kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родственные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

– дать понятие о корне слова, родственных словах;

– формировать умение распознавать родственные слова;

– упражнять в подборе родственных слов, выделении корня слова;

– расширять и уточнять словарный запас учащихся;

– совершенствовать грамматический строй речи;

– развивать речемыслительную деятельность;

– развивать зрительное восприятие;

– развивать слуховое внимание, память;

– упражнение в чтении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родственные слова»

Занятие с группой учащихся 3 класса,

имеющих недостатки письма и чтения, обусловленные ФФНР

Тема: РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА. КОРЕНЬ СЛОВА

Цели и задачи:

– дать понятие о корне слова, родственных словах;

– формировать умение распознавать родственные слова;

– упражнять в подборе родственных слов, выделении корня слова;

– расширять и уточнять словарный запас учащихся;

– совершенствовать грамматический строй речи;

– развивать речемыслительную деятельность;

– развивать зрительное восприятие;

– развивать слуховое внимание, память;

– упражнение в чтении.

Оборудование: таблицы, карточки.

План-конспект

  1. Оргмомент.

  1. Беседа по новой теме.

Послушайте стихотворение «Как растут слова?»:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре


И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод, с ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном.

После повторного чтения стихотворения идёт разбор значения слов САДОВОД, САДОВНИК, ПОСАДКИ, РАССАДА.

Из какого слова «выросли» эти слова?

Из слова САД. Слово САД – это слово-корень.

Прочитайте слова, найдите в них одинаковую часть.

(Дети читают слова САДОВОД, САДОВНИК, ПОСАДКИ, РАССАДА по таблице.)

В этих словах одинаковая часть – САД. Эта часть слова называется КОРЕНЬ СЛОВА. КОРЕНЬ СЛОВА – это главная часть слова. Слова с одним корнем и близкие по значению называются РОДСТВЕННЫМИ.

Можно назвать родственными слова, записанные в таблице? Почему?

Все слова нашего родного языка имеют корень, главную часть.

  1. Упражнение в подборе родственных слов, выделении корня слова.

а) прочитать слова по таблице, найти корень слова, записать слова, выделить корень слова:


Б

Е

Г





Б

Е

Г

А

Т

Ь


Б

Е

Г

У

Н



Б

Е

Г

О

В

А

Я


Ч

А

С






Ч

А

С

И

К

И



Ч

А

С

О

В

А

Я


Ч

А

С

О

В

Щ

И

К


Л

Е

С




Л

Е

С

О

К


Л

Е

С

Н

О

Й

Л

Е

С

Н

И

К

(После выполнения задания выясняется значение каждого слова, с некоторыми словами дети придумывают предложения.)

б) письмо по памяти: В цветнике цветёт много разных цветов.

(При проверке найти родственные слова, выделить корень слова, объяснить значение слова ЦВЕТНИК.)

Физкультминутка.

Если нравится тебе, то делай так                                /2 щелчка пальцами/.

Если нравится тебе, то делай так                                /2 хлопка в ладоши/.

Если нравится тебе, то делай так                                /2 хлопка по коленкам/.

Если нравится тебе, то делай так                                /2 притопа ногами/.

в) прочитать слова, найти родственные, выписать сначала слова с корнем ВОД-, а затем с корнем ДОМ- :

Вода, водичка, дом, водяной, домашняя, водица, домик, домище, подводник.

(При проверке уточняется понимание значения слов.)

г) прочитать текст, найти слова близкие по значению, выписать их в тетрадь, выделить корень слова.

Школьники посадили сад. Мы любим наш красивый садик. Осенью в нём много работы. Хорошо гулять по садовой дорожке. Вырасту – буду садовником.

  1. Подведение итога занятия.

– Что нового узнали сегодня?

Какие задания выполняли на занятии?

А сейчас прочитайте памятку:

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове КОРЕНЬ есть.

Чтобы грамотно писать,

Умейте корни выделять.









































План- Конспект логопедического занятия Учителя – логопеда фокус-группы Кудрявцевой Т.В. Молодого специалиста. Учителя-менти. Участника СПС «Логопеды города Темиртау» Гешеле Я.Ю. Группа учащихся 3-х классов общеобразовательной школы с речевым нарушением «Нарушения чтения и письма на основе ФФНР и ОНР 3-4 уровня».

Дата проведения: 22.01.15

Место проведения: КГУ «ОСШ № 1 города Темиртау» кабинет № 32

Время проведения: 10.25

Тема: Образование сложных слов.

Форма урока: Урок-путешествие в страну профессий.

Цель: -Формирование навыка образования сложных слов у учащихся 3 класса с НЧ и П на основе ФФНР через применения элементов развивающего обучения.

Задачи:

образовательные:

- формировать навык образования сложных слов, используя соединительные гласные –о;-е;

развивающие:
- развивать фонематические восприятие, внимание и память;

- развивать зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

- развивать лексико-грамматический строй речи;
- уточнять и обогащать словарный запас учащихся;
- развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные:
- формировать умение учащихся работать в микрогруппе;

- формирование положительного отношения к труду людей разных профессий;


Используемые педагогические технологии:

Технология развивающего обучения;


Игровые технологии;


Здоровье сберегающие технологии;

Оборудование: солнышки и тучки, карточки для проведения элементов тренинга зрительного восприятия и памяти, перфокарточки звезда с загадками, мультимедийная аппаратура, презентация, письмо от жителей Страны профессии.

Структура урока

Организационный момент: Психо-эмоциональный настрой на взаимодействие участников УВП. Развитие умения ориентирования в пространстве.


Актуализация знаний и формулирование темы урока.


Физкультминутка

III. Закрепление и совершенствование понятия «сложные слова».

1. На уровне слова и словосочетания.

2. На уровне предложения.

(динамическая пауза)

3. На уровне текста.

IV. Формулировка правила и обобщение.

V. Итог урока. Рефлексия.

Деятельность логопеда


Деятельность детей


Оборудование


I. Организация начала урока

-Здравствуйте ребята, сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие в необыкновенную страну Профессий. Там живут трудолюбивые, добрые люди. Они хотят знать, с каким настроением вы к ним отправляетесь. У кого настроение хорошее, доброе, возьмите солнышки, у кого настроение тревожное-возьмите тучки. Поднимите вверх свои картинки. Прекрасно, я вижу что у всех(многих) из вас хорошее, доброе настроение. 2 вариант: дети делятся своим солнышком с теми у кого тревожный настрой на занятие.

2 .Пальчиковая гимнастика

Как у солнышка лучи- наши пальцы горячи.

Солнце поднимается- занятье начинается.

3. Работа с датой занятия. Орфографическая Запись через проблемную ситуацию.

Записана на доске, ставим ударение, выделяем корень, разбираем орфограммы.

Откройте тетради. Положите тетрадь наклонно перед собой. Следите за посадкой при письме. Запишите дату.

Итак, отправляемся в путешествие. Давайте узнаем кто живет в этом городе. Посмотрите на домик в правом верхнем углу. В виде чего он изображен? Определить, человек какой профессии живет в нем, вы сможете, отгадав загадку. Т.д.

Молодцы, итак, давайте еще раз определим кто из них чем занимается?


II. Актуализация знаний и формулирование темы урока


-Возьмите карточки № 1, прочите слова карточки хором. Скажите из каких двух слов образовано каждое слово. Выделите корень в каждом слове.

Сколько корней в этих словах? (два).если слово состоит из 2-х корней, как вы думаете, это простое слово или сложное? Поясните…

При помощи чего соединяются два корня в сложном слове? гласные О и Е? Подведи к слову соединит-е гласные….(это соединительные гласные). Запомните: других соеденительных гласн не бывает…

Сегодня на занятии мы будем учиться образовывать сложные слова, а помогут нам соединительтные гласные какие?....... о-е.

Тема занятия: кто догадался? Появл тема на экране.

«Правописание сложных слов».


III. Закрепление и совершенствование понятия сложные слова

1. К нам с вами торопится еще один житель страны профессий. Это звездочет. Кто догадался, чем занимается звездочет? …... Из каких корней слов оно состоит. Звездочет пересчитал все звезды на небе и несколько подарил нам. на ней что-то написано. Это загадки.

дети читают загадки в микрогруппе Запишите отгадки с использованием орфографического проговаривания, выделите корни.

1. Вот так чудо из чудес,

Звезды падают с небес!

Загадать желанье рад

Каждый в летний … звездопад.

2. Высоту он набирает,

Хоть не птица, а летает.

Отправляется в полет

Белокрылый … самолет.

3. Три этажа в доме моем,

Дружно с соседями все мы живем.

И на вопрос отвечаю я важно:

- Где ты живешь?

- Во дворце… трехэтажном.

Далее идет анализ слова выделение корней и соединительных гласных.

- Чем последнее слово- отгадка отличается от двух первых слов? Сделайте вывод. ….. что в сложных словах может отсутствовать соединительная гласная.

В стране профессий живет живописец. В чем заключается его работа? Как по-другому можно назвать живописца? Наш художник пишет не только живую природу, но и разные картинки. Выберите из них те, названия которых являются сложными словами.

Какая картинка лишняя?

Объясните значение сложных слов, какие слова использованы для их образования? Работа у доски и в тетрадях с орфографическим проговариванием. поставьте ударение, выделите корни и найдите соединит гласные, если они есть в слове.

Для того, чтобы наши глазки отдахнули,звездачет сделал еще один подарок, давайте посмотрим .Физминутка для глаз «Космос».

2. На уровне предложения

А к нам спешит еще один житель страны профессий, это рыболов. Кто знает, что означает слово рыболов? Какое слово удобнее использовать в речи: рыболов или человек, который ловит рыбу? Поясните…

Какую роль играют сложные слова в русском языке?

Слож сложные слова могут заменять часть предложения или целое предложение

Попробуйте заменить часть предложения одним сложным словом.

Воз карт 2 Прочит. первое предложение.

Доска + тетрадь.

Запишите предложение в тетрадь, выделите корни в сложных словах, и соединительные гласные.

Человек, который разводит цветы, поливал клумбу.

Человек, который копает землю, вышел из дома.

Человек, который варит сталь, любит свою работу.

Объясните, что такое сталь и для чего ее варят.

(если дети затрудняются, логопед объясняет)

Динамическая пауза

(Разминка под музыку)

3. На уровне текста

В стране профессий все заняты любимым делом, но есть в городе один человек, который не хочет трудиться, он бездельник и поэтому его часто называют лоботрясом. Какая история с ним однажды произошла, вы узнаете, прочитав текст на карточке № 3.Послушайте историю. Читает логопед.

«Жители страны профессий давно заметили, что один из них не хочет трудиться.

- Почему ты не работаешь? – спрашивал у него птицелов.

- Я не умею.

- Так иди учись! – наставлял зверолов.

- Я и учиться не умею.

- Будешь бездельничать – выгоним тебя из страны! – разозлился дровосек.

Молчит лентяй, головой трясет, соглашается, да только делать ничего не хочет. С тех пор прозвали лентяя лоботрясом, и уважать его совсем перестали». Дети читают по цепочке. Задание: прочитать и найти сложные слова, определить его корневую часть.


6 ученик вспоминает какие сложные слова встречаются в тексте.

IV. Обобщение

 -Итак, какие слова называем сложные слова?

Найдите схему, которая относится к схеме сложного слова. Докажите.

жители страны профессий подружились сегодня с вами, и хотят, чтобы вы запомнили как называются их профессии… Послушайте что делает этот человек, и определите название его профессии.

Дополни фразу :

Чистит трубы - ….

Печет хлеб - …

Разводит цветы - …

Варит сталь - …

Считает звезды - …


Разводит пчел - …

Ловит рыбу - …

Рубит лес - …

Возит воду - …

Капает землю - …

Ходит морем - …

Лазает по скалам - …

жители Страны профессий прислали вам звуковое письмо (аудио запись)

Дорогие друзья!

Мы очень рады, что вы путешествовали по нашей Стране профессий. Пройдет совсем немного времени, вы повзрослеете, и тоже станете жителями нашей страны. Надеемся, что вы будете усердно учиться и из вас выйдут настоящие мастера своего дела!

До встречи! С уважением жители Страны профессий.

V. Итог урока. Рефлексия.

Да, реб, в скором времени каждому из вас предстоит выбрать свою профессию. Со многими из них мы сегодня познакомились. Названия много проф-й обозначают сложными словами . Какие слова являются сложными? С помощью каких соединительных гласных образуются сложные слова? Всегда ли должна быть соед. гласн в сложном слове?

Рефл карта Синквейн

Знаю -узнал -хочу узнать

Наше занятие окончено. До свидания!


Дети здороваются, определяют эмоциональный фон. Развитие эмпатических чувств. Записывают в тетрадях дату занятия.

Дети ориентируются, читают названия профессий и отвечают:

трубочист, землекоп, рыболов, хлебопек, садовод, лесоруб.

- Они состоят из двух слов. Они сложные.

Дети выполняют задание:

Трубочист- чистит трубы

Землекоп- копает землю

садовод- ведет ( ухажив) садом

Хлебопек- печет хлеб

Птицелов- ловит птиц

Дети дополняют фразу.

электромонтер


- Сложные слова.

Дети повторяют за логопедом, синхронизирую движения с речью

Дети определяют сложное слово, отгадывают загадки, выполняют задания логопеда

- В слове трехэтажный нет соединительной гласной.

- Он пишет картины, живую природу.

- Художник.

-Самовар (кухонная утварь, сам -варить)

-Водолаз (профессия, вода –лазить)

-Путешественник (увлечение или профессия, путь – шествовать)

-Носорог (животное, нос – рог)

-Паровоз (транспорт, пар – возить)

Картинка с изображением доктора

- Человек, который ловит рыбу

- Слово рыболов. Так короче.

- Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание

Цветовод поливал клумбу.

Землекоп вышел из дома.

Сталевар любит свою работу.

Дети под музыку повторяют движения со сменой ритма за логопедом

- Лентяй, бездельник

- Дети читают, находят в тексте сложные слова и разбирают их по составу. Определяют, что старинное слово – дровосек, объясняют его значение.

- Это слова, образованные сложением  основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных  о, е  и без  них

- трубочист

- хлебопек

- цветовод

- сталевар

- звездочет

- пчеловод

- рыболов

- лесоруб

- водовоз

- землекоп

- мореход

- скалолаз



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родственные слова

Автор: Козлова Олеся Николаевна

Дата: 24.02.2022

Номер свидетельства: 601090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку по теме « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "236684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444139635"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме корень слова. Родственные слова "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-korien-slova-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "127164"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415277884"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок по русскому языку  во втором классе "Корень слова. Родственные слова""
    ["seo_title"] => string(64) "urokporusskomuiazykuvovtoromklassiekorienslovarodstviennyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "268008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450520898"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок по русскому языку "Корень слова. Родственные слова""
    ["seo_title"] => string(49) "urokporusskomuiazykukorienslovarodstviennyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "268625"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450666778"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок по русскому языку "Корень слова. Родственные слова""
    ["seo_title"] => string(50) "urokporusskomuiazykukorienslovarodstviennyieslova1"
    ["file_id"] => string(6) "268626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450666785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства