Интеллектуальная игра по русскому языку
"АБВГДейка" для 5 кл.
Цели и задачи. Закреплять, расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, литературному чтению, расширять кругозор, побуждать к познанию нового, воспитывать любовь к родному языку, развивать мышление, память, воображение.
Ход и структура игры
1) Дети распределяются на команды “Жёлтые”, “Красные” путём жеребьёвки. В каждой команде выбирается капитан .
2) Игровая ситуация: команды детей отправляются в путешествие на остров АБВГДейку.
3) После озвучивания задания ведущим, члены команды совещаются. Командир каждой команды оглашает общее решение.
4) За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
ХОД ИГРЫ
Организационный момент
На доске – соответствующее оформление. Учащиеся входят в класс и берут из общей коробки по одному жетону красного или жёлтого цвета. Согласно цвету жетона каждый участник игры занимает своё место за игровым столом, на котором размещены таблички с названиями команд: “Жёлтые”, “Красные”.
Вводная часть
Ведущий. Ребята, сегодня совершим с вами путешествие на остров, у которого совсем необычное название: АБВГДйка. На этом острове, как и на многих других, расположены всевозможные географические объекты, только носят названия они особенные. Так, например, реки, горы, озёра этого острова будут называться: Сказки Загадки Слова Пословицы Существенное Прочитай-ка Действия Предложение Ребусы. И вот ,перемещаясь с одного объекта на другой, необходимо будет выполнить некоторые задания. Путь движения по этому острову нам будет показывать стрелочка.
Ведущий. Оценивать ваши ответы будет честное и доброжелательное жюри.
Представление жюри.
Результаты заносятся в сводную таблицу.
Ведущий. Наше путешествие начинается с реки Сказка. вашему вниманию будут предложены задания. Даётся время на обсуждение. По готовности ответа командир поднимает руку. Задания игры
1. СКАЗКИ Задание. Отгадайте О каком сказочном герое идёт речь?
- Столяр Джузеппе – Сизый нос
Полено как-то в дом принёс.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил? (Буратино) - Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал.
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце на узнает:
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка) - Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-Лягушка)
2. ЗАГАДКИ Задание. Отгадайте загадку.
1) Сели на странички
Тридцать три сестрички,
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят. (Буквы)
2) Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке.
Его следы –
Твои труды. (Карандаш)
3. СЛОВО Задание. Вставить пропущенные буквы в словах.
Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.Куприн посмотрел меню и заказал: “Шесть порций орфографических ошибок”. В меню, которое он читал, был большой выбор ошибок, на все вкусы. Чтобы не оказаться в щекотливом положении, используйте орфографический словарь и оформите грамотно меню .
1. Бу..он кури..ый с фр..кадельками.
2. Ра..ольник с к..лбасой.
3. К..тлеты сви..ые.
4. П..льмени.
5. В..н..грет.
6. П..роженое б..сквитное.
4. Пословицы Задание. Восстановите пословицы.
1. ДЕЛО - ПОТЕХА
Ответ: ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС.
2. ЛЕС - ДРОВА
Ответ: ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ.
3. СВЕТ - ТЬМА
Ответ: УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА.
5. СУЩЕСТВЕННОЕ Задание. Найдите слово, которое является существенным словом к данному.
Например: Л Е С Лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник. Ответ: ДЕРЕВЬЯ.
Р Е К А
Берег, тина, рыба, вода, рыболов.
Ответ: ВОДА.
Б О Л Ь Н И Ц А
Сад, врач, радио, больные, помещение.
Ответ: БОЛЬНЫЕ.
6. ПРОЧИТАЙ-КА
Задание. Прочитайте слова. Найдите лишнее.
Например: РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК,ОРЕВД
Ответ: КАРАНДАШ, РУЧКА, КИСТОЧКА, ВЕДРО лишнее слово – ВЕДРО.
“Жёлтые ”
ЯМЧ, РАБАНАБ, ЕРЕВОД, ЮАЛ
Ответ: МЯЧ, БАРАБАН, ДЕРЕВО, ЮЛА.
лишнее слово – ДЕРЕВО.
“Красные”
ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, САРКАК, ТЕЕРВ
Ответ: КЛЕЙ, ПЛАСТИЛИН, КРАСКА, ВЕТЕР.
лишнее слово – ВЕТЕР.
7. ДЕЙСТВИЯ
Задание. Выполните математические действия и прочитайте слово.
Например: КАН + И + КОМ + УЛ – ОМ + Ы = Ответ: КАНИКУЛЫ.
“Жёлтые”
ЧЕТ + ИР - ТИР + Т + ВЕРТЬ =
Ответ: ЧЕТВЕРТЬ.
“Красные”
ПЕМ + РИК – ИК – М + ЕМЕ + НА
Ответ: ПЕРЕМЕНА.
8. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Задание. Составьте 3 предложения из букв данного слова ЛЕТО.
Например: Люда ела торт одна.
9. РЕБУСЫ
Задание. Разгадайте ребусы.
Ответ: ЛАК.
Ответ: РЫБАК.
Ответ: КОМАР.
Жюри подводит итоги игры, объявляет результаты.
Ведущий: Поздравляю вас, ребята, с победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться.