kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие по теме "Высокие и низкие музыкальные звуки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « Высокие и низкие музыкальные звуки»

Предмет: Вокальный ансамбль

Год обучения: Первый

Музыкальный материал:

1. «Марш» Р.Шуман

2. «Качели» Е.Тиличеева

3. «Веселый жук» Р.Котляревский

4. «Делай как я» Английская песня-игра

5. «Весёлое такси» р.н.п.

6. «Баба Яга» Н.Соколова

7. «Лилипуты и великаны» муз. игра Е.Н. Бугаева

Оборудование, методические материалы:

1. Демонстрационный материал – книга «Сказки»

2. Герои из сказок (мягкие игрушки): собачка, заяц, кот, Баба Яга, обезьянка.

3. Карточки: с буквами, со словами, музыкальная горка.

4. Стихотворение: «Ленивый кот» Е.Королева.

5. Плакат с деревом (оценки – листики).

Цель занятия: Способствовать развитию навыков исполнения высоких и низких звуков через образное восприятие музыки.

Задачи:

1. Способствовать формированию исполнительского навыка и интереса к музыке.

2. Создавать условия для формирования навыков коллективной исполнительской деятельности.

3. Способствовать закреплению понятий «звуковысотность, тембр».

4. Развивать певческий диапазон учащихся, тембральный, звуковысотный слух.

5. Воспитывать дружеские отношения в коллективе, ответственность за общее дело, чувство красоты, доброты, прекрасного.

Форма урока Урок-путешествие 

Конспект урока

Дети заходят в класс, рассаживаются под музыку (звучит марш). (см. приложение №1)

Приветствие: Попевка «Здравствуйте ребята, здравствуйте учитель». (см. приложение №2)

Мотивационная беседа.

Сегодня наш урок будет необычным. Мы с вами отправимся в путешествие, а поможет нам в этом книга сказок. (фото книги)

- Кто скажет, о чем эта книга?

- О сказках

-. А вы любите читать сказки?

-Да, нам нравится читать книги, в которых сказочные герои живут своей интересной жизнью.

- Ребята, мы отправляемся в путешествие по сказкам. На нашем пути будут встречаться герои из разных сказок, а мы с помощью голоса будем их изображать.

- Как вы думаете, какие это будут звуки и почему? Вот мы встретили мышку (игрушка мышка)

- Каким звуком мы её изобразим: высоким или низким?

- Высоким звуком.

-Изобразим голос мышки: руку поднимаем вверх, на слог «пи» исполняем высокий звук.

- Ребята, у меня в руках игрушка – корова. (игрушка корова)

- Каким звуком мы её изобразим: высоким или низким?

- Низким. Изображаем голос коровы: руку опускаем вниз, на слог «му» исполняем низкий звук.

- Ребята, звуки бывают разные: высокие, средние, низкие в зависимости от характера и голоса героя.

Подготовка голосового аппарата к работе.

1. Упражнение «Подул ветерок».

- Изобразите, как дует ветерок… (На звук «Ф» выполняем дыхательное упражнение, обращаем внимание детей на короткий вдох, активную работу живота, медленное распределение выдыхаемого воздуха).

- Книжечка открылась,(фото открытой книги)странички переворачиваются и первая сказка, в которую мы попали – это сказка про «Ленивого кота».

- Дети, а какие вы знаете сказки, где главный герой кот?

- Сказка «Кот в сапогах», «Кот и лиса», «Глупый мышонок», «Буратино».

2. Упражнение «Ленивый кот». - Давайте изобразим «ленивого кота». (фото детей, Стих, см. Приложение №3) Разминка артикуляционного аппарата, работа над дикцией, мимикой, пластическая театрализация героя. Будьте внимательны, упражнения делайте выразительно.

3. Упражнение «Весёлые горки». (фото с карточкой)

- Сейчас мы покатаемся на горках. (Работа над развитием диапазона по схеме вверх-вниз, на разные гласные «о», «а», «у», «э», «и». Упражнение выполняется с помощью пластического интонирования рукой).

- Подумайте, каким звуком мы изображаем подъем в горку?

- Высоким.

- Какой тембр у звука?

- Светлый, тоненький.

- Спускаемся с горки.

- Каким звуком изображаем спуск с горки?

- Низким.

- Какой тембр?

- Тёмный, толстый.

4. Упражнение «Лошадки» (фото лошади)

- Сейчас я приглашаю всех сесть на лошадок и поскакать верхом в следующую сказку. (Дети щёлкают языком, изображая стук копыт).

Вокально-хоровая работа

Ребята, на лошадках мы приехали в следующую сказку, которая расскажет нам о «Лилипутах великанах».(картинка книги)

Эту сказку написал английский писатель Свифт «Путешествие Гулливера».

В ней рассказывается о том, как моряк попадает сначала в страну лилипутов, а потом великанов. С героем сказки Гулливером происходят различные приключения.

Изучение нового материала, исполнение высоких и низких звуков.

1. Музыкальная игра «Лилипуты и великаны». С помощью голоса изображаем великанов и лилипутов. Звучит музыка. Дети по группам исполняют, повторяя за учителем, музыкальные фразы. (см. приложение №1)

- Какой голос у великанов? (из предложенных терминов на карточках выбрать подходящие характеристики: нежный, яркий, злой, тихий, громкий, суровый, настойчивый,

- Громкий, яркий.- Какая высота звука? (Высокая, средняя, низкая).

- Низкая.

- Какой голос у лилипутов? (из предложенных терминов выбрать подходящие характеристики: нежный, яркий, злой, тихий, громкий, суровый, хитрый, высокий, тоненький, мягкий

- Высокий, тоненький, тихий, мягкий.

2. Попевка «Качели». Мы продолжаем путешествовать. Садимся на качели и летим в новую сказку. Исполняем попевку «Качели» с пластическим интонированием. (см. приложение №2) Работаем над дыханием, звуковедением.

- Наши качели поднимаются вверх, какой звук мы поем и каким голосом?

- Высокий звук, тоненьким голосом.

- Чтобы достать высокий звук, мы помогаем себе: поднимаемся на носочки, руки тянем к солнышку. (дети выполняют движения).

- Когда качели летят вниз, какой исполняется звук?

- Низкий звук, уверенным голосом.

Закрепление изученного материала, работа над интонацией, ритмом, характером произведения.

1. Песня «Весёлый жук». Двигаясь на качелях, представим, как по травке идет и поет веселую песенку жук. (см. приложение №2) Давайте исполним песенку весёлого жучка.

- С каким настроением исполнили эту песенку?

- Весело, радостно, бодро.

- Как исполнили вы эту песенку?

- Пели дружно, слушали друг друга.

-У нас получился дружный хор. Наше исполнение передаёт задорное настроение жучка.

- Каким звуком мы изобразили жука?

- Средним звуком.

2. Физкультминутка «Делай, как я». - Мы продолжаем путешествие. Давайте отдохнем на красивой зелёной полянке. Проводится физкультминутка. Дети исполняют, повторяя за учителем, слова и движения под музыку. (см. приложение №3)

3. Прибаутка «Весёлое такси». Отдохнули, садимся в уютное такси и отправляемся дальше в путь.

Исполняется попевка «Веселое такси» с пластическим интонированием, проводится работа над интонацией и дыханием. (см. приложение №4)

4. Слушание музыки.

Мини-исследование. Мы и приехали в следующую сказку. Вы узнаете героя сказки, когда прослушаете музыку-загадку. (Слушание произведения «Баба Яга»). (см. приложение №5)

- Кто пришел к нам в гости, узнали?

- Баба Яга.

- Какие вы знаете сказки, где среди героев есть Баба Яга?

- «Гуси лебеди», «Василиса прекрасная».

- Какой характер у этой песенки?

- Суровый, злой.

- Каким звуком будем петь?

- Низким звуком.

- Давайте изобразим, как ходит Баба Яга.

Дети исполняют, повторяя за учителем, слова и движения под музыку. (хлопки по коленям, имитируют ходьбу Бабы Яги).

Подведение итогов урока

Ребята, подул ветерок, и наша книжечка закрылась. Из волшебных сказок мы вернулись в класс.

- Какие герои встретились нам на пути?

- Лилипуты, великаны, котик, жук и Баба Яга.

- С помощью чего мы их изображали?

- С помощью нашего голоса.

- Какие бывают звуки?

- Высокие, средние, низкие.

Сегодня на уроке мы учились слышать и исполнять музыкальные звуки с разной высотой. Вы успешно справились с заданиями во время путешествия. Вашей оценкой уроку будут цветные листочки на нашем волшебном дереве (красный – Здорово!, зелёный – Хорошо!, коричневый – Не понравилось

Обмен мнениями.

Спасибо за урок!

Задачи, методические принципы и приемы:

1. Постановка темы урока «Звуковысотность»- подведение к осознанию темы урока и закрепление понятия в сознании детей; определение уровня знаний и усвоения материала по данной теме.

2. Разминка «Ленивый кот» - подготовка голосового аппарата к пению; певческая установка.

3. «Лилипуты и великаны» - (музыкальная игра) через образное восприятие исполнения высоких и низких звуков. Происходит музыкальная импровизация диалога сказочных героев. Развитие творческих навыков, тембрального слуха, ощущение, диапазона, координации слуха и голоса.

4. «Качели» - работа над интонированием с помощью «пластического интонирования». Закрепления понятия: высокие, средние, низкие, звуки. Формирование навыка исполнения хором.

5. «Веселый жук» - закрепления понятия «звуковысотность». Беседа в характере музыки, передача настроения через звуки. Вокально-хоровая работа. Исполнение с движением.

6. «Делай, как я» - музыкальная игра. Здоровьесберегающий компонент. Активизация всего тела, развитие чувства ритма, быстрой реакции, внимания.

7. «Веселое такси» - вокально-хоровая работа над прибауткой, использование пластического интонирования для показа направления движения мелодии. Закрепление понятия звуковысотности. Формирование навыка совместного исполнения.

8. «Баба Яга»- слушание, активизация воображения: (выбор сказочного героя соответствующего характеру музыки). Чувство ритма – изображение под музыку шагов Бабы Яги.

9. Итог урока

В ходе урока использовались разные виды музыкальной деятельности:

  • Пение
  • Вокальное музицирование
  • Слушание
  • Шумовая импровизация
  • Пластическое интонирование
  • Ритмическая импровизация

Принципы и методы:

  • Принцип насыщенности урока музыкальным звучанием
  • Метод звуковой и зрительной наглядности
  • Межпредметная связь 
  • Интеграция
  • Дифференцированный подход
  • Преемственность

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по теме "Высокие и низкие музыкальные звуки".»

Тема: « Высокие и низкие музыкальные звуки»

Предмет: Вокальный ансамбль

Год обучения: Первый


Музыкальный материал:

  1. «Марш» Р.Шуман

  2. «Качели» Е.Тиличеева

  3. «Веселый жук» Р.Котляревский

  4. «Делай как я» Английская песня-игра

  5. «Весёлое такси» р.н.п.

  6. «Баба Яга» Н.Соколова

  7. «Лилипуты и великаны» муз. игра Е.Н. Бугаева


Оборудование, методические материалы:

  1. Демонстрационный материал – книга «Сказки»

  2. Герои из сказок (мягкие игрушки): собачка, заяц, кот, Баба Яга, обезьянка.

  3. Карточки: с буквами, со словами, музыкальная горка.

  4. Стихотворение: «Ленивый кот» Е.Королева.

  5. Плакат с деревом (оценки – листики).


Цель занятия:

Способствовать развитию навыков исполнения высоких и низких звуков через образное восприятие музыки.

Задачи:

  1. Способствовать формированию исполнительского навыка и интереса к музыке.

  2. Создавать условия для формирования навыков коллективной исполнительской деятельности.

  3. Способствовать закреплению понятий «звуковысотность, тембр».

  4. Развивать певческий диапазон учащихся, тембральный, звуковысотный слух.

  5. Воспитывать дружеские отношения в коллективе, ответственность за общее дело, чувство красоты, доброты, прекрасного.


Форма урока

Урок-путешествие

Конспект урока

Дети заходят в класс, рассаживаются под музыку (звучит марш) (см. приложение №1)

Приветствие:

Попевка «Здравствуйте ребята, здравствуйте учитель» (см. приложение №2)

Мотивационная беседа.

Сегодня наш урок будет необычным. Мы с вами отправимся

в путешествие, а поможет нам в этом книга сказок. (фото книги)

- Кто скажет, о чем эта книга?

- О сказках

- А вы любите читать сказки?

-Да, нам нравится читать книги, в которых сказочные герои живут

своей интересной жизнью.

- Ребята, мы отправляемся в путешествие по сказкам. На нашем

пути будут встречаться герои из разных сказок, а мы с помощью голоса будем их изображать.

- Как вы думаете, какие это будут звуки и почему?

Вот мы встретили мышку.

- Каким звуком мы её изобразим: высоким или низким?

- Высоким звуком.

-Изобразим голос мышки: руку поднимаем вверх,

на слог «пи» исполняем высокий звук.

- Ребята, у меня в руках игрушка – корова.

- Каким звуком мы её изобразим: высоким или низким?

- Низким.

Изображаем голос коровы: руку опускаем вниз, на слог «му» исполняем низкий звук.

- Ребята, звуки бывают разные: высокие, средние, низкие в зависимости от характера и голоса героя.

Подготовка голосового аппарата к работе.

1. Упражнение «Подул ветерок».

- Изобразите, как дует ветерок… (На звук «Ф» выполняем дыхательное

упражнение, обращаем внимание детей на короткий

вдох, активную работу живота, медленное распределение

выдыхаемого воздуха).

- Книжечка открылась, странички переворачиваются и первая сказка,

в которую мы попали – это сказка про «Ленивого кота».

- Дети, а какие вы знаете сказки, где главный герой кот?

- Сказка «Кот в сапогах», «Кот и лиса», «Глупый мышонок»,

«Буратино».

2. Упражнение «Ленивый кот».

- Давайте изобразим «ленивого кота». (стихи)

Разминка артикуляционного аппарата, работа

над дикцией, мимикой, пластическая театрализация

героя. Будьте внимательны, упражнения делайте выразительно.

Жил кот Василий, ленивый был кот (дети потягиваются)

Острые зубы и толстый живот

3. Упражнение «Весёлые горки».

- Сейчас мы покатаемся на горках. (Работа над развитием диапазона по схеме вверх-вниз, на разные гласные «о», «а», «у», «э», «и». Упражнение выполняется с помощью пластического интонирования рукой).

- Подумайте, каким звуком мы изображаем подъем в горку?

- Высоким.

- Какой тембр у звука?

- Светлый, тоненький.

- Спускаемся с горки.

- Каким звуком изображаем спуск с горки?

- Низким.

- Какой тембр?

- Тёмный, толстый.

4. Упражнение «Лошадки» (фото лошади)

- Сейчас я приглашаю всех сесть на лошадок

и поскакать верхом в следующую сказку.

(Дети щёлкают языком, изображая стук копыт).

Вокально-хоровая работа

Ребята, на лошадках мы приехали в следующую сказку, которая расскажет нам о «Лилипутах великанах».(картинка книги)

Эту сказку написал английский писатель Свифт «Путешествие Гулливера». В ней рассказывается о том, как моряк попадает сначала в страну лилипутов, а потом великанов. С героем сказки Гулливером происходят различные приключения.

Изучение нового материала, исполнение высоких и низких звуков.

1. Музыкальная игра «Лилипуты и великаны».

С помощью голоса изображаем великанов и лилипутов. Звучит музыка. Дети по группам исполняют, повторяя за учителем, музыкальные фразы.

- Какой голос у великанов? (из предложенных терминов на карточках выбрать подходящие характеристики: нежный, яркий, злой, т

хий, громкий, суровый, настойчивый,

- Громкий, яркий.

- Какая высота звука? (Высокая, средняя, низкая).

- Низкая.

- Какой голос у лилипутов? (из предложенных

терминов выбрать подходящие характеристики: нежный, яркий, злой,

тихий, громкий, суровый, хитрый, высокий, тоненький, мягкий)

- Высокий, тоненький, тихий, мягкий.

2. Попевка «Качели».

Мы продолжаем путешествовать. Садимся на качели и летим в новую сказку.

Исполняем попевку «Качели» с пластическим интонированием.


Работаем над дыханием, звуковедением.

- Наши качели поднимаются вверх, какой звук мы поем и каким голосом?

- Высокий звук, тоненьким голосом.

- Чтобы достать высокий звук, мы помогаем себе: поднимаемся

на носочки, руки тянем к солнышку. ( дети выполняют движения).

- Когда качели летят вниз, какой исполняется звук?

- Низкий звук, уверенным голосом.

Закрепление изученного материала, работа над интонацией, ритмом, характером произведения.

1. Песня «Весёлый жук».

Двигаясь на качелях, представим, как по травке идет

и поет веселую песенку жук.

Давайте исполним песенку весёлого жучка..

- С каким настроением исполнили эту песенку?

- Весело, радостно, бодро.

- Как исполнили вы эту песенку?

- Пели дружно, слушали друг друга.

-У нас получился дружный хор. Наше исполнение передаёт задорное настроение жучка.

- Каким звуком мы изобразили жука?

- Средним звуком.

2. Физкультминутка «Делай, как я».

- Мы продолжаем путешествие. Давайте отдохнем на красивой зелёной полянке. Проводится физкультминутка. Дети исполняют, повторяя за учителем, слова и движения под музы

3. Прибаутка «Весёлое такси».

Отдохнули, садимся в уютное такси и отправляемся дальше в путь.

Исполняется попевка «Веселое такси» с пластическим интонированием, проводится работа над интонацией и дыханием.



4. Слушание музыки. Мини-исследование.

Мы и приехали в следующую сказку. Вы узнаете героя сказки, когда прослушаете музыку-загадку. (Слушание произведения «Баба Яга»).


- Кто пришел к нам в гости, узнали?

- Баба Яга.

- Какие вы знаете сказки, где среди героев есть Баба Яга?

- «Гуси лебеди», «Василиса прекрасная».

- Какой характер у этой песенки?

- Суровый, злой.

- Каким звуком будем петь?

- Низким звуком.

- Давайте изобразим, как ходит Баба Яга. Дети исполняют, повторяя за учителем, слова и движения под музыку. (хлопки по коленям, имитируют ходьбу Бабы Яги).

Подведение итогов урока

Ребята, подул ветерок, и наша книжечка закрылась. Из волшебных сказок мы вернулись в класс.

- Какие герои встретились нам на пути?

- Лилипуты, великаны, котик, жук и Баба Яга.

- С помощью чего мы их изображали?

- С помощью нашего голоса.

- Какие бывают звуки?

- Высокие, средние, низкие.

Сегодня на уроке мы учились слышать и исполнять музыкальные звуки с разной высотой.

Вы успешно справились с заданиями во время путешествия. Вашей оценкой уроку будут цветные листочки на нашем волшебном дереве (красный – Здорово!, зелёный – Хорошо!, коричневый – Не понравилось!)

Обмен мнениями.

Спасибо за урок!


Задачи, методические принципы и приемы:

  1. Постановка темы урока «Звуковысотность»- подведение к осознанию темы урока и закрепление понятия в сознании детей; определение уровня знаний и усвоения материала по данной теме.

  2. Разминка «Ленивый кот» - подготовка голосового аппарата к пению; певческая установка.

  3. «Лилипуты и великаны» - (музыкальная игра) через образное восприятие исполнения высоких и низких звуков. Происходит музыкальная импровизация диалога сказочных героев. Развитие творческих навыков, тембрального слуха, ощущение, диапазона, координации слуха и голоса.

  4. «Качели» - работа над интонированием с помощью «пластического интонирования». Закрепления понятия: высокие, средние, низкие, звуки. Формирование навыка исполнения хором.

  5. «Веселый жук» - закрепления понятия «звуковысотность». Беседа в характере музыки, передача настроения через звуки. Вокально-хоровая работа. Исполнение с движением.

  6. «Делай, как я» - музыкальная игра. Здоровьесберегающий компонент. Активизация всего тела, развитие чувства ритма, быстрой реакции, внимания.

  7. «Веселое такси» - вокально-хоровая работа над прибауткой, использование пластического интонирования для показа направления движения мелодии. Закрепление понятия звуковысотности. Формирование навыка совместного исполнения.

  8. «Баба Яга»- слушание, активизация воображения: (выбор сказочного героя соответствующего характеру музыки). Чувство ритма – изображение под музыку шагов Бабы Яги.

  9. Итог урока.

В ходе урока использовались разные виды музыкальной деятельности:

  • Пение.

  • Вокальное музицирование.

  • Слушание

  • Шумовая импровизация

  • Пластическое интонирование

  • Ритмическая импровизация

Принципы и методы:

  • Принцип насыщенности урока музыкальным звучанием

  • Метод звуковой и зрительной наглядности

  • Межпредметная связь

  • Интеграция

  • Дифференцированный подход

  • Преемственность










































Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детский центр культуры»








Открытое занятие на тему:


«Высокие и низкие музыкальные звуки»


предмет: вокальный ансамбль


















Автор:Свирепова Роза Айдаровна






2011













































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Открытое занятие по теме "Высокие и низкие музыкальные звуки".

Автор: Свирепова Роза Айдаровна

Дата: 25.01.2016

Номер свидетельства: 282895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Форма рондо в музыке. "
    ["seo_title"] => string(21) "forma-rondo-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "190625"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427200380"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по теме "Фонетическая структура современного английского языка" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fonietichieskaia-struktura-sovriemiennogho-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "158498"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421755367"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Методическая разработка урока по теме "Фонетическая структура современного английского языка" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-fonietichieskaia-struktura-sovriemiennogho-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "158506"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421755827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Великий колокольный звон" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vielikii-kolokol-nyi-zvon"
    ["file_id"] => string(6) "125661"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415028076"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Урок по физкультуре на тему: «Фитболгимнастика для коррекции нарушений осанки школьников». "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-po-fizkul-turie-na-tiemu-fitbolghimnastika-dlia-korriektsii-narushienii-osanki-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "104204"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402676743"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства