«Детское экспериментирование как педагогическая технология».
«Детское экспериментирование как педагогическая технология».
Консультация для педагогов:
«Детское экспериментирование как
педагогическая технология».
«Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать».
- гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками».
- утверждают педагоги-практики.
Вначале разберем понятие – детское экспериментирование как педагогическая технология.
Эксперимент. — планомерное проведение наблюдения.
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Актуальность проблемы в том, что, несмотря на изученность и новшества в экологическом воспитании, мало внимания уделяется исследовательской деятельности дошкольников. А ведь дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
Помочь в формировании творческой, самостоятельной личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (например: беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Опыт моей работы убеждает меня в том, что для развития детей не так важны дорогие игрушки (хотя они, безусловно праздник), как простые, доступные предметы и вещества: песок, железо, вода и др. На занятиях можно использовать доступные предметы и вещества, воздух и стекло, где учитывается самостоятельное выполнение практических действий, тем самым создается проблемное обучение. Дети учатся, думать, рассуждать, размышлять.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка. Они позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Я на практике убедилась, что знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Из выше сказанного, ставила следующую цель своей работы:
- формирование у детей элементарных представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязи между собой и бережного отношения человека к природе.
Исходя, из цели ставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по вопросу «Детское экспериментирование».
2. Составить и применить на практике перспективный план исследовательской работы.
Организацию работы осуществляла в двух взаимосвязанных направлениях, каждое из которых представлено несколькими темами.
- Живая природа: растения, человек и их приспособление к окружающей среде и др.
- Неживая природа: воздух, вода, звук и др.
Перспективный план был составлен в соответствии с учетом возрастных особенностей детей. Мной подобраны и разработаны занятия по блокам: «Волшебница вода», «Воздух – невидимка», «Кто в доме - природе живет», «Что у нас под ногами». Для более полного, расширенного представления живой и неживой природы брала по одному занятию из каждой темы. Для каждого блока использовала определенные наглядные пособия. Так, например, к блоку «Волшебница вода» применяла иллюстрации: «Вода в природных явлениях», «Состояния воды» и т.д.
Особенностью моей работы являлась самостоятельная деятельность ребенка. В начале занятия объясняла ребятам, что именно мы собираемся исследовать. Предлагала предположить результаты исследования (но не оценивала высказывания детей). Дети должны быть активными участниками обсуждения. Ни в коем случае не формулировала за них выводы, делали это с ними вместе. Дети на каждом занятии превращались в «ученых», которые проводили опыты, эксперименты, наблюдения. Очень важно не только провести опыт, но и связать его результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома, в саду, на улице.
Также в своей работе использовала наблюдения на прогулке. Для этого была создана папка «Времена года». В которую вошли загадки, пословицы, стихи, приметы по временам года. Для проведения игр разработала папки: «Игры, связанные с природой», «Научные игры», «Игры в животных», «Подвижные игры». Для рассматривания собрала гербарии.
Для проведения исследовательской работы оформила лабораторию. В качестве оборудования и материалов использовала вторичные, бросовые материалы: стаканчики, пробки, трубочки и т.п. Приобрела лупы, измерительные приборы, воронки. Вместе с детьми собрали палочки, веточки, подготовили землю, камни, уголь, зерновые культуры, ракушки, пищевые продукты и другие материалы. Для занятий сшила фартуки.
Одним из путей повышения качества обучения и воспитания является работа с родителями. Осуществляла эту работу в форме беседы, оформление стендов, выставка детских работ. Привлекала родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендовала родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляла наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.
В конце месяца подводила итог проделанной работы с помощью кроссворда.
В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей появился интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширился кругозор, в частности знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появились навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Дети стали более самостоятельными, инициативными, креативными, активными и целеустремленными.
Экспериментальная работа вызвала у детей интерес к исследованию природы, стимулировала их к получению новых знаний.
Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствовала становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в развитии дошкольников.
Воспитатель: Усикова С.В.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Детское экспериментирование как педагогическая технология». »
Консультация для педагогов:
«Детское экспериментирование как
педагогическая технология».
«Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать».
- гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками».
- утверждают педагоги-практики.
Вначале разберем понятие – детское экспериментирование как педагогическая технология.
Эксперимент ... — планомерное проведение наблюдения.
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Актуальность проблемы в том, что, несмотря на изученность и новшества в экологическом воспитании, мало внимания уделяется исследовательской деятельности дошкольников. А ведь дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
Помочь в формировании творческой, самостоятельной личности может исследовательская деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (например: беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Опыт моей работы убеждает меня в том, что для развития детей не так важны дорогие игрушки (хотя они, безусловно праздник), как простые, доступные предметы и вещества: песок, железо, вода и др. На занятиях можно использовать доступные предметы и вещества, воздух и стекло, где учитывается самостоятельное выполнение практических действий, тем самым создается проблемное обучение. Дети учатся, думать, рассуждать, размышлять.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка. Они позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Я на практике убедилась, что знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Из выше сказанного, ставила следующую цель своей работы:
- формирование у детей элементарных представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязи между собой и бережного отношения человека к природе.
Исходя, из цели ставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по вопросу «Детское экспериментирование».
2. Составить и применить на практике перспективный план исследовательской работы.
Организацию работы осуществляла в двух взаимосвязанных направлениях, каждое из которых представлено несколькими темами.
- Живая природа: растения, человек и их приспособление к окружающей среде и др.
- Неживая природа: воздух, вода, звук и др.
Перспективный план был составлен в соответствии с учетом возрастных особенностей детей. Мной подобраны и разработаны занятия по блокам: «Волшебница вода», «Воздух – невидимка», «Кто в доме - природе живет», «Что у нас под ногами». Для более полного, расширенного представления живой и неживой природы брала по одному занятию из каждой темы. Для каждого блока использовала определенные наглядные пособия. Так, например, к блоку «Волшебница вода» применяла иллюстрации: «Вода в природных явлениях», «Состояния воды» и т.д.
Особенностью моей работы являлась самостоятельная деятельность ребенка. В начале занятия объясняла ребятам, что именно мы собираемся исследовать. Предлагала предположить результаты исследования (но не оценивала высказывания детей). Дети должны быть активными участниками обсуждения. Ни в коем случае не формулировала за них выводы, делали это с ними вместе. Дети на каждом занятии превращались в «ученых», которые проводили опыты, эксперименты, наблюдения. Очень важно не только провести опыт, но и связать его результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома, в саду, на улице.
Также в своей работе использовала наблюдения на прогулке. Для этого была создана папка «Времена года». В которую вошли загадки, пословицы, стихи, приметы по временам года. Для проведения игр разработала папки: «Игры, связанные с природой», «Научные игры», «Игры в животных», «Подвижные игры». Для рассматривания собрала гербарии.
Для проведения исследовательской работы оформила лабораторию. В качестве оборудования и материалов использовала вторичные , бросовые материалы: стаканчики, пробки, трубочки и т.п. Приобрела лупы, измерительные приборы, воронки. Вместе с детьми собрали палочки, веточки, подготовили землю, камни, уголь, зерновые культуры, ракушки, пищевые продукты и другие материалы. Для занятий сшила фартуки.
Одним из путей повышения качества обучения и воспитания является работа с родителями. Осуществляла эту работу в форме беседы, оформление стендов, выставка детских работ. Привлекала родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендовала родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляла наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.
В конце месяца подводила итог проделанной работы с помощью кроссворда.
В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей появился интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширился кругозор, в частности знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появились навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Дети стали более самостоятельными, инициативными, креативными, активными и целеустремленными.
Экспериментальная работа вызвала у детей интерес к исследованию природы, стимулировала их к получению новых знаний.
Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствовала становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в развитии дошкольников.