала по данной теме.
2. Разминка «Ленивый кот» - подготовка голосового аппарата к пению; певческая установка.
3. «Лилипуты и великаны» - (музыкальная игра) через образное восприятие исполнения высоких и низких звуков. Происходит музыкальная импровизация диалога сказочных героев. Развитие творческих навыков, тембрального слуха, ощущение, диапазона, координации слуха и голоса.
4. «Качели» - работа над интонированием с помощью «пластического интонирования». Закрепления понятия: высокие, средние, низкие, звуки. Формирование навыка исполнения хором.
5. «Веселый жук» - закрепления понятия «звуковысотность». Беседа в характере музыки, передача настроения через звуки. Вокально-хоровая работа. Исполнение с движением.
6. «Делай, как я» - музыкальная игра. Здоровьесберегающий компонент. Активизация всего тела, развитие чувства ритма, быстрой реакции, внимания.
7. «Веселое такси» - вокально-хоровая работа над прибауткой, использование пластического интонирования для показа направления движения мелодии. Закрепление понятия звуковысотности. Формирование навыка совместного исполнения.
8. «Баба Яга»- слушание, активизация воображения: (выбор сказочного героя соответствующего характеру музыки). Чувство ритма – изображение под музыку шагов Бабы Яги.
9. Итог урока
В ходе урока использовались разные виды музыкальной деятельности:
- Пение
- Вокальное музицирование
- Слушание
- Шумовая импровизация
- Пластическое интонирование
- Ритмическая импровизация
Принципы и методы:
- Принцип насыщенности урока музыкальным звучанием
- Метод звуковой и зрительной наглядности
- Межпредметная связь
- Интеграция
- Дифференцированный подход
- Преемственность