С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Цель проекта: формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи:
Повышать двигательную активность.
Приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой.
Развивать познавательный интерес.
Прививать детям культурно-гигиенические навыки.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Реализация данного проекта проходила на базе детского сада «Улыбка». Проект был осуществлён средней группой «Чиполлино».
План реализации проекта «Здоровье всего дороже».
Первый этап
На первом этапе изучили литературу; собрали интернет ресурсы; провели анкетирование среди родителей.
В результате анкетирования выяснилось, что среди опрошенных 22 человек, не все родители знают, какие закаливающие процедуры можно проводить с детьми, 15 (68%) не могут равномерно распределять физическую и умственную нагрузку в течение дня, 7 (32%) не могут организовать дома режим дня и питание, приближенное к детскому саду.
Ответы родителей на вопросы анкеты были учтены при планировании мероприятий с детьми.
Второй этап
На втором этапе определили организационные формы работы с детьми (занятия, беседы, театральные инсценировки, игровые ситуации), мероприятия с родителями, наглядную информацию агитационного характера, изготовление спортивного оборудования в группе.
Третий этап
Реализация проекта.
Четвёртый этап
На четвёртом этапе (заключительном) состоялась презентация нетрадиционного оборудования для спортивного центра, изготовленного родителями. На презентацию пригласили родителей, воспитанников средней группы «Сибирочка», педагогов ДОУ.
Развернутый план реализации проекта «Здоровье всего дороже».
В ходе работы мы использовали различные виды деятельности. Для определения уровня знаний у детей о представлениях здорового образа жизни, была проведена беседа с показом презентации «В здоровом теле – здоровый дух!». В ходе беседы выяснилось, что в понимании большинства детей быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, 99% детей ответили «лечиться». Дети осознают, что если не соблюдать некоторых правил (одеваться тепло, когда холодно; не сидеть на сквозняке), то из-за этого можно заболеть. Для многих детей нездоровые привычки представляются очень притягивающими: «я очень люблю, есть мороженое, много», «я люблю пить сок из холодильника, чтобы был очень холодный», «я люблю поздно смотреть телевизор и утром спать долго», «я всегда бегаю по лужам, потому что мне нравится» и др.
Для формирования здорового образа жизни детей средней группы был разработан цикл занятий. (Приложение 1)
Занятия проводили один раз в неделю, во второй половине дня.
Для проведения занятий создали благоприятные условия в помещении для игр и занятий:
- организовали сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
- поддерживали температуру воздуха в группе 20 - 22° С.
После проведения занятий дети долго рассуждали, например, почему у человека болят зубы, и какие микробы и бактерии начинают жить в зубах, если за ними не ухаживать. Во время таких бесед брали книгу «Королева – зубная щетка», вместе рассматривали картинки, затем начинали играть в магазин, продавать зубные щетки, пасту, рассказывать о полезности пасты, делать рекламу, потом игра плавно перетекала в игру «Зубной доктор». Дети превратились в заботливых пап и мам и со своими детишками-зверятами (мишутками, белочками, зайчиками, котятами) пришли на прием к доктору лечить зубы.
На занятиях знакомили также детей с тем, как устроено тело человека. (Приложение 2) В доступной форме, при помощи иллюстративного материала, рассказывали о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.
После занятия о здоровой и полезной пище дети говорили родителям: «Мама, чипсы мне больше можешь не покупать. Я их есть не буду, я хочу быть здоровым и сильным».
Заучивали пословицы и поговорки о здоровье. Рассматривали иллюстрации: «Почему заболели ребята»; беседовали: «Что я знаю о здоровье?»; «Чистота – залог здоровья».
Играли в сюжетно-ролевые игры:
«Больница», (Приложение 3)
«Поликлиника»
В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности использовались: физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные игры; гимнастика после сна; спортивные игры, а также закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; воздушные ванны, проводились спортивные развлечения, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе. (Приложение 4)
В процессе работы по формированию здорового образа жизни старались закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значения и важность для здоровья, и приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро. В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. При формировании культурно-гигиенических навыков использовали такие приемы: показ, объяснение, непосредственную помощь, поощрение, индивидуальную беседу, чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр»; загадывание загадок о предметах гигиены.(Приложение 5)
Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводились физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновлялись 1-2 раза в месяц. Дети прослушали беседу о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах – все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.
В работу также включался массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже использовался на занятиях, как и физкультминутки.
Проводя работу по формированию здорового образа жизни, старались объяснить, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правил безопасности, что образ жизни должен быть здоровый и безопасный. В работе по знакомству детей с основами безопасности жизнедеятельности частично использовали программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста (авт. Р. Стеркина, Н.Авдеева, О. Князева), методическое пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников» (авт. К. Белая, В. Зимонина, Л. Куцакова).
В группе также проводилась беседа на тему «Ядовитые грибы и ягоды», из которой дети узнали о том, что некоторые дары природы есть нельзя, ими можно отравиться. Занятие «Витамины в нашей пище» способствовало тому, что дети по-другому начали относиться к еде: теперь они стараются, есть салаты, фрукты, овощи, пить молоко. Показали презентацию «Фруктово-ягодная азбука» (Приложение 6) После этого занятия у детей появилось понимание того, что правильное питание помогает росту и развитию организма человека, а также сохранению здоровья.
Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет положительный пример в поведении взрослых.
На родительских собраниях, консультации «Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми» (Приложение 7) учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для родителей оформляли в «Уголке здоровья» рекомендации, советы. Они стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Родители приняли активное участие в выпуске газеты: «Папа, мама, я – спортивная семья». (Приложение 8); Провели спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная семья». (Приложение 9)
В процессе художественной деятельности дети совместно с родителями, изготовили спортивное оборудование, плакаты, рисунки, пропагандирующие здоровый образ жизни.
На заключительном этапе проекта для детей старшего возраста была организована презентация нетрадиционного оборудования для спортивного центра, изготовленного родителями.
Результаты проекта:
В результате проведенной работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Заболеваемость в группе снизилась на 2,8 %.
Таким образом, сотрудничество детского сада и семей воспитанников в проекте позволило сформировать у детей представления о сохранении своего здоровья, побудило родителей задуматься о своем здоровье и о здоровье своих детей. Итогом проекта явилось совместное создание спортивного центра в группе.
Источники информации:
1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика-Синтез, 2008 г.
2. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольника. Мозаика-Синтез, 2010 г.
3. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье». Москва, 2011 г.
4. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш».
Просмотр содержимого документа
«Проект "Здоровье всего дороже"»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка»
Проект
«Здоровье всего дороже»
Дети средней группы (4-5 лет);
Родители воспитанников;
Воспитатели группы:
Павленкович Г.Ф.
Цзян А.В.
Время работы над проектом: 2 месяца (февраль, март).
г. Бородино
2015г
Проект: «Здоровье всего дороже»
Пояснительная записка
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Цель проекта: формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи:
Повышать двигательную активность.
Приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой.
Развивать познавательный интерес.
Прививать детям культурно-гигиенические навыки.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Реализация данного проекта проходила на базе детского сада «Улыбка». Проект был осуществлён средней группой «Чиполлино».
План реализации проекта «Здоровье всего дороже».
Первый этап
На первом этапе изучили литературу; собрали интернет ресурсы; провели анкетирование среди родителей.
В результате анкетирования выяснилось, что среди опрошенных 22 человек, не все родители знают, какие закаливающие процедуры можно проводить с детьми, 15 (68%) не могут равномерно распределять физическую и умственную нагрузку в течение дня, 7 (32%) не могут организовать дома режим дня и питание, приближенное к детскому саду.
Ответы родителей на вопросы анкеты были учтены при планировании мероприятий с детьми.
Второй этап
На втором этапе определили организационные формы работы с детьми (занятия, беседы, театральные инсценировки, игровые ситуации), мероприятия с родителями, наглядную информацию агитационного характера, изготовление спортивного оборудования в группе.
Третий этап
Реализация проекта.
Четвёртый этап
На четвёртом этапе (заключительном) состоялась презентация нетрадиционного оборудования для спортивного центра, изготовленного родителями. На презентацию пригласили родителей, воспитанников средней группы «Сибирочка», педагогов ДОУ.
Развернутый план реализации проекта «Здоровье всего дороже».
В ходе работы мы использовали различные виды деятельности. Для определения уровня знаний у детей о представлениях здорового образа жизни, была проведена беседа с показом презентации «В здоровом теле – здоровый дух!». В ходе беседы выяснилось, что в понимании большинства детей быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, 99% детей ответили «лечиться». Дети осознают, что если не соблюдать некоторых правил (одеваться тепло, когда холодно; не сидеть на сквозняке), то из-за этого можно заболеть. Для многих детей нездоровые привычки представляются очень притягивающими: «я очень люблю, есть мороженое, много», «я люблю пить сок из холодильника, чтобы был очень холодный», «я люблю поздно смотреть телевизор и утром спать долго», «я всегда бегаю по лужам, потому что мне нравится» и др.
Для формирования здорового образа жизни детей средней группы был разработан цикл занятий. (Приложение 1)
Занятия проводили один раз в неделю, во второй половине дня.
Для проведения занятий создали благоприятные условия в помещении для игр и занятий:
- организовали сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);
- поддерживали температуру воздуха в группе 20 - 22° С.
После проведения занятий дети долго рассуждали, например, почему у человека болят зубы, и какие микробы и бактерии начинают жить в зубах, если за ними не ухаживать. Во время таких бесед брали книгу «Королева – зубная щетка», вместе рассматривали картинки, затем начинали играть в магазин, продавать зубные щетки, пасту, рассказывать о полезности пасты, делать рекламу, потом игра плавно перетекала в игру «Зубной доктор». Дети превратились в заботливых пап и мам и со своими детишками-зверятами (мишутками, белочками, зайчиками, котятами) пришли на прием к доктору лечить зубы.
На занятиях знакомили также детей с тем, как устроено тело человека. (Приложение 2) В доступной форме, при помощи иллюстративного материала, рассказывали о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.
После занятия о здоровой и полезной пище дети говорили родителям: «Мама, чипсы мне больше можешь не покупать. Я их есть не буду, я хочу быть здоровым и сильным».
Заучивали пословицы и поговорки о здоровье. Рассматривали иллюстрации: «Почему заболели ребята»; беседовали: «Что я знаю о здоровье?»; «Чистота – залог здоровья».
Играли в сюжетно-ролевые игры:
«Больница», (Приложение 3)
«Поликлиника»
В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности использовались: физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные игры; гимнастика после сна; спортивные игры, а также закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; воздушные ванны, проводились спортивные развлечения, организовывалась двигательная активность детей на свежем воздухе. (Приложение 4)
В процессе работы по формированию здорового образа жизни старались закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значения и важность для здоровья, и приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро. В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. При формировании культурно-гигиенических навыков использовали такие приемы: показ, объяснение, непосредственную помощь, поощрение, индивидуальную беседу, чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр»; загадывание загадок о предметах гигиены.(Приложение 5)
Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводились физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновлялись 1-2 раза в месяц. Дети прослушали беседу о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах – все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.
В работу также включался массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже использовался на занятиях, как и физкультминутки.
Проводя работу по формированию здорового образа жизни, старались объяснить, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правил безопасности, что образ жизни должен быть здоровый и безопасный. В работе по знакомству детей с основами безопасности жизнедеятельности частично использовали программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста (авт. Р. Стеркина, Н.Авдеева, О. Князева), методическое пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников» (авт. К. Белая, В. Зимонина, Л. Куцакова).
В группе также проводилась беседа на тему «Ядовитые грибы и ягоды», из которой дети узнали о том, что некоторые дары природы есть нельзя, ими можно отравиться. Занятие «Витамины в нашей пище» способствовало тому, что дети по-другому начали относиться к еде: теперь они стараются, есть салаты, фрукты, овощи, пить молоко. Показали презентацию «Фруктово-ягодная азбука» (Приложение 6) После этого занятия у детей появилось понимание того, что правильное питание помогает росту и развитию организма человека, а также сохранению здоровья.
Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет положительный пример в поведении взрослых.
На родительских собраниях, консультации «Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми» (Приложение 7) учили оценивать здоровье ребенка, родителям советовали литературу, брошюры. Для родителей оформляли в «Уголке здоровья» рекомендации, советы. Они стали больше уделять времени и внимания формированию у детей полезных привычек, стали внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Родители приняли активное участие в выпуске газеты: «Папа, мама, я – спортивная семья». (Приложение 8); Провели спортивный праздник «Папа, мама, я – дружная семья». (Приложение 9)
В процессе художественной деятельности дети совместно с родителями, изготовили спортивное оборудование, плакаты, рисунки, пропагандирующие здоровый образ жизни.
На заключительном этапе проекта для детей старшего возраста была организована презентация нетрадиционного оборудования для спортивного центра, изготовленного родителями.
Результаты проекта:
В результате проведенной работы у детей значительно повысился уровень знаний в области здорового образа жизни, изменилось отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. У родителей появилось понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. Заболеваемость в группе снизилась на 2,8 %.
Таким образом, сотрудничество детского сада и семей воспитанников в проекте позволило сформировать у детей представления о сохранении своего здоровья, побудило родителей задуматься о своем здоровье и о здоровье своих детей. Итогом проекта явилось совместное создание спортивного центра в группе.
Источники информации:
1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика-Синтез, 2008 г.
2. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольника. Мозаика-Синтез, 2010 г.
3. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье». Москва, 2011 г.
4. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш».