Словарная работа: прямоугольник, разноцветные, многоэтажный, поровну, столько же сколько.
Предварительная работа с детьми: решение логических задач, плоскостное конструирование из геометрических фигур, разучивание пальчиковой гимнастики, игры с разрезными картинками.
Предварительная работа воспитателя: подготовка презентации; подготовка призов для детей; изготовление карточек для счета
Раздаточный материал:Д/и «Много, один, ни одного» (карточки для счета), геометрические фигуры для каждого ребенка (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); разрезанные на части геометрические фигуры; д/и «выложи из геометрических фигур»; призы-медальки; раскраски – человечки из геометрических фигур.
Демонстрационный материал и оборудование:листочек с волшебными словами, кукла-Умняшка, модули геометрических фигур, обручи, магнитная доска, проектор, слайдовая презентация «Сказка о геометрических фигурах», «волшебная палочка», карточки со схематичным изображением человека в движении, иллюстрации человечков из геометрических фигур; иллюстрация цифры 3.
Структура занятия:
Организационный момент – хороводная игра
Игровая ситуация – мотивация – приглашение в гости к Умняше в страну геометрических фигур
Игра – разминка
Математическая сказка
Дидактическая игра «Найди свой домик» (динамическая пауза)
Разрезные картинки «Геометрические фигуры»
Зрительная гимнастика
Отгадывание загадки
Пальчиковая гимнастика
Плоскостное конструирование из геометрических фигур
Физкультминутка
Итог занятия
Ход:
Организационно-мотивационный момент
Ребята, сегодня не обычный день, посмотрите к нам пришли ваши родители. Предлагаю с ними поздороваться.
В круг широкий, вижу, я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево.
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём. День добрый начнём!
(Дети: встают в круг, берутся за руки, проговаривают текст, выполняют движения)
Ребята, мне сегодня позвонила одна девочка Умняшка, которая живет в волшебной стране геометрических фигур. Она приглашает нас к себе в гости. Она слышала, что вы очень послушные, умные и сообразительные ребята и она очень хочет с вами познакомиться.
А вы хотите познакомиться с Умняшкой? Ну что же отправимся в страну геометрических фигур? (ответы детей) Ребята, у меня есть волшебная палочка, возьмем ее с собой, вдруг она нам пригодится.
Основная часть
- Только я забыла волшебные слова, которые нам помогут попасть туда. А вспомнить мне их поможет игра (задаю вопросы, где ответами являются слова: один, много, два, ни одного.)
(Дети берут карточки: с изображением одной точки, двух точек, множества точек, а также пустая карточка. Дети поднимают необходимую карточку в соответствии с ответом.)
Сколько слонов живет у вас дома?
Сколько рук у мамы?
Сколько волос на голове?
Сколько хвостов у кошки?
Сколько крыльев у рыб?
Сколько ртов у нас на лице?
Сколько глаз у коровы?
Сколько листочков на дереве летом? А зимой?
А сейчас какое время года? (зима)
А вот и один листочек к нам залетел. А на нём волшебные слова.
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах!» И окажемся в гостях (выполняют движения по тексту)
Ой, ребята, где мы оказались? ( В лесу, в сказке и др.)
Мы оказались в волшебной математической стране, в ее геометрическом лесу
- Ребята, а хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь поудобнее. (дети садятся на палас) И так, слушайте сказку.
«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник «Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким.
А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.
А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа» «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом? ». Она забралась с начала на одну его сторону, но не чего не увидела из - за деревьев. (Давайте посчитаем, сколько было деревьев.(2). Потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть я смогу помочь тебе? » - спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться!» - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но. Плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».
-Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? (две длинные, а две короткие). Про какие геометрические фигуры рассказывалось в сказке? (квадрат и прямоугольник). А может кто-то заметил в сказке другие геометрические фигуры? Ответы детей. (солнышко – круг, деревья – треугольники)
А сейчас геометрические фигуры предлагают поиграть в игру
«Найди свой домик».
Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Ответы детей: Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показать и разложить в обручи большие фигуры. Затем раздать всем детям по одной геометрической фигуре.)
Я возьму свою волшебную палочку:
В математику играю,
Вас в фигуры превращаю!
Раз, два, три, все фигуры в дом беги! (дети-фигуры забегают в свои обручи).
Ой, ребята, смотрите, фигуры рассыпались, помогите их собрать.
Дидактическая игра «Собери геометрическую фигуру» (разрезные картинки). (Дети работают по подгруппам, собирают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.)
- Молодцы ребята! Все справились!
Зрительная гимнастика:
«Мы с фигурками играли, наши глазоньки устали
Раз, два, три, четыре, пять будем глазками моргать. (моргают)
Пусть немного отдохнут (закрывают глаза)
И опять моргать начнут (открываю глаза и моргают)
Воспитатель: Молодцы, ребята, а вот и Умняшка нас встречает.
Давайте поздороваемся. (появляется кукла)
Ребята, мне Умняшка рассказала, что пока мы добирались, в стране геометрических фигур ветер-проказник разбил все окошки в домах, и жители потеряли свои домики. Поможем им вернуться домой. А как? (проблемная ситуация). Дети предлагают варианты.
Сегодня у меня есть волшебная палочка и я вас превращу… Хотите узнать, в кого я вас превращу? Тогда отгадайте загадку:
Ходит он в защитной каске, есть у него кирпич и краски,
Большой построить сможет дом, нам всем уютно будет в нем
(Строитель)
Начинаем превращение…
Ну-ка, палочка волшебная, Поработай-ка скорей,
Преврати-ка ты в строителей Этих маленьких детей
Вот вы и превратились в строителей. Проходите за столы и посмотрите на свои подносы. В них лежат геометрические фигуры. Какие? (треугольник, прямоугольники, квадраты).
Как вы думаете, что у дома может быть прямоугольным? А что может быть квадратным? А что бывает треугольным у дома? (ответы детей)
С чего мы начнем строить дом? (с этажей) Они какой формы? (прямоугольной)
Сколько прямоугольников лежит у вас на подносах? Посчитайте. (3) – Значит, сколько этажей будет в доме? (3). Посмотрите на цифру 3, как она пишется, давайте в воздухе пальчиком напишем цифру 3.
А квадратов сколько? (много). Какого цвета? (белого). Ну что, начинаем строить? Но сначала разомнем свои пальчики.
Пальчиковая игра «Строим дом»
Тук да тук, тук да тук - раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой (показываемкрышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)
На двери висит замок, (руки в замок)
Кто его открыть бы мог?
Мы замочек покрутили, покрутили, потянули, постучали и открыли. (соответственно словам выполняем движения руками) Отворяем ворота, проходите все сюда. (разводим ладони рук в стороны)
Д/и «Выложи из геометрических фигур»
Посмотрите на прямоугольники. Они все одинакового цвета? (нет) Значит они какие? (разноцветные) Все этажи у нас будут разного цвета. Когда много этажей, как такой дом называется? (многоэтажный)
- первый этаж у нас будет не красный и не зеленый. Какой? (желтый)
- второй этаж – не желтый и не зеленый. Какой? (красный)
- какого цвета будет третий этаж? (зеленый)
Ставим крышу.
Теперь очередь дошла до окон (квадрат).
На первом этаже будет 1 окно. На втором – 2 окна, на третьем – столько же, сколько на первом (1). На каком этаже больше окон? По сколько окон на первом и на третьем этаже? (по 1 окну). А по-другому можно сказать, что их поровну. Повторите.
Сколько домов у нас получилось? (много)
А когда домов много, получается (город, улица).
Поработали, молодцы, теперь немного отдохнем
Физкультминутка
(Карточки со схематичным изображением человека в движении)
Дети изображают фигуру в соответствии с карточкой.
-Ребята, Умняша благодарит вас за помощь и хочет познакомить вас с жителями волшебной страны. (иллюстрации человечков из геометрических фигур). На какие геометрические фигуры похожи жители это страны? Ответы детей (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)
Еще, Умняша дарит вам на память маленькие призы: медальки и раскраски с изображением своих жителей, чтобы вы вспоминали о сегодняшней встрече.
-А нам пора возвращаться в школу.
Послушайте волшебные слова:
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернёмся, закроем глаза и в школу вернёмся.
Итог занятия:
Где мы сегодня побывали? Что вам больше всего понравилось? Что у вас получилось лучше всего? В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?
«Найди свой домик».
Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трёх обручах в разных углах комнаты на полу лежат, круг, квадрат и треугольник. «В этом домике живут все круги, - говорит воспитатель; - в этом все квадраты, а в этом – все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается «погулять», побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами
«Найди свой домик».
Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно, переместив домики.