?
Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в, то, же время интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Поэтому актуальность избранной темы состоит в том, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.
Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, результаты психолого-педагогической диагностики, наблюдая за детьми, нами в детском саду создана опытно – экспериментальная лаборатория.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на умение сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности решаются следующие задачи:
- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственную зависимость, умение делать выводы;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Вся работа была построена по трём взаимосвязанным направлениям, каждая из которых включает в себя подразделы:
живая природа (строение растений, значение растений, функционирование растений, условия жизни растений);
неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, магнетизм, превращение веществ);
материал и их свойства (мир тканей, бумаги, пластмассы, металлов).
Достоинства метода экспериментирования:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
- развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- детское экспериментирование важно и для формирование самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Основное оборудование мини - лаборатории:
- приборы – помощники: лупы, весы, песочные и водяные часы, компас, магниты, микроскоп, емкости для игр с водой разного объёма и формы;
- разнообразные сосуды из различных материалов:пластмасса, стекло, металл, керамика.
- природный материал: мелкие камни, глина, песок, чернозем, ракушки, шишки, перья, мох, пух, листья, семена и др.
- технические материалы: скрепки, болты, гвозди и др.
- разные виды бумаги: цветная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная.
- красители: гуашь, акварельные краски, природные и пищевые красители.
- медицинские приборы и материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, йод, зеленка, вата, марлевые салфетки.
- прочие, разнообразные по назначению качествам и свойствам, материалы: зеркала, воздушные шарики, масло, мука, соль, сахар, крупы, пенопласт, полиэтиленовая пленка, пуговицы, поролон, фольга, парафиновые свечи.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения;
- мобильность.
Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.
Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:
- Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
- Целепологание (что нужно сделать для решения проблемы).
- Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
- Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
- Анализ полученного результата.
- Формулирование выводов.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждали родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).
Разработана картотека экспериментов, одни из них:
« Окрашивание воды».
- Цель: выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет, чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
- Материал: ёмкость с водой (холодной и теплой), краска, пипетки, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
- Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (с помощью пипетки в стаканах с теплой и холодной водой). В каком стакане краска быстрее растворится (в стакане с теплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше (цвет воды станет более насыщенный).
«Песок – это множества песчинок».
- Ребята, что у меня в стакане? (песок) Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, (при помощи увеличительного стекла) какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги.
- Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплавы, движение песка похоже на течение.
- Вывод: Песок состоит из песчинок, он сыпучий и может двигаться.
«Поиск воздуха».
- Цель. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнять понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении эксперимента.
- Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду, надувают воздушный шарик и т.д.).
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:
наблюдение на прогулке за движением облаков;
эксперимент «Какая сила у ветра?»;
для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);
решение экологических задач, например: «Таня с мамой гуляли по улице и любовались облаками. Вдруг Таня закричала: «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?»; «Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?» и т. д.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа, проводимая нами привела к большим результатам. Дети стали намного внимательными, появился устойчивый интерес к окружающему миру, научились анализировать, делать обобщения, умозаключения. Это - своеобразный «комплекс» для формирования познавательных способностей.Использование технологии – детское экспериментирование педагогической практике является эффективным методом для развития базовых способностей у детей дошкольного возраста.