Урок познания мира в 4 классе «Б». КГУ СОШ № 12 г. Семей
Учитель начальных классов: Шмидтгаль Надежда Андриясовна
Тема: Погода. Прогноз погоды.
Цель: Формирование знаний о погоде, прогнозе погоды.
Задачи: Формирование умения анализировать, знакомство с метеорологическими приборами, условными обозначениями, составлять прогноз погоды.
Развитие умений анализировать, делать выводы, работать в группах.
Развитие критического, логического и творческого мышления.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: наглядный материал «Времена года», карточки с условными обозначениями, презентация к уроку, запись песни «У природы нет плохой погоды», кластеры, карточки с тестами, видеопроектор.
Ход урока:
- Организационный момент. Деление на группы
- Психологический настрой.
Дети, вам тепло?
В классе светло?
Прозвенел уже звонок?
Начался уже урок?
Хотите учиться?
Значит, можно всем садиться!
- Проверка домашнего задания. (Работа в парах). Тест.
Что такое воздух? 1 балл
- Кислород
- Смесь газов
- Азот
Зачем нужен воздух? 2 балла
1. для жизни животных
2. для жизни растений
3. для жизни всего живого на Земле
Из чего состоит воздух? 1 балл
- Азот, кислород. Углекислый газ, инертные газы
- Азот, кислород
- Кислород
Что такое атмосфера? 2 балла
- Кислород, азот
- Воздух
- Воздушная оболочка Земли
Почему воздух называют щитом Земли? 2 балла
- Защищает от падения метеоритов, перегрева и переохлаждения
- Защищает от Солнца
- Защищает от охлаждения
Выполнение. Взаимопроверка. Оценивание. (Слайд 3)
- Постановка цели. Определение темы урока.
Звучит песня « У природы нет плохой погоды»
- О чем пойдет речь сегодня на уроке? (О погоде)
Мозговой штурм с защитой. Составление кластера ПОГОДА
- Итак, что такое погода? ( Состояние природы в той или иной местности)
- Напишите, ребята, какой бывает погода. (Дополни предложение антонимами). Работа в группах.
1) То теплая, то… холодная)
2) То тихая, то……( ветренная)
3) То ясная, то…. (пасмурная)
4) То сухая, то…. (влажная, дождливая)
V. Физминутка Слайд 5)
VI. Слово учителя. Новая тема.
- О погоде можно сказать, что она нам приподносит сюрпризы. Люди умели предсказывать погоду издревле, когда еще не было никакой науки и в помине. В древние времена погоду предсказывали по народным приметам. (Слайд 6). Но чтобы предсказать погоду точно, одних примет недостаточно.
- Тепло, а сколько градусов?
-Ветренно, а скакой скоростью дует ветер?
-Не грозят ли бури, град, наводнение?
Поэтому, нам нужно предсказание точное, научное. Его называют ПРОГНОЗ ПОГОДЫ. Вот и появилась наука, которая называется метеорология, которая делает точное, научное предсказываение погоды или прогноз погоды.
- А кому нужен прогноз погоды и для чего? ( ответы детей и 2-3 примера учителя: геологам, путешественникам).
Поэтому систематически ведется наблюдения за изменением погоды. На территории Казахстана расположено 256 метеостанций ( Слайд 7). Наши станции входят во Всемирную метеорологическую сеть, ведь погода не имеет границ. Информация о престоящей погоде должна быть максимально достоверной. Это ее главный критерий.
VII. Работа в группах.
- Ребята, метеорологи для определения погоды пользуются приборами. Какими? Вы сейчас назовете.( Дописать нужное слово)
1) Температуру воздуха определяет прибор, который называется…. (термометр)
2) Скорость ветра определяет….( флюгер)
3) Давление воздуха измеряет…. (барометр)
4) Влажность воздуха измеряет…. (гигрометр)
5) Количество осадков определяет……(дождемер, осадкомер)
VIII. Работа в тетрадях (Записать условными обозначениями погоду сегодняшнего дня)
IX. Рефлексия.
На доске изображение зимнего теплого дня. Дети определяют «погоду» на уроке.
Солнышко – все усвоил
Тучка – не все понятно
Снежинка – надо поработать
X. Пожелания учителя
- Желаю вам хорошей погоды в вашей семье, в нашем классе и в нашей школе.
У природы нет плохой погоды,
Но не выйдет солнышко из моды!