упражнять в правильном произношении звуков, развивать речевое дыхание.
активизировать на основе знаний об окружающем мире, использовать определения, сравнения.
формировать умение сочинять сказку.
Жұмысқа дайындық (предварительная работа): рассматривание картин о временах года картины И.Грабарь “Зимний пейзаж”, А.Васнецов “Зимний сон”, С.Жуковский “Свежий снег”, И.Остроухов “Золотая осень”, И.Левитан “Октябрь”, И.Грабарь “Рябинка”, А.Саврасов “Грачи прилетели”, И.Левитан “Март”, чтение произведений , заучивание пословиц, поговорок, просмотр мультфильма «12 месяцев».
Сөздік қоры (словарная работа): запасиха, подбериха, крутит, мутит, лыжники, птицы перелётные.
Билингвальдық компонент – билингвальный компонент : жыл мезгілдері – времена года, жаз – лето, июнь – маусым, июль – шілде, август – тамыз, күн ыстық – жарко, гүлдер шығады, айнала түгел көгереді – цветут цветы и вокруг всё зеленеет.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы – ОУД
1.Ұйымдастыру кезеңі / организационный момент: Создание сюрпризного момента: письмо под волшебным деревом.
Находят письмо. Слушают его содержание:
Волшебница Фея приглашает в путешествие, а куда надо отгадать загадку:
Четыре сестрицы на свете живут,
И всех их по-разному люди зовут.
У каждой из них разноцветное платье.
Попробуйте этих сестер, отгадайте… Догадываются, что это времена года: зима, весна, лето, осень.
Называют месяцы времён года.
Отправляются в путешествие по временам года.
2. Негізгі кезең / основной часть: Обыгрывание ситуации:
На ковре имитация осенней поляны, разбросаны капельки, стоит кукла Осень.
Называют пословицы, приметы осени: Осень - запасиха, зима - подбериха.Осень - время собирать урожай.Цыплят по осени считают.В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
Задание2. Д/И «Прошагай слова» Цель: учить разбивать слова на слоги.
Задание1. Разминка «Зимой» Цель: автоматизировать звук «ж», «з».
Предложение отправиться дальше, на следующую поляну. Время года – зима.
Идут по гимнастической лесенке по музыку А.Вивальди “Зима” часть1 и приходят в уголок “Зима”.
На ковре имитация сугробов, стоит кукла - зима, разбросаны снежинки с заданиями.
Идут по кругу и в соответствии с текстом выполняют движения:
Мы зимой в снежки играем, (лепят и бросаются снежками)
По сугробам мы шагаем (шагают высоко подняв ноги)
И на лыжах мы бежим, (движения лыжников)
На коньках по льду скользим. (движения на коньках)
Слушают педагога и заканчивают фразу:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…. (снег).
А с небес летят пушинки серебристые…(снежинки).
На поселок, на лужок сыплет беленький…(снежок).
Словно в белый пуховик нарядился…(снеговик).
Рядом снежная фигурка это девочка.. (снегурка).
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю укутал.. (снег).
Задание2.Словесная игра «Доскажи словечко» Цель: учить подбирать слова в рифму.
Задание3. Словесная игра «Хорошо – плохо» Цель: учить рассуждать, видеть причинно-следственные связи в природе.
- Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.)
- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.).
Называют следующее время года за зимой – весна.
Постановка вопроса: какое время года наступает после зимы?
Предложение отправиться дальше, на следующую поляну.
Время года – весна.
Ф.Шопена “Вальс ля-мажор” и приходят в уголок “Весна”.
На ковре имитация весенней поляны, разбросаны зеленые листочки, стоит кукла Весна.
Рассказывают о признаках весны: Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег, потекли ручьи, зазвенела капель, появились первые цветы, начала зеленеть трава.
Садятся на ковер друг за другом и на спине впереди сидящего “рисуют” капель, солнышко, ручьи, цветы и т.д.
Д/И «Сравни и назови» Цель: развивать воображение, учить видеть схожесть предметов в окружающем.
Задание2.
Психологический этюд «Зима – лето» Цель: упражнять в проявлении эмоций.
.Вивальди “Лето” и приходят в уголок “Лето”.
На ковре имитация летней поляны, разбросаны солнышки, стоит кукла Лето.
На начало фразы педагога находят сравнение и договаривают слово:
Солнце желтое, как (одуванчик).
Солнце круглое, как (мячик).
Солнце ласковое, как (мама).
Солнце румяное, как (блинчик).
Слушают педагога.
Если в предложении говорится о лете – поднимают весёлое солнышко и улыбаются. Если о зиме – грустное солнышко и хмурятся.
Задание3. Д/И «Подбери пару» Цель: учить выделять причинно-следственные связи в природе, уметь их объяснить. Обобщение деятельности на занятии: Побывали в гостях всех времён года. Возвращение в группу.
Предложение придумать сказку о всех временах года: она должна быть короткой и законченной, нужно использовать слова, которые запомнили путешествуя по временам года, раз это будет сказка, значит должно быть какое-нибудь чудо, которое должно произойти с травой, деревом или животным
.3. Қортынды / итоговой часть: Подведение итога: Можно ли сказать, что какое-то время года плохое, а какое-то хорошее? Приходят к выводу, что все времена года хороши по своему.