Сообщение на МО классных руководителей на тему:
«Профилактика употребления детьми и подростками ПАВ. Психологические рекомендации в помощь педагогам».
Распространение среди подростков социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркотизация и т. д.) является одной из центральных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения. В молодёжной среде усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, распространяется аддитивное поведение.
Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, подростки испытывают приятные и очень яркие эмоции, от которых очень скоро могут стать зависимы.
Наркологическая ситуация в России усугубляется с каждым годом. Наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6—10 лет.
В связи с этим возрастает роль школы в решении данной проблемы.
Минобрнауки Российской Федерации от 05.09.2011 № МД- 1197/06 был издан приказ "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде". Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Согласно этим документам, профилактика употребления детьми и подростками ПАВ в ГКОУ РО Пролетарской школе-интернате представляет собой комплекс мероприятий социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленный на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность.
Профилактика ПАВ - совершенствование знаний, умений и навыков педагогов образовательных учреждений, родителей и обучающихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
Цель: снизить долю табакокурящих и склонных к табакокурению
воспитанников от общего числа обучающихся школы-
интерната.
Задачи:
- Систематическое проведение комплекса мероприятий по профилактике употребления ПАВ.
- Проведение просветительской деятельности для родителей (законных представителей) по данной проблеме.
- Предоставление обучающимся объективной и доступной информации о психоактивных веществах.
- Предоставление обучающимся основных сведений о негативных последствиях приёма ПАВ.
- Формирование навыков сопротивления групповому давлению среди подростков.
- Развитие у подростков осознанной мотивации отказа от употребления ПАВ.
Формы деятельности учреждения:
- проведение социально-психологического тестирования подростков «Отношение к ПАВ»;
- психологическое консультирование родителей;
- участие в комплексных оперативно-профилактических операциях «Безопасное детство», «Отчим», «Дети России»;
- участие в акции «Сообщите, где торгуют смертью»;
- проведение тематических классных часов, мероприятий по профилактике зависимости ПАВ и проблемам укрепления здоровья ;
- участие в «Месячниках по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, потребления психоактивных веществ»;
- участие в «Неделях антиалкогольной, антитабачной, антинаркотической пропаганды, кампания антиСПИД»;
- проведение рейдов по общественным местам, направленных на предупреждение, пресечение и выявление фактов нарушения Областного закона от 16.02.2009 г. № 346-ЗС;
- организация и проведение «Дней здоровья», спортивных мероприятий, походов, экскурсий, спортивного часа;
- реализация программы по организации здоровьесберегающего пространства «Дорога к доброму здоровью»;
- работа кружков по интересам и потребностям детей: «Делаем сами», «Юные художники», сценическое искусство «Пилигрим», старший и младший вокал «Вдохновение», настольный теннис и др.;
- общественно-полезный труд;
- конкурсы рисунков, плакатов;
- выставки книг;
- работа с семьями, находящимися в социально опасном положении;
- курсы, лектории, собрания для родителей;
- рейды в семью «Подросток в каникулярное время»;
- медицинский лекторий;
- реализация развивающих занятий с обучающимися 8-9 классов по программе: «Профилактика употребления психоактивных веществ»;
- работа совета профилактики школы-интерната;
- оформление наглядной агитации и памяток для подростков и их законных представителей;
- освещение работы по профилактике ПАВ на школьном сайте и в СМИ.
Выполненные мероприятия позволят:
- снизить долю табакокурящих и склонных к табакокурению воспитанников от общего числа обучающихся школы-интерната;
- сформировать у обучающихся и их родителей (законных представителей) определённые знания, умения и навыки в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
Возрастные особенности формирования зависимого поведения
Инструктивно-методические рекомендации для педагогов
Первая из приводимых здесь возрастных границ имеет тенденцию к постоянному снижению.
8—11 лет. Детей интересует все, что связано с наркотиками, — их действие, способы употребления. Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания).
11-13 лет. Основной возраст начала приема наркотиков. Интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков из-за широко распространенного заблуждения об их существовании. О наркотиках подростки этого возраста знают многое, информация черпается из рассказов знакомых. Знания часто носят недостоверный характер. Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих, неорганизованным досугом.
14-17 лет. Наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Его часто называют возрастом независимости. Опыт знакомства с наркотиками происходит на дискотеке, молодежной вечеринке, в компании друзей, в подворотне — в изолированных от влияния взрослых пространствах.
Рекомендации по тактике реагирования на ситуацию потребления психоактивных веществ
Действия педагога при подозрении нахождения обучающегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у обучающегося и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:
1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
2. Немедленно поставить в известность администрацию школы.
3. Срочно вызвать медицинского работника школы. Если состояние ребенка тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники или другие критические признаки), необходимо вызвать скорую помощь.
4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей).
5. Нецелесообразно проводить немедленно разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
6. При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Нельзя отправлять ребенка домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай (он может попасть под машину, травмироваться при потере сознания и пр.).