Воспитатель: Ребята! Сегодня наш почтальон принёс нам в детский сад этот сундучок и письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте откроем письмо и прочтём его.
Письмо: «Дорогие дети старшей группы! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке?
Ответы детей.
Воспитатель: Будем искать ключи?
Ответы детей.
Основная часть
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже. (Зеркало)
Ответы детей.
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете
говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Чтобы справиться с этим заданием нужно вам назвать слова с противоположным значением. Готовы?
Большой---маленький
Добрый---злой
Мягкий—твёрдый
Весёлый—грустный
Толстый—худой
Чистый---грязный
Быстрый—медленный
Высокий –низкий
Горячий –холодный
Узкий -- широкий
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга)
Ответы детей.
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: «Узнай по описанию».
Ваша задача по описанию узнать что это за фрукт, затем подойти и показать картинку с изображением этого фрукта.
«Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
«Круглое, растёт на ветке, откусим сладко» (Яблоко).
«Как сахар сладок, а сам похож на мячик» (Арбуз).
«Круглый, в яркой рыжей рубашке» (Апельсин).
«Красная, сочная, растёт близко к земле» (Клубника).
«Ягоды зелёные, гроздью висят» (Виноград).
Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием. Давайте дальше искать ключи. Вот подсказка где нам искать ключ.
Ходят в доме, на стене.
Любопытно даже мне. (Часы)
Ответы детей.
Задание №3.
Воспитатель: Вот и третье задание. Мы должны из заданных слов, образовать уменьшительно- ласкательные слова. «Например- у меня нос, а у тебя- носик»
У меня нога, а у тебя-ножка;
У меня глаз, а у тебя-глазик;
У меня рот, а у тебя-ротик;
У меня губы, а у тебя-губки;
У меня лицо, а у тебя –личико;
У меня пальцы, а у тебя-пальчики.
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, и ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Ответы детей.
Оздоровительная пауза
Буратино потянулся,( потянулись)
Раз нагнулся,(нагнулись)
Два нагнулся,(нагнулись)
Что бы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.( встали на носочки, руки в верх)
(Дети выполняют движения за воспитателем)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом. (Карандаш).
Ответы детей.
Задание №4.
Воспитатель: Молодцы нашли! И вот следующее задание. Если в слове вы услышите звук «ш» то хлопайте в ладоши.
Малыш,
Шуба,
Собака,
Кошка,
Шар,
Тетрадь,
Лягушка,
Душ,
Кровать,
Карандаш,
Книга,
Машина.
(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
Воспитатель: А что бы найти пятый ключ, послушаем стихотворение:
Раз, два, три - сложи детали,
Чтоб они машиной стали.
Собери гараж. Потом
Не забудь построить дом.
Можно к самому порогу
Проложить еще дорогу,
Выбрать место для моста -
То-то будет красота!
Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? (Конструктор).
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра! «Подбери признак». Я буду называть слово и задавать вопросы (какой? Какая? Какие? Какое) а вы отвечать.
Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие) – кожаные, белые.
Шляпа (какая) – черная, большая…
Туфли (какие) – осенние, красивые…
Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая) - белая, праздничная….
Шуба (какая) - меховая, теплая…
Ответы детей.
Воспитатель: Еще один ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет! (Мяч)
Ответы детей. (Находят ключ).
Задание №6.
Воспитатель: Слушайте ребята, последнее шестое задание! Это игра называется «Назови всё одним словом».
Аист, воробей, утка, сорока (птицы)
Ромашка, мак, роза (цветы)
Лиса, ослик, медведь (животные)
Берёза, дуб, ель (деревья)
Мухомор, опята, лисички (грибы)
Апельсин, яблоко, груша (фрукты)
Капуста. картошка, морковь (овощи)
Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданиями. Получайте последний ключ и открывайте сундучок. Посмотрите, что здесь лежит!
Ответы детей: Это Печенье!
Воспитатель: Верно! Это печенье, и оно в форме букв. Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею!
Рефлексивно-оценочная часть
Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Ответы детей.
Что больше всего понравилось? Ответы детей.
С каким заданием было сложнее всего справится? Ответы детей.
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! Ответы детей.