kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Детское экспериментирование как педагогическая технология».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов:

«Детское экспериментирование как            

                                                        педагогическая технология».   

  «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать».

                                                                           - гласит народная мудрость.

   «Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками».

                                                                  - утверждают педагоги-практики.

   Вначале разберем понятие – детское экспериментирование как педагогическая технология.

Эксперимент. — планомерное проведение наблюдения.

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

    Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

   Актуальность проблемы в том, что, несмотря на изученность и новшества в экологическом воспитании, мало внимания уделяется исследовательской деятельности дошкольников. А ведь дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

  Помочь в формировании творческой, самостоятельной личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (например: беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Опыт моей работы убеждает меня в том, что для развития детей не так важны дорогие игрушки (хотя они, безусловно праздник), как простые,  доступные предметы и вещества: песок, железо, вода и др. На занятиях можно использовать доступные предметы и вещества, воздух и стекло, где учитывается самостоятельное выполнение практических действий, тем самым создается проблемное обучение. Дети учатся, думать, рассуждать, размышлять.

   Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка. Они позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Я на практике убедилась, что знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

   Из выше сказанного, ставила следующую цель своей работы:

- формирование у детей элементарных представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязи между собой и бережного отношения человека к природе.

   Исходя, из цели ставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу по вопросу «Детское экспериментирование».     

2. Составить и применить на практике перспективный план исследовательской работы.

3. Проверить результаты работы.

  Использовала программы: «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова, «Юный эколог» С.Н. Николаева.

Организацию работы осуществляла в двух взаимосвязанных направлениях, каждое из которых представлено несколькими темами.

- Живая природа: растения, человек и их приспособление к окружающей среде и др.

- Неживая природа: воздух, вода, звук и др.

Перспективный план был составлен в соответствии с учетом возрастных особенностей детей. Мной подобраны и разработаны занятия по блокам: «Волшебница вода», «Воздух – невидимка», «Кто в доме - природе живет», «Что у нас под ногами». Для более полного, расширенного представления живой и неживой природы брала по одному занятию из каждой темы. Для каждого блока использовала определенные наглядные пособия. Так, например, к блоку «Волшебница вода» применяла иллюстрации: «Вода в природных явлениях», «Состояния воды» и т.д.

  Особенностью моей работы являлась самостоятельная деятельность ребенка. В начале занятия объясняла ребятам, что именно мы собираемся исследовать. Предлагала предположить результаты исследования (но не оценивала высказывания детей). Дети должны быть активными участниками обсуждения.  Ни в коем случае  не формулировала за них выводы, делали это с ними  вместе. Дети на каждом занятии превращались в «ученых», которые проводили опыты, эксперименты, наблюдения. Очень важно не только провести опыт, но и связать его результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома, в саду, на улице.

Также в своей работе использовала наблюдения на прогулке. Для этого была создана папка «Времена года». В которую вошли загадки, пословицы, стихи, приметы по временам года.  Для проведения игр разработала папки: «Игры, связанные с природой», «Научные игры», «Игры в животных», «Подвижные игры». Для рассматривания собрала гербарии.

  Для проведения исследовательской работы оформила лабораторию. В качестве оборудования и материалов использовала вторичные, бросовые материалы: стаканчики, пробки, трубочки и т.п. Приобрела лупы, измерительные приборы, воронки. Вместе с детьми собрали палочки, веточки, подготовили землю, камни, уголь, зерновые культуры, ракушки, пищевые продукты и другие материалы. Для занятий сшила фартуки.

  Одним из путей повышения качества обучения и воспитания является работа с родителями. Осуществляла эту работу в форме беседы, оформление стендов, выставка детских работ. Привлекала родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендовала родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляла наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

   В конце месяца подводила итог проделанной работы с помощью кроссворда.

   В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей появился интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширился кругозор, в частности знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появились навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Дети стали более самостоятельными, инициативными, креативными, активными и целеустремленными.

Экспериментальная работа вызвала у детей интерес к исследованию природы, стимулировала их к получению новых знаний.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствовала становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в  развитии дошкольников.

                                                              Воспитатель: Усикова С.В.

Просмотр содержимого документа
««Детское экспериментирование как педагогическая технология». »

Консультация для педагогов:

«Детское экспериментирование как

педагогическая технология».

«Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать».

- гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками».

- утверждают педагоги-практики.

Вначале разберем понятие – детское экспериментирование как педагогическая технология.

Эксперимент ... — планомерное проведение наблюдения.

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Актуальность проблемы в том, что, несмотря на изученность и новшества в экологическом воспитании, мало внимания уделяется исследовательской деятельности дошкольников. А ведь дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Помочь в формировании творческой, самостоятельной личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (например: беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Опыт моей работы убеждает меня в том, что для развития детей не так важны дорогие игрушки (хотя они, безусловно праздник), как простые, доступные предметы и вещества: песок, железо, вода и др. На занятиях можно использовать доступные предметы и вещества, воздух и стекло, где учитывается самостоятельное выполнение практических действий, тем самым создается проблемное обучение. Дети учатся, думать, рассуждать, размышлять.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка. Они позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Я на практике убедилась, что знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Из выше сказанного, ставила следующую цель своей работы:

- формирование у детей элементарных представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязи между собой и бережного отношения человека к природе.

Исходя, из цели ставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу по вопросу «Детское экспериментирование».

2. Составить и применить на практике перспективный план исследовательской работы.

3. Проверить результаты работы.

Использовала программы: «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова, «Юный эколог» С.Н. Николаева.

Организацию работы осуществляла в двух взаимосвязанных направлениях, каждое из которых представлено несколькими темами.

- Живая природа: растения, человек и их приспособление к окружающей среде и др.

- Неживая природа: воздух, вода, звук и др.

Перспективный план был составлен в соответствии с учетом возрастных особенностей детей. Мной подобраны и разработаны занятия по блокам: «Волшебница вода», «Воздух – невидимка», «Кто в доме - природе живет», «Что у нас под ногами». Для более полного, расширенного представления живой и неживой природы брала по одному занятию из каждой темы. Для каждого блока использовала определенные наглядные пособия. Так, например, к блоку «Волшебница вода» применяла иллюстрации: «Вода в природных явлениях», «Состояния воды» и т.д.

Особенностью моей работы являлась самостоятельная деятельность ребенка. В начале занятия объясняла ребятам, что именно мы собираемся исследовать. Предлагала предположить результаты исследования (но не оценивала высказывания детей). Дети должны быть активными участниками обсуждения. Ни в коем случае не формулировала за них выводы, делали это с ними вместе. Дети на каждом занятии превращались в «ученых», которые проводили опыты, эксперименты, наблюдения. Очень важно не только провести опыт, но и связать его результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома, в саду, на улице.

Также в своей работе использовала наблюдения на прогулке. Для этого была создана папка «Времена года». В которую вошли загадки, пословицы, стихи, приметы по временам года. Для проведения игр разработала папки: «Игры, связанные с природой», «Научные игры», «Игры в животных», «Подвижные игры». Для рассматривания собрала гербарии.

Для проведения исследовательской работы оформила лабораторию. В качестве оборудования и материалов использовала вторичные , бросовые материалы: стаканчики, пробки, трубочки и т.п. Приобрела лупы, измерительные приборы, воронки. Вместе с детьми собрали палочки, веточки, подготовили землю, камни, уголь, зерновые культуры, ракушки, пищевые продукты и другие материалы. Для занятий сшила фартуки.

Одним из путей повышения качества обучения и воспитания является работа с родителями. Осуществляла эту работу в форме беседы, оформление стендов, выставка детских работ. Привлекала родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендовала родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляла наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.

В конце месяца подводила итог проделанной работы с помощью кроссворда.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей появился интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширился кругозор, в частности знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появились навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Дети стали более самостоятельными, инициативными, креативными, активными и целеустремленными.

Экспериментальная работа вызвала у детей интерес к исследованию природы, стимулировала их к получению новых знаний.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствовала становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в развитии дошкольников.


Воспитатель: Усикова С.В.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Детское экспериментирование как педагогическая технология».

Автор: Усикова Светлана Викторовна

Дата: 06.05.2015

Номер свидетельства: 208683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Презентация "Детское экспериментирование, как педагогическая технология»"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_dietskoie_ekspierimientirovaniie_kak_piedaghoghichieskaia_tiekhn"
    ["file_id"] => string(6) "406748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1491364961"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования с учетом ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_poznavatiel_no_issliedovatiel_skoi_dieiatiel_nosti_doshkol_nikov_chier"
    ["file_id"] => string(6) "404739"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490804963"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Педагогические технологии на основе деятельностного подхода "
    ["seo_title"] => string(74) "piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-osnovie-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "234126"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443353737"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ "
    ["seo_title"] => string(67) "liego-tiekhnologiia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "234705"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443513879"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства