Конспект подгруппового занятия с детьми 5-7 лет
«Путешествие в сказочную страну»
Агрессивность, тревожность, застенчивость, обида, злость – это одни из тех качеств, которые мешают взаимодействию с другими людьми. Предлагаемое игровое занятие является одной из ступенек на пути к борьбе с этими проявлениями, помогает стать терпимее, дружелюбнее, смелее и сплотить детский коллектив.
Цель: снятие агрессивности, тревожности, развитие коммуникативных качеств, чувства толерантности, взаимовыручки.
Оборудование: сенсорная комната, презентация с изображение джунглей (пальмы, озеро, цветы, камни, тоннель, ручеёк), столик с построенным замком из песка, сенсорная дорожка, стаканчики с водой.
Музыкальное сопровождение: запись «фанфары» - барабанная дробь, «Вальс цветов» - П.И. Чайковского, «Космическая музыка», шум джунглей, шум дождя, песня «Дружба крепкая», песенка «Дюдюки- злюки».
Время поведения: 30 мин.
Ход занятия
Дети входят в зал.
Педагог- психолог (далее П): Ребята, как вы считаете для чего нам нужно хорошее настроение?
Дети (далее Д): Чтобы вместе играть, чтобы нам было приятно разговаривать, и не было скучно…
П: А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?
Д: Человек должен быть добрым, вежливым, ласковым, внимательным, веселым, доброжелательным…
П: Давайте вспомним, какими мы бываем, когда у нас плохое настроение?
Д: Грустными, злыми, замкнутыми, угрюмыми, скучными, сердитыми…
П: А что нам может испортить настроение? Какие чувства?
Д: Страх, печаль, зависть, злоба, обида, когда что-то не получается…
П: А нужно ли бороться с этими плохими качествами?
Д: Нужно!
П: А что и как надо делать?
Д: Всем вместе, потому что вместе легче и веселее, а одному трудно.
П: А как нам можно объединиться?
Д: Взяться за руки, встать рядом…
П: А я хочу предложить вам что-то другое. У меня есть волшебный клубочек. Он то и поможет нам объединиться. Давайте вспомним добрые слова и, передавая клубочек друг другу, будем произносить их.
Упражнение «Клубочек»
Цель: снять напряжение, формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга, настроить на активную работу и контакт друг с другом.
П: Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен в этом целом.
Несмотря на то, что мы старались говорить друг другу только добрые слова, совершать правильные поступки есть в нашем мире царство «злости», которым управляет колдунья Дюдюка- злюка, именно она и её помощницы пытаются сделать наше сердце каменным, посылая нам страх, обиду, безразличие, усталость, плохое настроение…
Ребята, а вы знаете, как выглядит злость? Давайте попробуем её изобразить.
Психологические этюды на снятие негативных эмоций.
П: В нашем мире всегда есть люди, способные победить Дюдюку- злюку, разрушить её царство злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому царству непростая. Нам предстоит выдержать немало испытаний, но мы будем друг другу помогать.
Итак, закрывайте глаза (звучит «шум джунглей» аудиозапись). Дети открывают глаза. Ведущий обращает внимание на презентацию «Джунгли».
Ребята мы с вами попали в царство Дюдюки- злюки и нам надо добраться до её замка. Но прежде чем продолжить путь нужно осмотреться, проверить, не приготовила ли она какие–нибудь неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы колдунья нас не заметила. Как вы думаете, в кого нам надо превратиться, чтобы нас не было видно?
Д: В пальму, цветок, животных…
Упражнение «Превращение»
Цель: развитие умения перевоплощаться.
Дети маскируются, а ведущий отгадывает. Вдруг гремит гром.
П: Над нами собрались тучи, наверно это Злоранда их послала. Они не простые, а клеевые. Какой из них пойдет дождь?
Д: Из них польется клей.
П: Пошел унылый клеевой дождь, и мы все склеились (дети держат друг друга за плечи).
Но у нас нет времени ждать, когда клей высохнет, и мы отклеимся друг от друга. Нам надо спешить. Что же нам делать?
Д: Придется двигаться всем вместе.
Упражнение «Клеевой дождь»
Цель: способствует развитию сплоченности группы.
Звучит аудиозапись «Шум дождя».
Дети преодолевают препятствия, не отпуская рук: огибают озеро, перепрыгивают через ручеёк, продираются сквозь лес, перешагивают через камни, проползают через тоннель.
П: Ну вот, наконец, клей высох и мы отклеились друг от друга. Нам нужно спешить. Но что же случилось? Одна капелька попала (называет имя ребенка) в глаз и не успела высохнуть. Ведущий завязывает глаза ребенку повязкой. Что же нам делать? Как помочь товарищу передвигаться?
Д: Нужно взять …. за руку и помочь преодолеть путь.
П: Молодцы, вы не бросили товарища. Пошли дальше.
Смотрите, какие цветы. Как вы думаете это цветы добра или зла.
Д: Это цветы добра, потому что они нежные, яркие, красивые.
П: Можно ли на них наступать?
Д: Нет. Нужно идти осторожно, не наступая на них, чтобы добра на земле было больше.
Упражнение «Поводырь» (модификация)
Цель: способствовать развитию взаимовыручки, координации движений.
Дети проходят между цветов, проводя за руку ребенка, у которого завязаны глаза. Их действия направлены на то, чтобы ребенок не наступил на цветы.
П: Ну вот вы и справились с трудностью и товарищу помогли (ведущий снимает повязку с ребенка, указывая на то, что клей высох).
Но что же это такое (обращает внимание на конверт)?
П: Ребята, здесь Дюдюка- злюка кое-что написала.
В моем замке ты поверь
Заперта надежно дверь
Если хочешь ты пойти,
Постарайтесь ключ найти.
На команды вы две разделитесь
Необычным каким-то способом
Половинки ключа соберите
И тогда вы путь продолжите.
Ребята! Мы не можем просто так пройти и взять ключ. Надо выполнить все условия, которые указала Дюдюка- злюка. Как вы думаете, каким это необычным способом можно разделиться на команды.
Дети предлагают варианты. По одному из них, например, по цвету волос («светлые» и «темные»), дети делятся на команды и выбирают того, кто пойдет за половинкой ключа.
Упражнение «Найди ключ»
Цель: формирование чувства доверия друг к другу, расширение представлений о себе и товарищах.
Ребенок с завязанными глазами ищет ключ. Дети помогают ему, указывая направления движения.
П: Ключ у нас теперь есть.
Но до замка ещё далеко, а Дюдюка- злюка на нашем пути рассеяла семена злости. Что из них вырастет, если мы их не соберем?
Д: Вырастут деревья зависти, обиды, злости, ненависти.
П: Да, и эти деревья превратятся в непроходимые джунгли и навсегда останутся в нашем мире. Собирать эти семена можно только парами, держась за руки.
Упражнение «Собери семена»
Цель: развитие умения действовать совместно.
Играет песня «Дружба крепкая»
П: Дети, сожмите эти семена крепко-крепко в кулачке, чтобы их не рассыпать. Хотела Дюдюка- злюка вырастить лес зла, но у неё ничего не вышло.
А вот и ворота, давайте откроем их ключом (открывает дверь, за которой стоит столик, в котором построен замок из песка. К нему ведет мостик через овраг – сенсорная дорожка).
Нам осталось преодолеть последнее препятствие, перейти по этому мостику через овраг. Пусть каждый из вас высыплет семена злости в стаканчик с волшебной жидкостью. Злость превратиться в добро и будет направлена против Дюдюки -злюки. Нарисуйте на замке из песка что- нибудь доброе (цветок, сердечко, улыбочку).
Упражнение «Нарисуй песочком»
Цель: формирование уверенности в собственных силах.
П: Дети, посмотрите, замок Дюдюки- злюки разрушился, а на его месте вырос цветок добра, тепла, дружбы, любви.
Этюд «Красивый цветок»
Звучит музыка («Вальс цветов» - П.И. Чайковского), дети показывают, как растет цветок, берутся за руки, поднимают их вверх и выполняют танцевальные движения.
П: Нам пора возвращаться, но для этого надо перелететь через пространство. Лягте на ковер, устройтесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.
Релаксационная пауза «Космический полет»
(Звучит космическая музыка 1-2 минуты). Музыка выключается с постепенным убавлением звука.
Один, два, три, открыли глазки. Огляделись вокруг. Вот мы и снова в детском саду.
В свободное время можно предложить детям выразить свои впечатления в творческих работах.
Литература:
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
- Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» – М.: «Генезис», 1999 г.
- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль: Академия развития 1996 г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, Владос, 1995