Продолжать закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
Совершенствовать грамматический строй речи и навыки связной речи.
Закреплять знания правил поведения в природе.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами сядем в сказочный поезд и отправимся в сказочный лес. (педагог с детьми "садится" в поезд и поют песенку)
Чу-чу-чу-чу,
Вот поезд наш едет
Колеса стучат.
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу
Пыхтит паровоз
Далеко, далеко
В осенний лес он привез.
Воспитатель: Вот и приехали мы в сказочный лес. Лес очень большой. Как хорошо в лесу. Какой чистый воздух.
(к детям выходит Старичок Лесовичок, здоровается с детьми).
Старичок Лесовичок. Вы приехали ко мне в гости?
Воспитатель: Мы приехали в лес посмотреть какие деревья растут, какие стали деревья осенью. Как готовятся к зиме. Покажи нам, пожалуйста, свой лес. В лесу много различных деревьев, кустарников. Это смешанный лес: в нем ратут ели, сосны и другие деревья с листьями. Вот как раз сейчас настоящий лес выглядит нарядно, празднично, он покрыт золотым ковром из листьев.
ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:
В белом сарафане стала на поляне.
Летели птицы, сели на косицы. (береза)
Красные бусинки, листья - невелички,
Любят эти бусинки и люди и птицы. (рябина)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончике ветвей
Зреет много желудей. (дуб)
Падают с ветки золотые монетки? (листья)
Воспитатель: Дети, а что растет на веточках? (ответы детей)
На рябине - рябиновые листья.
На дубе - дубовые листья.
На березе - березовые листья.
На клене - кленовые листья.
мы листочки, мы листочки
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели - ветер дунул полетели.
На ковре лежат листочки, возьмите и скажите, с каких деревьев упали эти листики.... Этот листик упал с дуба - дубовый, этот лист упал с березы - березовый, этот лист упал с клена - кленовый, этот лист упал с рябины - рябиновый.
А теперь, листочки, покажем как мы умеем кружится.
УПРАЖНЕНИЕ "ЛИСТЬЯ"
Листья осенние тихо кружатся - (дети свободно кружатся под музыку).
Листья нам под ноги тихо ложатся - (дети приседают).
И под ногами шуршат, шелестят - /водят руками по полу вправо-влево/.
Будто опять закружиться хотят.
- Осенью с деревьев падают разноцветные листья. Что значит « разноцветные»? (Ответы детей: листья разного цвета: красные, желтые, оранжевые).
- Листья красивые, резные. Давайте назовем их ласково.
УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»:
Лист - листик - листочек,
Береза - березка -............
Дуб - дубочек. Рябина - рябинушка.
Листочки соберем и поставим в вазу красивый осенний букет.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать.
Листья березы, Листья рябины,
Листья тополя, Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Старичок - Лесовичок: Молодцы, ребята. Я Старичек - Лесовичек хозяин леса, берегу лес. А сейчас я хочу рассказать вам сказку про одну хорошую девочку. Садитесь
на мою полянку, не бойтесь, всем место найдется. Ну, слушайте... сказка называется «Оранжевая сказка».
ОРАНЖЕВАЯ СКАЗКА.
Наступила осень, и девочка пошла в лес за ОРАНЖЕВЫМИ листьями. Навстречу ей попалась береза - вся желтая, с листьями, похожими на золотые монетки.
Встретилась ей и осина. Она стояла красная снизу доверху, до самой макушки.
Потом девочка увидела старый дуб. Он был совсем зеленый, только с коричневыми желудями.
А еще в лесу росла рябина с ОРАНЖЕВЫМИ ягодами. Но девочке нужны были не ягоды, а листья.
И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело ОРАНЖЕВЫМ огнем, будто в лесу разожгли огромный костер. Девочка подошла К дереву. -Здравствуй, клен!
-Здравствуй! - прошелестел клен, и несколько ОРАНЖЕВЫХ листьев медленно слетели на землю.
- Это мне.. - спросила девочка.
- Тебе... - снова зашелестел клен, и снова кленовые листья закружились в воздухе и упали к ногам девочки.
- Спасибо, - сказала девочка. - Но зачем ты роняешь такие красивые листья. Скоро у тебя ни одного не останется.
- Я готовлюсь к зиме, - ответил клен. - Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег. Мне нужны силы для тех зеленых почек, которые развернутся весной.
И снова кленовые листья, будто огромные ОРАНЖЕВЫЕ бабочки, закружились около девочки. Она набрала их целую охапку. Целую охапку ОРАНЖЕВЫХ кленовых листьев! Принесла домой, разгладила каждый лист и все их поставила в вазе на подоконник.
Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у девочки, казалось, сияет ОРАНЖЕВОЕ летнее солнце.
Беседа, вопросы к детям:
1. Какие деревья встретила девочка в лесу?
2. Какие листья хотела набрать?
3. Какое дерево она увидела первым?
4. Какая береза была в лесу?
5. Какое дерево увидела.
6. Какой дуб?
7. Какое дерево росло с оранжевыми ягодами?
8. Какой клен встретила девочка?
9. Каким клен стоял в лесу?
10.Что сделала девочка с листочками?
Воспитатель: В лесу растут ягоды, грибы, а так же лекарственные растения. Там обитают многие звери и птицы.
Лес надо беречь. Лес щедрый друг человека.
Педагог показывает карточки со знаками, напоминающими правила поведения в природе, и предлагает детям,сказать, что означает каждый знак. Спрашивает у ребят, почему следует поступать так или иначе.
1. Соблюдать чистоту, не разбрасывать мусор.
2. В лесу нельзя шуметь.
3. Нельзя ломать деревья и кустарники, рвать цветы.
4. Нельзя уничтожать лесных обитателей.
5. Не разжигать костров.
6. В лес ходить только со взрослыми.
Старичок - Лесовичок: Я доволен, правила поведения в лесу вы знаете. Милости просим, приходите ко мне в гости почаще.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие?/ответы детей/. Нам пора возвращаться в детский сад.
Дети вместе со взрослыми «садятся» в поезд и напевая песенку возвращаются в свою группу: