kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по экспериментированию с детьми от 2 до 6 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Почемучки» направлена на развитие познавательных интересов у детей   от 2 до 6 лет через опытническую деятельность, экспериментирование. Программа адресована воспитателям детских садов и мини-центров. К программе имеется учебно-методический комплект с конспектами занятий, дополнительным материалом по литературе (познавательные художественные произведения, стихотворения, малые формы фольклора), сборник схем, рисунков - описаний опытов, а так же сборник опытов для работы во внеучебное время и во время летнего отдыха. Материал имеет лицензию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по экспериментированию с детьми от 2 до 6 лет »


Карабалыкский Районный Отдел Образования

Государственное Коммунальное Казённое Предприятие

Детский сад «Улыбка»





Программа




Для детей от 2 до 6 лет



















п. Карабалык 2012г.


Автор – составитель: Харитонова Марина Александровна, воспитатель детского сада «Улыбка» посёлка Карабалык Костанайской области.



Рецензент: Б.М. Утегенова, зав.кафедрой педагогики КГПИ,

кандидат педагогических наук, доцент


Учебно-методический комплект «Почемучки» –

Лицензирован на областном Совете по экспертизе и лицензированию при Костанайском ИПК и ПРО № 1615 от 11 мая 2012год.



















Программа «Почемучки» направлена на развитие познавательных интересов у детей от 2 до 6 лет через опытническую деятельность, экспериментирование. Программа адресована воспитателям детских садов и мини-центров.


Пояснительная записка

Формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность – детское экспериментирование. Именно эта деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни, т.к. окружающий предметный мир становится обучающим только через взаимодействие. Поэтому непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют понять их свойства, качества, возможности, пробуждать любознательность, желание узнать больше.

В соответствии с требованиями ГОСО РК и программами нового времени «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз», где опытнической деятельности уделяется особое место, мною была разработана программа «Почемучки», которая предлагает наиболее эффективные формы работы с детьми по ознакомлению с живой и неживой природой, что позволяет сформировать у детей первоначальное понимание некоторых природных зависимостей, используя особый вид детской деятельности – экспериментирование.

Цель программы «Почемучки» направлена на развитие познавательных интересов ребёнка 2-6 лет через опытническую деятельность, экспериментирование.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Тренировать мыслительные процессы: уметь ставить и решать посильные задачи, строить умозаключение;

  • Расширять кругозор и сознание детей: знакомить с природными и элементарными физическими явлениями;

  • Развивать способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

Содержание программного материала опытнической деятельности представлено по каждой возрастной группе от 2 до 6 лет; в завершении содержания каждого возраста определены ожидаемые результаты в развитии ребёнка данного возрастного периода.

Реализация содержания программы предусматривает работу тематических блоков, которые действуя по возрастному принципу доступности, усложняются последовательно на каждом возрастном этапе.

Блок «Неживая природа», включает в себя задачи и содержание по разделам: «Воздух», «Вода. Её свойства и состояние», «Глина, песок, земля», «Свет и тепло». Их содержание прослеживается на протяжении всего дошкольного возраста, в младшем возрасте добавлен раздел «Звук».

Блок «Живая природа» соответствует требованиям программы «Зерек бала» для детей 3-5 лет, включает задачи и содержание разделов «Мир растений» и «Мир животных».

В блоке «Предметный мир» определены задачи и содержание некоторых свойств и качеств предметов для детей младшего возраста.

В блоке «Физические явления» представлены задачи и содержание знакомства детей старшего дошкольного возраста с такими явлениями, как молния, радуга, электричество, магнит.

В программе четко просматривается системность и преемственность содержания изучаемого материала с предыдущими и последующими возрастными ступенями.

В приложении к программе представлено перспективное планирование занятий для всех возрастных групп детского сада, которое соответствует принципу сезонности (осень, зима, весна).

Содержание программы может быть успешно реализовано с помощью методических рекомендаций и дополнительного дидактического материала к данной программе.










Содержание программы «ПОЧЕМУЧКИ»

для детей от 2 до 3 лет

Цель: Развитие у ребёнка интереса к практическому познанию свойств предметов.


Тематический блок «Неживая природа»

Задачи:

    • Познакомить с такими объектами неживой природы, как: песок, вода, свет, их свойствами и назначением.

    • Познакомить с доступными понятию ребёнка явлениями природы: ветер, снег.


Содержание:

Раздел: Воздух

Познакомить детей с понятием «ветер». Научить определять наличие ветра, при помощи султанчиков.

Раздел: Вода. Её свойства и состояние.

Познакомить детей со свойствами воды: может растворять краски. Дать детям представление о свойствах предметов в воде (тонут, не тонут). Познакомить со способами вылавливания предметов из воды.

Дать детям представление о некоторых свойствах снега (холодный, выпадает зимой, состоит из снежинок) и льда (холодный, скользкий, твёрдый). Показать, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой.

Раздел: Глина, песок, земля.

Познакомить детей с песком. Учить различать сухой и мокрый песок. Дать представление о преимуществах мокрого песка.

Раздел: Свет, тепло.

Дать детям представление о солнце, как источнике света и тепла. Познакомить с солнечным зайчиком, научить находить его.


Тематический блок «Предметный мир»

Задачи:

  • Учить детей способам исследования предметов;

  • Знакомить с назначением предметов и действиями и ними.


Содержание:

Дать детям представление о том, что предметы имеют вес, форму. Учить сравнивать предметы различной формы (куб, шар), находить отличия.

Познакомить детей с бумагой, мылом; дать представления о их свойствах (мыло: скользкое, пенится, смывает грязь; бумага: мнётся, рвётся, на ней рисуют).


Ожидаемые результаты:

В результате освоения содержания программы «Почемучки» ребёнок-дошкольник младшего возраста (2-3 лет) к концу года должен владеть элементарными навыками познавательной деятельности:

  • знать о некоторых материалах и их элементарных свойствах (вода жидкая, тёплая, холодная, льётся, переливается, подкрашивается; из мокрого песка можно лепить, сухой – рассыпается; снег тает, если занести в тепло);

  • уметь владеть предметами (сачком, ситом при вылавливании мелких предметов из воды, и просеивании предметов из песка и т.п.);

  • уметь наблюдать за действиями других, чтобы видеть результаты экспериментирования.














Содержание программы «Почемучки»

для детей от 3 до 4 лет


Цель: Формирование элементарных навыков опытнической деятельности у детей 3-4 лет.


Тематический блок «Неживая природа»

Задачи:

    • Расширять знания о таких явлениях природы, как: ветер, снег, лёд, свет, тепло;

    • Дать детям представление о свойствах света, звука; о необходимости растений в свете и влаге;

    • Познакомить с такими объектами неживой природы, как: песок, земля, их свойствами и назначением.


Содержание:

Раздел: Воздух

Познакомить с движением воздуха, его свойствами. Дать представления об изменчивости силы ветра.

Раздел: Вода. Её свойства и состояние.

Дать представление о том, что вода льётся. Продолжать знакомить детей со свойствами воды - растворять некоторые вещества.

Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Уточнить представление детей о том, как получается лёд, и некоторые его свойства: твёрдый, при ударе разбивается, скользкий.

Раздел: Глина, песок, земля.

Познакомить детей с состоянием почвы: рыхлая, уплотнённая. Учить различать свойства песка и земли: цвет, сыпучесть.

Раздел: Свет, тепло.

Дать представление о значении света. Его влияние на чёрный и белый цвет. Познакомить детей с понятиями «свет» и «тень».

Раздел: Звук.

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.



Тематический блок «Живая природа»

Задачи:

          • Подвести детей к осознанию того, что все растения живые и им, как и всему живому необходимы определенные условия для роста.

Содержание:

Раздел: Мир растений.

Дать детям представление, что растениям необходимы условия для роста (почва, свет, тепло, вода). Показать важность растений для жизни человека.

Познакомить с определенными признаками, плохо влияющими на рост растений (мало света, тепла, влаги, питательных веществ).


Тематический блок «Предметный мир»

Задачи:

          • Совершенствовать умение рассматривать и обследовать предметы ближайшего окружения;

          • Учить различать качества и свойства предметов.


Содержание:

Формировать у детей представление о качестве бумаги (тонкая, толстая и т.п.) и её свойствах (рвётся, мнётся, размокает в воде).

Познакомить со свойствами и назначением мыла. Учить соблюдать правила безопасности при работе с мылом.


Ожидаемые результаты:

В результате освоения содержания программы «Почемучки» ребёнок-дошкольник младшего возраста (3-4 года) к концу года должен владеть элементарными навыками познавательной деятельности:

  • знать некоторые материалы и их элементарные свойства (вода жидкая, льётся, капает, переливается, растворяет некоторые вещества; снег, лёд тает, если занести в тепло, вода на морозе замерзает);

  • знать простые свойства света (светло, тепло); звука (музыка, шум, громко, тихо);

  • уметь наблюдать за изменениями растений при определённых условиях.





























Содержание программы «ПОЧЕМУЧКИ»

для детей от 4 до 5 лет


Цель: Формирование интереса к опытнической деятельности у детей 4-5 лет.


Тематический блок «Неживая природа»

Задачи:

    • С помощью экспериментирования устанавливать простые причинно-следственные связи;

    • Учить детей доводить поиск до конца, чтобы увидеть результаты экспериментирования;

    • Продолжать знакомить с разными материалами, их качеством и свойствами.


Содержание:

Раздел: Воздух.

Дать детям представление о силе воздействия воздуха на предметы; воздух легче воды, поэтому удерживает тяжёлые предметы, наполненные воздухом, на поверхности воды.

Раздел: Вода. Её свойства и состояние.

Расширять представления о свойствах и качествах воды: о том, что вода не имеет форму. Уточнить понятие «плавучесть» предметов.

Раздел: Глина, песок, земля.

Познакомить детей со свойствами глины, земли и песка впитывать воду с разной скоростью.

Раздел: Свет, тепло.

Помочь детям понять процесс становления частей суток и влияние движения солнца на сезонные изменения.

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков.

Дать детям представление о звёздах (светят постоянно).


Тематический блок «Живая природа»

Задачи:

          • Формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию дошкольника;

          • Расширить представления о растениях: живые и им, как и всему живому, необходимы определенные условия для роста;

          • Дать представление о некоторых способах приспособлений животных к окружающей среде.


Содержание:

Раздел: Мир растений.

Познакомить с изменением формы растений под воздействием воды, понять причину, по которой шелестят опавшие листья. Познакомить со способами проращивания семян: замачиванием и сухими. Знать, как обеспечивает себя питанием срезанное растение.

Раздел: Мир животных.

Познакомить детей с ролью «маскировки» животных. Дать представление о способности водоплавающих птиц не намокать в воде. Познакомить с причинами выхода дождевых червей на поверхность земли.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения содержания программы «Почемучки» среднего возраста ребёнок-дошкольник к концу года должен проводить элементарные опыты и экспериментировать, устанавливать простые причинно-следственные связи:

  • знать различные материалы, их качества и свойства (какие предметы тонут, какие – нет; свойства воды);

  • иметь представление о способах приспособлений растений и животных к окружающей среде (маскировка животных, «одежда» водоплавающих птиц и др.);

  • уметь доводить поиск до конца, чтобы увидеть результат опыта.




Содержание программы «ПОЧЕМУЧКИ»

для детей от 5 до 6 лет


Цель: Формирование навыков опытнической деятельности у детей 5-6 лет и умение использовать полученную информацию для решения проблем.


Тематический блок «Неживая природа»

Задачи:

    • Дать представление о возникновении таких явлений природы, как: туман, роса, иней, град, снег, лёд, ветер, сосульки, морозные узоры на окнах и т.д.;

    • Дать понятие о трех состояниях воды: твердое, жидкое, газообразное.


Содержание:

Раздел: Воздух

Дать детям представление о том, что воздух есть всюду, и знать способы его обнаружения. Сформировать у детей представление о значении воздуха в жизни человека.

Раздел: Вода. Её свойства и состояние.

Познакомить детей с составом воды - в воде есть воздух. Сформировать представление о загрязняющих веществах, и как они проникают в почву во время дождя. Уточнять характерные свойства воды: вкус, цвет, запах, прозрачность.

Познакомить с природным явлением – круговорот воды в природе.

Сформировать представление об агрегатном состоянии воды: твёрдая, жидкая, газообразная. Знать способы превращения воды в пар и обратно.

Дать детям представление о таких явлениях, как иней, морозные узоры на окнах, почему снег хрустит на морозе, и не пропускает воздух.

Раздел: Глина, песок, земля.

Познакомить детей с почвой – верхним слоем земли, дать представление о её составе. Уметь сравнивать свойства песка и глины.

Тематический блок «Физические явления»

Задачи:

          • Формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию дошкольника.

    • Познакомить с некоторыми физическими явлениями и принципами их протекания: отражение, преломление света, возникновение электричества, молнии и грома.

    • Уточнить у детей представления о магните, и некоторых его свойствах.


Содержание:

Помочь понять основные свойства магнита – притяжение металлических предметов.

Сформировать у детей знания об электричестве, и где его можно обнаружить. Дать представление о молнии и громе и причинах их возникновения.

Знать о процессе образования радуги, иметь представление о понятии «спектр».


Ожидаемые результаты:

В результате освоения содержания программы «Почемучки» для старшего возраста ребёнок-дошкольник к концу года должен владеть навыками познавательной деятельности, уметь понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем:

  • знать и понимать причины возникновения природных явлений: туман, роса, гроза, иней, снег, радуга, сосульки, капель и т.д.;

  • уметь ставить цель в экспериментальной деятельности, достигать результата;

  • иметь представление о трех состояниях воды: твердое, жидкое, газообразное;

  • развивать связную речь, речь–доказательство, речь–рассуждение;

  • самостоятельно делать умозаключения.



Используемая литература:


  1. ГОСО РК 1.001-2009. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения.

  2. Программа воспитания и обучения детей раннего возраста

«Алғашқы қадам» (от года до 3 лет). – Астана, 2009.

  1. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). – Астана, 2009.

  2. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет). – Астана, 2009.

  3. Биличенко Г.Г. «Создание ДОУ с приоритетным направлением развития», М., 2005г.

  4. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

  5. Галушкина С.В. «Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников», журнал «Воспитатель ДОУ», № 2-2012 г.

  6. Елисеева Т.А., Посашкова Л.А. «Экспериментальная деятельность детей в детском саду», журнал «Воспитатель ДОУ», № 9-2009 г.

  7. Згурская Л. «Знакомим с окружающим миром», журнал «Дошкольное воспитание», № 1- 2004 г.

  8. Йозова О. «Дети экспериментируют», журнал «Дошкольное воспитание», № 9-2009 г.

  9. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. «Работа ДОУ с семьёй», М., 2005 г.

  10. Косюченко М. «Экспериментируем!», журнал «Дошкольное воспитание», № 8-2006 г.

  11. Лазарева Л. «Экспериментирование с водой и воздухом», журнал «Дошкольное воспитание», № 5-2008г.

  12. Медведева Т. «Познавательная деятельность старших дошкольников», журнал «Дошкольное воспитание», № 8-2006г.

  13. Подьякова Н.Н., Сохина Ф.А. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста», М., Просвещение, 1988 г.

  14. Рыжова Н. «Песок, глина, камни», журнал «Дошкольное воспитание», № 7-2003г.

  15. Савенков А. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании», М., 2006 г.

  16. Смирнова Е. «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную деятельность», журнал «Дошкольное воспитание», № 2-2009г.

  17. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй», М., 2005 г.

  18. Чехонина О. «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности», журнал «Дошкольное воспитание». № 6-2007г.

  19. Юдина Т.В. «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят», журнал «Игра и дети», № 2-2006 г.












Приложение

Перспективное планирование для I младшей группы


месяц

№п/п

Тема занятия

Цель

сентябрь

1

«Вкусный сок»

Познакомить с процессом приготовления сока, развивать наблюдательность и любознательность.

2

«Ветер, ветер – ветерок»

Познакомить детей с понятием «ветер», уметь определять наличие ветра, при помощи султанчиков, глядя на ветки деревьев. Знать об изменчивости силы ветра. Уметь подражать ветру с различной силой, развивать наблюдательность.

октябрь

3

«Да здравствует, мыло душистое!»

Познакомить детей с назначением мыла и правилами безопасности при работе с ним.

4

«Непослушный песок»

Познакомить детей с песком и его свойствами. Учить различать сухой и мокрый песок; иметь представление о преимуществах мокрого песка.

ноябрь

5

«Лёгкий – тяжёлый»

Дать детям представление о том, что предметы имеют вес. Уметь характеризовать вес предмета.

6

«Водичка, водичка»

Познакомить детей со свойствами воды. Развивать тактильное восприятие, любознательность.

декабрь

7

«Тонет – не тонет»

Дать детям представление о свойствах лёгких вещей (не тонут в воде). Формировать познавательный интерес.

8

«Ну-ка, вылови!»

Познакомить детей со способами вылавливания предметов из воды. Развивать мышление, сообразительность.

январь

9

«Прятки»

Дать детям представление о том, что поролоновая губка может впитывать воду. Развивать сообразительность и любознательность.

10

«Чудесные превраще-

ния»

Показать детям, что вода может растворять

краски, принимать цвет растворенной краски. Развивать любознательность.

февраль

11

«Снег – снежок»

Дать детям представление о некоторых свойствах снега (холодный, выпадает зимой, состоит из снежинок). Развивать наблюдательность.

12

«Как снег водой становится»

Показать, что снег в тепле тает и становится водой. Учить детей наблюдать за происходящим.

март

13

«Лёд»

Познакомить детей с происхождением льда и его некоторыми свойствами (скользкий, холодный, твёрдый). Учить детей осторожности на льду.

14

«Соберём бусинки»

Познакомить детей со способом «просеивания» песка. Уметь координировать движения руки. Развивать логическое мышление.

апрель

15

«Прокати шарик»

Дать детям представление о форме предметов. Учить сравнивать куб и шар, находить отличия. Развивать мышление, любознательность.

16

«Солнышко лучистое»

Дать детям представление о солнце, как источнике света и тепла. Формировать познавательный интерес.

май

17

«Солнечные зайчики»

Учить отыскивать солнечного зайчика и рассказывать о его местонахождении. Иметь представление о происхождении солнечного зайчика. Вызвать у детей положительные эмоции.

18

«Бумага»

Познакомить детей с бумагой и её свойствами. Развивать любознательность, интерес к занятиям.


Перспективное планирование для II младшей группы


месяц

№п/п

Тема занятия

Цель

сентябрь

1

«Мыло - «фокусник»

Познакомить со свойствами и назначением мыла. Уметь соблюдать правила безопасности при работе с мылом, развивать наблюдательность и любознательность.

2

«Ворчливый шарик»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами. Развивать наблюдательность, любознательность.

октябрь

3

«Послушный ветерок»

Дать представления об изменчивости силы ветра; уметь подражать ветру с различной силой. Развивать дыхание, смекалку, наблюдательность.

4

«Музыка или шум»

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Развивать внимание, умение делать выводы.

ноябрь

5

«Звонкие бутылочки»

Дать представление о том, что ёмкости при ударе издают различные звуки. Это звучание зависит от различного содержания. Развивать наблюдательность, умение делать выводы.

6

«В какую бутылку быстрее нальётся вода?»

Сформировать представление детей о скорости заполнения сосудов разнообразной величины. Развивать наблюдательность, умение делать выводы.

декабрь

7

«Когда льётся, когда капает?»

Дать представление о том, что вода льётся, капает и как это свойство зависит от объёма жидкости. Учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклом.

8

«Чудесные растворы»

Продолжать знакомить детей с характерными свойствами воды растворять некоторые вещества. Дать представления о том, что не все вещества растворяются водой. Развивать наблюдательность.

январь

9

«Снег»

Знакомить детей со свойствами снега. Определить, где снег тает быстрее: на блюдце или под шубой. Развивать любознательность.

10

«Лёд»

Уточнить представление детей о том, каким образом получается лёд, и некоторые его свойства: твёрдый, при ударе разбивается, скользкий. Формировать умение делать выводы.

февраль

11

«Лодочка из бумаги»

Формировать у детей представление о свойствах бумаги. Учить простейшим обобщениям.

12

«Что в коробочке?»

Познакомить детей со значением света и его источниками. Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Развивать наблюдательность.

март

13

«Чёрное и белое»

Знать о влиянии солнечных лучей на чёрный и белый цвет. Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы.

14

«Свет и тень»

Познакомить детей с понятиями света и тени. Формировать умение делать выводы.

апрель

15

«Упрямое растение»

Уточнить представления детей о том, как свет влияет на рост комнатных растений. Развивать умение наблюдать.

16

«Чем питается растение?»

Уточнить представления детей о необходимости полива комнатных растений. Учить наблюдательности

май

17

«Соревнова- ние»

Познакомить детей с состояние почвы (рыхлая, уплотнённая). Развивать наблюдательность.

18

«Песок, земля»

Дать детям представление о различии свойств песка и земли: цвет, сыпучесть. Развивать умение делать выводы.




Перспективное планирование для средней группы


месяц

№п/п

Тема занятия

Цель

сентябрь

1

«Что лучше впитывает воду?»

Помочь детям узнать, что лучше впитывает воду: глина, земля или песок, развивать наблюдательность и любознательность.

2

«Секрет сосновой шишки»

Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать смекалку, любознательность.

октябрь

3

«Почему шуршат листья?»

Познакомить детей с причиной, по которой шелестят опавшие листья. Уметь сравнивать шорох опавших листьев и тех, на деревьях, развивать наблюдательность.

4

«Весёлая полоска»

Дать детям представление о свойствах бумаги и действие воздуха на неё. Развивать наблюдательность, любознательность.

ноябрь

5

«Послушная водичка»

Дать детям представление о том, что вода принимает форму того сосуда, в который её поместили; уметь проводить опыты, соблюдая технику безопасности при работе со стеклом.

6

«Свойства воды»

Знать характерные свойства воды: вкус, цвет, запах, прозрачность. Уметь проделывать опыты, делать умозаключения, использовать свойства воды на практике.

декабрь

7

«Экспери-

мент на плавучесть»


Познакомить детей с понятием «плавучесть», научиться определять способность предметов плавать. Формировать познавательный интерес.

8

«Плыви, плыви, кораблик!»

знать о плавучести предметов и о свойствах стекла; уметь соблюдать правила безопасности со стеклом, развивать любознательность, смекалку.


январь

9

«Мой весёлый, звонкий мяч»

Дать представление о том, что предметы, наполненные воздухом, не только не тонут, но даже «выпрыгивают» из воды. Уметь наблюдать, делать выводы.

10

«Солнышко красное по небу катится»

Помочь детям понять процесс становления частей суток. Уметь различать и называть части суток, сравнивать, замечать изменения, развивать наблюдательность.

февраль

11

«Солнечные

зайчики»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков. Учить детей наблюдать за происходящим, проводить эксперименты самостоятельно.

12

«Почему бывает зима и лето?»

Познакомить детей с влиянием движения солнца на сезонные изменения. Уметь наблюдать, делать выводы.

март

13

«Как светят звёзды»

Дать детям представление о том, что звёзды светят постоянно. Уметь наблюдать, делать выводы.

14

«Как маски-руются животные»

Знать о роли «маскировки» животных. Уметь сравнивать, делать выводы, развивать любознательность.

апрель

15

«Одежда водоплава-ющих птиц»

Знать, почему водоплавающие птицы не намокают и не замерзают. Иметь представление о том, как птицы плавают. Уметь проводить простые опыты, делать выводы.

16

«Почему чер-

вей назвали «дождевыми»

Знать причины выхода дождевых червей на поверхность земли (дышат всей поверхностью тела). Уметь наблюдать.

май

17

«Хитрые семена»

Познакомить со способами проращивания семян: замачиванием и сухими. Уметь наблюдать за появлением ростков.

18

«Бальзамин – фокусник»

Знать, как обеспечивает себя питанием срезанное растение, иметь представление о структуре стебля бальзамина. Уметь наблюдать, формулировать выводы.

Перспективное планирование для старшей группы


месяц

№ п/п

Тема занятия

Цель

сентябрь

1

«Свойства песка и глины»

Знать свойства песка и глины. Уметь сравнивать их качества, делать простейшие выводы.

2

«Земля – наша кормилица»

Знать, что почва – верхний слой земли, иметь представление об её составе. Уметь наблюдать, делать выводы.

октябрь

3

«Дождик и свалка – плохие друзья»

Знать, как загрязняющие вещества со свалки проникают в почву, и как долго она остаётся загрязнённой. Уметь проделывать эксперименты, делать умозаключения.

4

«Друзья»

Знать, что в воде есть воздух. Уметь наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

ноябрь

5

«Игра в прятки»

Познакомить детей с некоторыми свойствами и качествами воды. Уметь наблюдать, делать выводы, развивать смекалку.

6

«Чудесные превраще-ния»

Знать способы превращения воды в пар и обратно. Уметь делать выводы, понимать, как получается дождь.

декабрь

7

«Путешест-вие капельки»

Знать природное явление – круговорот воды. Уметь проводить эксперименты, делать выводы самостоятельно.

8

«Волшебни-ца - вода»

Знать агрегатные состояния воды: твёрдая, жидкая, газообразная, познакомить с термометром. Учить замечать изменения температуры, связывать изменения с состоянием воды.

январь

9

«Откуда появился иней»

Знать откуда появился иней и в какое время. Уметь проводить опыты, самостоятельно делать выводы.

10

«Снег»

Знать некоторые свойства снега: почему хрустит на морозе, не пропускает воздух. Уметь делать выводы.

февраль

11

«Кто рисует узоры на окнах?»

Знать когда и как образуются узоры на окнах. Уметь наблюдать, делать умозаключения самостоятельно.

12

«Этот удивительный воздух»

Знать, что воздух есть вокруг нас, и знать способы его обнаружения. Уметь выполнять опыты и делать самостоятельные выводы.

март

13

«Где прячется воздух?»

Знать, что воздух есть не только в комнате, но и всюду. Уметь проводить опыты, делать самостоятельные выводы.

14

«Свойства воздуха»

Знать некоторые свойства и его значение в жизни человека. Уметь проводить опыты, выполняя указания воспитателя.

апрель

15

«Магнит и его свойства»

Уточнить у детей представления о магните. Познакомить с некоторыми его свойствами. Развивать познавательный интерес, любознательность, умение делать выводы.

16

«Электричество»

Знать, что такое электричество, и где его можно обнаружить. Уметь выполнять несложные эксперименты, делать выводы.

май

17

«Молния»

Знать, что такое молния, откуда она возникает, иметь представления об её разновидностях: шаровая, линейная. Уметь выполнять несложные советы по правилам безопасности во время молнии.

18

«Кто нарисовал радугу?»

Знать процесс образования радуги, иметь представление о понятии «спектр». Уметь наблюдать, делать выводы.






Содержание



1. Пояснительная записка……………………….……… 3

  1. Содержание программы для детей от 2 до 3 лет…… 5

  2. Содержание программы для детей от 3 до 4 лет…… 7

  3. Содержание программы для детей от 4 до 5 лет…… 10

  4. Содержание программы для детей от 5 до 6 лет…… 12

  5. Литература………………………………………….… 14

  6. Приложение………………………………………….. 16

24




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа по экспериментированию с детьми от 2 до 6 лет

Автор: Харитонова Марина Александровна

Дата: 28.02.2015

Номер свидетельства: 180066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "«Детское экспериментирование как  педагогическая технология». "
    ["seo_title"] => string(72) "dietskoie-ekspierimientirovaniie-kak-piedaghoghichieskaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "208683"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430881916"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Сообщение на МО классных руководителей "Профилактика употребления детьми и подростками ПАВ. Психологические рекомендации в помощь педагогам""
    ["seo_title"] => string(80) "soobshchenie_na_mo_klassnykh_rukovoditelei_profilaktika_upotrebleniia_detmi_i_po"
    ["file_id"] => string(6) "590317"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1635866361"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста к объектам природы через экспериментально-исследовательскую деятельность "
    ["seo_title"] => string(164) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-k-obiektam-prirody-chieriez-ekspierimiental-no-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "192431"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427458972"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Реализация социально-коммуникативного развития детей в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(61) "realizatsiia_sotsialno_kommunikativnogo_razvitiia_detei_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "555714"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597314270"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства