Просмотр содержимого документа
«Путешествие в осенний лес»
Организованная образовательная деятельность. Тема: «Путешествие в осенний лес» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить выделять характерные признаки основных периодов сезона. Программное содержание: 1. Образовательная задача: - закрепить представление детей об осени; - формировать умения устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. 2. Формирующая задача: - закрепить умения детей выделять характерные признаки сезона; 3. Развивающая задача: - закреплять умение детей различать животных по описанию; - развитие творческого воображения; 4. Воспитательная задача: - воспитывать бережное отношение к растениям и животным, - развивать умение видеть музыкальную, поэтическую красоту осени; 5. Речевая задача: - активизировать словарный запас детей (хлорофилл, листопад); - продолжать развивать разговорную речь. Предварительная работа: работа с моделями «Времена года», «Звери», «Растения», д/и «Я знаю пять…», «Чей силуэт?», рассматривание иллюстраций об осени, чтение художественной литературы об осени, наблюдения на участке. Оборудование: конверт обклеенный листьями, силуэты зверей, картины с изображением зверей, осеннего леса, музыкальный центр, муз. композиции П. И. Чайковского, Вивальди « Времена года», мольберт, заготовки к работе «Ёжик», природный материал (хвоя лиственниц, сухие листья), клей, кисти, салфетки, целлофановые пакеты. Ход занятия (30 минут) Организационный момент: дети входят в группу, здороваются с гостями, воспитатель держит конверт. В.: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об осени, вспомним её основные признаки, установим связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни животных и растений. Сегодня утром к нам в группу пришёл конверт, он очень необычный. Вам интересно от кого же он? Давайте откроем его, (на стол выкладываются листья с мнемотабличками по признакам осени, по количеству детей). Д.: рассматривают листья, каждый берёт по одному в руки. В.: Ребята, посмотрите какие необычные листья, посмотрите на них повнима-тельнее. Каждый листок нам о чём-то говорит. Если мы поймем, о чем говорят листья, мы узнаем, кто прислал письмо. Д.: рассматривают листья. Каждый высказывается, о чем же говорит его листик (приложение 1). В.: достаёт из конверта письмо, читает: «Правильно, я – Осень золотая. Я очень красивое время года, но не только красотой я знаменита. Золотой осенью в природе происходит множество интересных явлений. Я знаю, что вы интересуетесь всем, что происходит в природе вокруг вас. Сейчас я нахожусь в лесу, у меня там много работы…..» Ребята, а дальше неразборчиво. Наверное дождик намочил, все слова расплылись. Что же хотела сказать нам осень? Что она делает в лесу? А давайте сами побываем в осеннем лесу, хотите, ребята? Д.: хотим. В.: тогда устраивайтесь на ковре по удобнее, закрывайте глаза и послушайте. Звучит муз.композиция П. И. Чайковского. Это звуки осеннего леса, крик улетающих птиц, шуршание листвы, шум ветра, капли дождя…. Д.: внимательно прослушивают композицию, открывают глаза и присажи-ваются на стулья вокруг мольберта с иллюстрациями времен года. В.: Как вы думаете, что сейчас происходит в лесу? Как он выглядит? Выберите правильную картину, докажите, что это лес? Докажите, что это осенний лес? Д.: ответы детей. В.: Правильно, лес – это сообщество растений и животных. Вы правильно перечислили все признаки осени. А посмотрев на картину, скажите: «Каких листьев на деревьях больше, красных или зелёных?» Почему так? Д.: отвечают на поставленные вопросы. В.: В листьях и летом, и осенью есть краски - и зеленые, и красные, и желтые. Самый сильный цвет – зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество - хлорофилл. Повторите… Д.: хлорофилл. В.: оно очень любит свет. Летом света много, так как солнце светит долго. Листья остаются зелеными. Но вот наступила осень, дни короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может образовываться. Листья постепенно желтеют и краснеют. А со временем и они опадают. Так как зимой они не нужны. Ветер срывает листья, кружит их, получается листопад. А что же делают животные? Давайте узнаем? Я предлагаю вам отгадать загадки о животных, выбрать его изображение из представленных и подобрать силуэт. Д.: внимательно слушают загадки, работают парами. В.: Зверька узнаем мы с тобой По двум простым приметам: Он в шубке серенькой зимой И в рыжей шубе летом. (Белка) За деревьями, кустами Промелькнула, будто пламя. Промелькнула, пробежала… Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса) Этот зверь лесной – В серой шубе меховой. Зубами – щелк, Кто это - ? (Волк) Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) На спине иголки, Длинные и колкие. А свернется он в клубок – Нет ни головы, ни ног. (Ёж) Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы - другого цвета. (Заяц) Д.: отгадывают загадки, рассказывают о жизни животных, опираясь на прошлый опыт. В.: обобщает. ЁЖ : у взрослого ежа 5-6тыс. иголок. Ежата рождаются с мягкими иглами. Летом он спит на листьях или голой земле. На зиму роет глубокую нору, в которой спит всю зиму. Питается еж жуками, гусеницами, яйцами мелких птиц, иногда ловит мышей и ужей, ест грибы и ягоды. Волк – хищник, охотится на оленей, лосей, кабанов, зайцев, мышей полевок. Зато, что нападает на домашний скот, его зовут «серый разбойник». Иногда лакомится ягодами. Медведь бурый – живет в одиночку, а медведица с медвежатами разного возраста. Медведь всеяден: питается ягодами, желудями, орехами, корнями, стеблями трав,. Ест муравьёв, ящериц, лягушек, мышей. Нападает на кабанов, оленей, лосей. Любит мед, рыбу. К зиме наедает подкожный жир, а осенью залегает в спячку, в берлогу. Лисица – хищница. Основа её питания: мыши, зайцы, крупные птицы – глухари, гуси. Летом ловит жуков, ящериц, лягушек. Изредка ест ягоды. Белка – зимой серая, летом рыжая. Пушистый и легкий хвост помогает совершать ей красивые прыжки. Она может спрыгнуть с вершины дерева прямо на землю. Они умеют плавать. Питается: семенами, ягодами, орехами, грибами, насекомыми, яйцами мелких птиц. Делает запасы под корнями, в дуплах и др. укромных местах на зиму. Живёт в дуплах или на ветвях деревьев строит шарообразное гнездо – гайно – с боковым входом. Физ.минутка: Все зверушки на опушке Водят хоровод Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, Скачут в присядку, ищут воображаемые Рыжики срывали. грибы Лисичка бежала, Бег, ищут грибы Лисички срывала. Скакали зайчатки, Прыжки на двух ногах с продвижением Искали опятки. Медведь проходил, Ходьба в «вразвалочку», Мухомор раздавил. Топают ногой. В.: Много работы у осени в лесу, всё надо успеть сделать. Мы с вами тоже отлично потрудились. А в награду за это, осень дарит нам подарок! (Природный материал: сухие листья, хвою.) А давайте осени тоже сделаем подарок? Используем природный материал для поделки. Д.: давайте В.: присядем зарабочие места и до делаем наших ежей. Заранее нарисованы: лес, еж. 1. Берём пакет, кладем в него листья и мнем их. 2. Клеем промазываем под лапками ежа, туловище, полянку, деревья… Осторожно посыпаем листвой из пакета, хвоинками. 3.Ждем, пока подсохнет работа. Лишнее сдуваем в коробку. 4. Какие замечательные ежи у вас получились, Осени они понравятся. В.: Наше занятие подходит к концу. Что нового вы узнали? Что вам понравилось? А что нет? Оцените сами свою работу. Что бы вы хотели ещё узнать, где-то побывать? Д.: ответы детей В.: вы – молодцы! Благодарю вас за занятие.