Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Тема:« Путешествие с капелькой в сказочную страну»
Задачи:
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
- развивать умение анализировать, умение планировать деятельность;
- развивать системность мышления в процессе расширения знаний о воде и её свойствах, используя различные приёмы работы: труд, психогимнастика, экспериментирование, моделирование;
- развивать критичность мышления, умение доказывать свою точку зрения;
- закрепить умение делать фильтр для воды.
2. Задачи на развитие речи:
- формировать словарь по теме (стремительный, могучее, неторопливое, звонкий, юркий).
- развивать слуховое внимание;
- закреплять навыки согласования прилагательных и существительных.
3. - Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении проблемной ситуации
4. Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей любовь к природе, желание заботится о ней и поддерживать чистоту в экологической среде.
Материалы: звуки природы; картинки с изображением водопада, ручейка, моря; изображения грустных и весёлых эмоций; прозрачные стаканы, фильтры( бумага, салфетки, ткань, воронки )
Предварительная работа:
- Рассматривание картин с изображением природных явлений;
- Проведение опытов с водой;
- Чтение художественной литературы: М. Пришвин « Светлая капель», Э. Мошковская «Речка», Н. А. Рыжова « Жила-была речка», А. Толстой « Весенние ручьи».
- Слушание музыки: А. Лядов «Дождик-дождик», Свиридов « Дождик»
- Беседы на темы: « Кто живёт в воде?», « Путешествие капельки».
Ход совместной деятельности:
Звук капающей воды. Дети идут на звук и находят лужу, а в ней « голубая капелька».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это ( ответы детей). Да это не простая капелька, на ней что-то написано. Я вам сейчас прочитаю. Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте, я капелька. Меня прислали к вам жители сказочной страны, в которой произошло несчастье. Злой волшебник Смерч пролетел над нашей страной и заколдовал всю воду: озёра, болота, моря, родники и даже колодцы. В стране не осталось чистой воды. Помогите нам! Если вы отгадаете загадки, то волшебство исчезнет и вода снова станет чистой.»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете,что такое СМЕРЧ? ( Ответы детей: это сильный ветер, который поднимает пыль и грязь, кружится воронкой, это вихрь).
Воспитатель: Вы можете показать как двигается СМЕРЧ?
СТИХИ
Завертелось, закружилось…. Кружит ветер над землёй
Смешивает грязь с водой…
Воспитатель использует серую ткань - «кружит детей» и выкидывает чёрную капельку.
Воспитатель: Что же это? Дети находят капельку (Ответы детей).
Воспитатель: А почему она такого цвета? (Ответы детей: грязная )
Воспитатель: Правильно, она заколдована злым волшебником Смерчем. Мы поможем капельке из волшебной страны стать чистой, если разгадаем загадки.
А вот и первая загадка:
Дети садятся на ковёр (воспитатель раздаёт каждому ребёнку по 3 картинки: ручеёк, море, водопад). У вас в руках по 3 карточки. Посмотрите, что изображено на них? Сейчас мы с вами услышим звук, а вы найдите и покажите картинку, которая подходит к этому звуку.
1 звук – МОРЕ. Какие красивые слова мы можем подобрать. Какое море? (спокойное, тяжёлое, важное, неторопливое, степенное, бескрайнее, синее).
2 звук – РУЧЕЁК. Подбирают слова ( быстрый, юркий, весёлый, журчащий, игривый, звенящий).
3 звук ВОДОПАД (быстрый, стремительный, могучий).
Воспитатель: А почему водопад получил такое название? Почему он так называется? Если затрудняются ответить, то воспитатель приводит пример (листопад - листья падают, снегопад - снег падает).
Психогимнастика: Звучит музыка.
Воспитатель: А что вы слышите сейчас? Какая красивая музыка звучит! На что-же она похожа? (ответы детей: тёплый летний дождь или другие.) Мне кажется, что она похожа на летний тёплый дождь. Вы слышите, как капельки стучат по крышам, скамейкам. Давайте представим, что мы оказались под этим дождём. Нам хорошо и весело. Мы бегаем по лужам, прыгаем. А теперь подставим лицо и ладошки к дождю. Какой он тёплый. Какая прекрасная получилась прогулка! Вот только мы все промокли! У меня мокрые волосы. А у тебя Августа? Как хорошо мы погуляли!
А сейчас мы поиграем. В этой игре нам помогут лица человечков. Если вы увидите грустное лицо, то скажите, что плохого может принести вода. А если лицо человечка будет весёлым, то скажите. Что вода- это хорошо! (Воспитатель показывает модели- грустное и весёлое выражения лица.) (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Всё – таки- хорошо что у нас есть вода! Вода это жизнь. Она нужна всем! Но нам нужно как можно скорее помочь жителям сказочной страны! Что мы можем сделать, чтобы грязная вода снова стала чистой? Как мы её можем очистить? ( Ответы детей). Да, хорошее предложение. Если мы её очистим, то справимся с колдовством Смерча, и у жителей сказочной страны снова будет чистая вода.
Давайте расколдуем воду! ( Дети подходят к столам, где приготовлены материалы для фильтрации воды – экспериментируют).
Воспитатель: Игорь, что ты использовал для очистки воды? А что ты сделал, Артем, чтобы вода стала чистой?
Воспитатель: Молодцы! Вода снова стала чистой. А чтобы колдовство окончательно исчезло, поместим капельку в очищенную воду и произнесём волшебные слова:
Заклинание:
Абра- водабра, дождь- халадождь, роса – мороса. Пусть будут чудеса….
Ура! Капелька снова стала чистой. Мы оказались сильнее волшебника. Вода стала чистой и жители снова спасены.