kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект логопедического занятия на тему: "Путешествие по осеннему лесу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия

на тему: «Путешествие по осеннему лесу»

в начальных классах

Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

  • 1. Совершенствовать сенсорные способности: слух, обоняние.
  • 2. Закрепить знание осенних месяцев, осенние признаки.
  • 3. Совершенствовать навыки выразительного прочтения стихотворений, текстов с соблюдением интонационной выразительности и пунктуации.
  • 4. Совершенствовать навыки суффиксального способа словообразования.
  • 5. Совершенствовать умение использовать в речи глаголы, согласовывая с существительным единственного и множественного числа
  • 6. Активизировать в речи детей относительные и качественные прилагательные, сложные слова: листопад, разноцветный.
  • 7.Уточнить семантику слова линька, выражения нагуливать жир.
  • 8. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
  • 9. Формировать правильное диафрагмальное дыхание.
  • 10. Корригировать мелкую и общую моторику, координацию движений.
  • 11. Корригировать память, внимание, мышление.
  • 12. Воспитывать любовь к родному краю.

Материал к занятию: презентация «Путешествие по осеннему лесу»; фишки, карточки-квадраты; перфокарты «Кто что любит»; осенние листики с написанными на них поговорками; мяч; пузырьки с запахами лимона, листьев, воды, хвои, цветов, лука.

Ход занятия:

Логопед:

Время года отгадай! Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый, мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат, листья жёлтые летят,

Ёжик листья собирает, свою норку устилает».

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы по осеннему лесу, где нас ждут удивительные приключения. Но прежде мы проведём разминку.

Дети, отвечают на всплывающие на слайде вопросы, за правильный ответ получают фишку.

Слайд 4.

1. Назовите времена года?

2. Сколько месяцев в году?

3. Перечислите месяцы года по порядку?

4.В какое время года бывает снегопад?

5. В какое время года бывает листопад?

6. В какое время года бывает ледоход?

7. В какое время года дождь идет?

- Ребята, послушайте, какое стихотворение приготовил к нашему занятию Сергей:

Слайд 5.

Осень, осень! В гости просим!

Погости неделек восемь!

С обильными хлебами,

С первыми снегами.

С листопадом и дождём,

 С перелётным журавлём!

Осень - она разная. Ведь не зря существуют три осенних месяца.

Слайд 6. Назовите осенние месяцы.

Сентябрь (прощание перелётных птиц с Родиной).

Что делают птицы, перед отлётом? (Птицы собираются в стаи, тренируют крылья молодых птиц, выбирают вожака и улетают в тёплые края).

Октябрь-месяц полных кладовых.

Какую поговорку мы знаем об осеннем богатстве? (Осенью и воробей богат).

Почему так говорят? (Все собирают урожай, много корма для животных и птиц.)

Ноябрь –  месяц зимних гостей. Какие зимние гости посещают нас?

(Вьюги, метели, бураны, снегопады, морозы).

Слайд 7.

Ребята, назовите птиц, которые улетают на зиму в тёплые страны?

Назовите тех птиц, которые остаются с нами.

Как называются птицы, улетающие зимовать на юг? (перелётные)

Слайд 8.

Физминутка.

Мы сейчас в поход выходим, по тропинке в лес заходим (идут друг за другом),

Руки на спину кладём и по брёвнышку идём (на носочках).

До чего трава высока: то крапива, то осока,

Выше ноги поднимай, на траву не наступай (ходьба с высоким подниманием колен).

А сейчас прыжки по кочкам. Очень тихо на носочках.

Если с кочки упадёте, то утоните в болоте! (прыжки на двух ногах на носочках, с продвижением вперёд).

Все прошли через болото? Устроим перекличку!

Тот, кого я буду называть, будет мне отвечать, сделав глубокий вдох носом, и на выдохе кричать: «Я здесь!».

Размялись, отдохнули и продолжим нашу беседу…

-Ребята, а вы знаете, что осень имеет свой запах? Как вы думаете, чем пахнет осень? (опавшими листьями, последними цветами, прохладой, сыростью).

Мы сейчас попробуем определить запах осени.

Игра « Чем пахнет осень?»

- Красоту осени описывают многие поэты и писатели. А сейчас послушайте, как об осени в своем рассказе «Золотой дождь» написал Николай Сладков. Читает Андрей.

Молодец, ты так выразительно читал, интересно было слушать тебя.

- Вы все внимательно слушали. Скажите, какие краски любит осень? Какими стали листочки? (золотыми, багряными, тяжёлыми).

Слайд 9.

Послушайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в осенний дом,

Чудеса увидишь в нем. О чем, эта загадка?

Слайд 10.

Какое чудо можно увидеть в осеннем лесу? (листопад)

Из каких двух слов составили слово листопад?

Значит, что делают листья? (падают)

Каким стоит осенний лес осенью (разноцветным)

Какие два слова, соединились в одном? (Разного цвета)

Слайд 12.

Какие бывают листья?

На клёне – кленовые.

На осине-…

На дубе-…

На рябине – …

-Осенью часто дуют сильные и порывисты ветры - вот и сейчас поднимается ветер.

Посмотрите-ка, все листочки раздул, разметал по классу. А я для вас поговорки про осень приготовила! Давайте, соберём листочки и все-таки прочитаем поговорки об осени, как бы ветер нам не мешал!

Игра «Собери листочки»: дети собирают половинки листочков, находят пару и по очереди читают поговорки об осени:

1. Осенняя пора- птица со двора.

2. Осенью и воробей богат.

3. В сентябре одна ягода, и та- горькая рябина.

4. Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.

5. В ноябре осень жируха, со злюкой зимой борются.

6. В ноябре мороз приосанивается.

7. Кто в ноябре не зябнет – тот и в декабре не мёрзнет.

8. Осень – припасиха – зима подбериха.

Слайд 13.

Вспомните, как выглядят сейчас деревья? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какие?» (голые, сонные, замёрзшие, озябшие, грустные и т.д.).

Чтобы деревьям было не так холодно и грустно, я предлагаю поиграть в игру «Назови ласково»:

Берёза- берёзонька.

Дуб-…

Рябина-…

Осина-…

Ель-…

Пихта-…

Черёмуха-…

Ива-…

Для следующей нашей игры нам придётся приготовить наши глаза, чтобы они были более зоркими!

Слайд 14.

Физминутка для глаз.

Тихо посидим, послушаем, понаблюдаем за тем, как холодный и порывистый ветер срывает с деревца последние листочки.

Игра «Кто быстрее?». Вы должны расположить листочки в порядке изменения цвета. Проверим кто из вас самый наблюдательный.

Слайд 15. Итак, давайте назовём признаки осени.

1. Перемена погоды.

2. Отлет перелётных птиц.

3. Изменение окраски листьев древесных растений.

4. Осенний листопад.

Слайд 16. Посмотрите внимательно на слайд и назовите спрятавшихся от вас животных.

Слайд 17. Осенью также меняется жизнь животных. Как животные готовятся к зиме? Как вы понимаете выражения:

– линька?

- нагуливать жир?

Назовите животных, которые меняют зимой цвет? (медведь, белка, заяц, волк)

Слайд 18. А сейчас, вы составите предложения с союзом противопоставления:

У медведя шуба бурая и теплая, а стала ещё теплее.

У лисицы шубка рыжая и легкая, а стала теплая и пушистая.

У волка шубка была темно-серая, а стала светло серая и теплая.

У белки была шубка рыжая, а стала серая.

У зайца шубка была серая, а стала белая и теплая.

Слайд 19. Игра «Назови быстро и правильно».

Чей хвост? Чья морда?

Слайд 20. А это задание заставит вас подумать. Постарайтесь, чтобы у вас прибавилось заработанных фишек.

Проведите звуковой анализ слов белка, заяц.

Разложите на слоги слова: медведь, ёж, волк, лиса, белка, бурундук.

-Для следующего нашего задания следует подготовить пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал,

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Работа с перфокартой. Подумай и ответь – «Кто, что любит?»

                       малина    рыба     гриб     шишки     яблоки     морковь

медведь

ёж

белка

заяц

лиса

- А теперь подсчитаем - кто же больше всех заработал фишек во время нашего путешествия?

Подведение итогов.

- Наше путешествие подходит к концу. Про осень не зря говорят, что осень – «припасиха»! Осень приготовила для вас гостинец!  Она хочет всех вас угостить вкусными сочными фруктами. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект логопедического занятия на тему: "Путешествие по осеннему лесу" »


Конспект логопедического занятия

на тему: «Путешествие по осеннему лесу»

в начальных классах


Цель: развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

  • 1. Совершенствовать сенсорные способности: слух, обоняние.

  • 2. Закрепить знание осенних месяцев, осенние признаки.

  • 3. Совершенствовать навыки выразительного прочтения стихотворений, текстов с соблюдением интонационной выразительности и пунктуации.

  • 4. Совершенствовать навыки суффиксального способа словообразования.

  • 5. Совершенствовать умение использовать в речи глаголы, согласовывая с существительным единственного и множественного числа

  • 6. Активизировать в речи детей относительные и качественные прилагательные, сложные слова: листопад, разноцветный.

  • 7.Уточнить семантику слова линька, выражения нагуливать жир.

  • 8. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

  • 9. Формировать правильное диафрагмальное дыхание.

  • 10. Корригировать мелкую и общую моторику, координацию движений.

  • 11. Корригировать память, внимание, мышление.

  • 12. Воспитывать любовь к родному краю.


Материал к занятию: презентация «Путешествие по осеннему лесу»; фишки, карточки-квадраты; перфокарты «Кто что любит»; осенние листики с написанными на них поговорками; мяч; пузырьки с запахами лимона, листьев, воды, хвои, цветов, лука.


Ход занятия:

Логопед:

Время года отгадай! Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый, мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат, листья жёлтые летят,

Ёжик листья собирает, свою норку устилает».


- Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир природы по осеннему лесу, где нас ждут удивительные приключения. Но прежде мы проведём разминку.

Дети, отвечают на всплывающие на слайде вопросы, за правильный ответ получают фишку.

Слайд 4

1. Назовите времена года?

2. Сколько месяцев в году?

3. Перечислите месяцы года по порядку?

4.В какое время года бывает снегопад?

5. В какое время года бывает листопад?

6. В какое время года бывает ледоход?

7. В какое время года дождь идет?


Ребята, послушайте, какое стихотворение приготовил к нашему занятию Сергей:

Слайд 5

Осень, осень! В гости просим!

Погости неделек восемь!

С обильными хлебами,

С первыми снегами.

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём!


Осень - она разная. Ведь не зря существуют три осенних месяца.


Слайд 6. Назовите осенние месяцы.

Сентябрь (прощание перелётных птиц с Родиной).

Что делают птицы, перед отлётом? (Птицы собираются в стаи, тренируют крылья молодых птиц, выбирают вожака и улетают в тёплые края).


Октябрь-месяц полных кладовых.

Какую поговорку мы знаем об осеннем богатстве? (Осенью и воробей богат).

Почему так говорят? (Все собирают урожай, много корма для животных и птиц.)


Ноябрь – месяц зимних гостей. Какие зимние гости посещают нас?

(Вьюги, метели, бураны, снегопады, морозы).


Слайд 7.

Ребята, назовите птиц, которые улетают на зиму в тёплые страны?

Назовите тех птиц, которые остаются с нами.

Как называются птицы, улетающие зимовать на юг? (перелётные)


Слайд 8.

Физминутка.

Мы сейчас в поход выходим, по тропинке в лес заходим (идут друг за другом),

Руки на спину кладём и по брёвнышку идём (на носочках).

До чего трава высока: то крапива, то осока,

Выше ноги поднимай, на траву не наступай (ходьба с высоким подниманием колен).

А сейчас прыжки по кочкам. Очень тихо на носочках.

Если с кочки упадёте, то утоните в болоте! (прыжки на двух ногах на носочках, с продвижением вперёд).

Все прошли через болото? Устроим перекличку!

Тот, кого я буду называть, будет мне отвечать, сделав глубокий вдох носом, и на выдохе кричать: «Я здесь!».

Размялись, отдохнули и продолжим нашу беседу…


Ребята, а вы знаете, что осень имеет свой запах? Как вы думаете, чем пахнет осень? (опавшими листьями, последними цветами, прохладой, сыростью).

Мы сейчас попробуем определить запах осени.

Игра « Чем пахнет осень?»


Красоту осени описывают многие поэты и писатели. А сейчас послушайте, как об осени в своем рассказе «Золотой дождь» написал Николай Сладков. Читает Андрей.

Молодец, ты так выразительно читал, интересно было слушать тебя.

Вы все внимательно слушали. Скажите, какие краски любит осень? Какими стали листочки? (золотыми, багряными, тяжёлыми).


Слайд 9.

Послушайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в осенний дом,

Чудеса увидишь в нем. О чем, эта загадка?


Слайд 10.

Какое чудо можно увидеть в осеннем лесу? (листопад)

Из каких двух слов составили слово листопад?

Значит, что делают листья? (падают)

Каким стоит осенний лес осенью (разноцветным)

Какие два слова, соединились в одном? (Разного цвета)


Слайд 12.

Какие бывают листья?

На клёне – кленовые.

На осине-…

На дубе-…

На рябине – …


Осенью часто дуют сильные и порывисты ветры - вот и сейчас поднимается ветер.

Посмотрите-ка, все листочки раздул, разметал по классу. А я для вас поговорки про осень приготовила! Давайте, соберём листочки и все-таки прочитаем поговорки об осени, как бы ветер нам не мешал!

Игра «Собери листочки»: дети собирают половинки листочков, находят пару и по очереди читают поговорки об осени:

1. Осенняя пора- птица со двора.

2. Осенью и воробей богат.

3. В сентябре одна ягода, и та- горькая рябина.

4. Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.

5. В ноябре осень жируха, со злюкой зимой борются.

6. В ноябре мороз приосанивается.

7. Кто в ноябре не зябнет – тот и в декабре не мёрзнет.

8. Осень – припасиха – зима подбериха.


Слайд 13.

Вспомните, как выглядят сейчас деревья? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какие?» (голые, сонные, замёрзшие, озябшие, грустные и т.д.).


Чтобы деревьям было не так холодно и грустно, я предлагаю поиграть в игру «Назови ласково»:

Берёза- берёзонька.

Дуб-…

Рябина-…

Осина-…

Ель-…

Пихта-…

Черёмуха-…

Ива-…


Для следующей нашей игры нам придётся приготовить наши глаза, чтобы они были более зоркими!

Слайд 14.

Физминутка для глаз.

Тихо посидим, послушаем, понаблюдаем за тем, как холодный и порывистый ветер срывает с деревца последние листочки.

Игра «Кто быстрее?». Вы должны расположить листочки в порядке изменения цвета. Проверим кто из вас самый наблюдательный.


Слайд 15. Итак, давайте назовём признаки осени.

1. Перемена погоды.

2. Отлет перелётных птиц.

3. Изменение окраски листьев древесных растений.

4. Осенний листопад.


Слайд 16. Посмотрите внимательно на слайд и назовите спрятавшихся от вас животных.

Слайд 17. Осенью также меняется жизнь животных. Как животные готовятся к зиме? Как вы понимаете выражения:

– линька?

- нагуливать жир?

Назовите животных, которые меняют зимой цвет? (медведь, белка, заяц, волк)


Слайд 18. А сейчас, вы составите предложения с союзом противопоставления:

У медведя шуба бурая и теплая, а стала ещё теплее.

У лисицы шубка рыжая и легкая, а стала теплая и пушистая.

У волка шубка была темно-серая, а стала светло серая и теплая.

У белки была шубка рыжая, а стала серая.

У зайца шубка была серая, а стала белая и теплая.


Слайд 19. Игра «Назови быстро и правильно».

Чей хвост? Чья морда?


Слайд 20. А это задание заставит вас подумать. Постарайтесь, чтобы у вас прибавилось заработанных фишек.

Проведите звуковой анализ слов белка, заяц.

Разложите на слоги слова: медведь, ёж, волк, лиса, белка, бурундук.


Для следующего нашего задания следует подготовить пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал,

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.


Работа с перфокартой. Подумай и ответь – «Кто, что любит?»


малина

рыба

гриб

шишки

яблоки

морковь

медведь







ёж







белка







заяц







лиса








А теперь подсчитаем - кто же больше всех заработал фишек во время нашего путешествия?

Подведение итогов.


Наше путешествие подходит к концу. Про осень не зря говорят, что осень – «припасиха»! Осень приготовила для вас гостинец! Она хочет всех вас угостить вкусными сочными фруктами.

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект логопедического занятия на тему: "Путешествие по осеннему лесу"

Автор: Курышина Наталья Михайловна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185779

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект интегрированного занятия в средней логопедической группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»"
    ["seo_title"] => string(120) "konspiekt-intieghrirovannogho-zaniatiia-v-sriedniei-loghopiedichieskoi-ghruppie-tiema-putieshiestviie-v-volshiebnyi-lies"
    ["file_id"] => string(6) "292597"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455296320"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "План-конспект логопедического занятия  во 2 классе   «Поможем белочке подготовиться к зиме» "
    ["seo_title"] => string(103) "plan-konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-vo-2-klassie-pomozhiem-bielochkie-podghotovit-sia-k-zimie"
    ["file_id"] => string(6) "138703"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417594572"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект ООД в старшей логопедической группе "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-ood-v-starshiei-loghopiedichieskoi-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "242687"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445521217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства