Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста к объектам природы через экспериментально-исследовательскую деятельность
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста к объектам природы через экспериментально-исследовательскую деятельность
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. В связи с введением ФГОС ДО от 17.10.2013г. одним из основных принципов является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка. Поэтому в дошкольном образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности детей к объектам окружающего мира, свойствам и отношениям объектов окружающего мира. Поэтому актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у дошкольников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. [В образовательном процессе ДОУ учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.][1]
Ребенок, как и любое другое существо, испытывает естественную потребность в общении с природой. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В своей работе основной упор я делаю на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Стараюсь научить детей наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Понимая, что для дошкольников характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, я предполагаю, что основные сведения дети должны усваивать наглядно-действенным методом. Этот метод позволяет самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память, активизируются мыслительные процессы, развивается речь – происходит накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к познавательной активности.
На начало учебного года, после проведения начальной диагностики, детей старшего возраста замечено, у 75% снижен познавательный интерес, экспериментально – исследовательская активность не проявляется. Свою работу я планирую на основе результатов диагностики. Для проведения опытов и экспериментов создаю в группе развивающую предметно – пространственную среду. Как было замечено ранее, дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Работая в уголке «Я – исследователь», экспериментируя, проводя опыты, дети различными способами самостоятельно воздействует на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. С особым интересом воспринимают эту занимательную деятельность. Я часто наблюдаю, как дети рассуждают и даже спорят, изучая страницы энциклопедий. Особенно радует то, что ребята не стесняются подходить с возникшими вопросами не только к воспитателям, но и к своим сверстникам. Моя опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно – закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Я уверена в том, что ребенка необходимо «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникают ассоциации с трудной монотонной работой, далекой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение уже давно добытых кем-то знаний. Поэтому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. [В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.][2]
Важно, чтобы любой ребенок был вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.
Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Процесс познания – творческий, и моя задача – поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование – доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она, на мой взгляд, основа для достижения всех целей. [В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся самостоятельно, как результат постановки опыта.] [3]
Моя работа по развитию познавательной активности у детей к объектам природы через экспериментально-исследовательскую деятельность предполагает взаимодействие между детьми и педагогами, между детьми родителями, педагогами и родителями. Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству». Дети появляются на свет с врождённым поисковым рефлексом: что? где? зачем? какое? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если, не обращать на них внимание в детстве - это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Приобщение детей к экспериментально-исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства.
«Библиографический список»
1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет». Воронеж, 2002 г.
2. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М., 2003 г.
3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование». М., 2003 г.
4. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1995 г.
[1] И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование», М. 2003 г. стр. 4
[2] И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование», М. 2003 г. стр. 2
[3] И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование», М. 2003 г. стр. 7
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста к объектам природы через экспериментально-исследовательскую деятельность »
Генина Оксана Владимировна
Воспитатель 1 категории
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 86» город Березники
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста к объектам природы через экспериментально-исследовательскую деятельность
Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. В связи с введением ФГОС ДО от 17.10.2013г. одним из основных принципов является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка. Поэтому в дошкольном образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной активности детей к объектам окружающего мира, свойствам и отношениям объектов окружающего мира. Поэтому актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у дошкольников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. [В образовательном процессе ДОУ учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.]1
Ребенок, как и любое другое существо, испытывает естественную потребность в общении с природой. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В своей работе основной упор я делаю на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе. Стараюсь научить детей наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Понимая, что для дошкольников характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, я предполагаю, что основные сведения дети должны усваивать наглядно-действенным методом. Этот метод позволяет самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память, активизируются мыслительные процессы, развивается речь – происходит накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к познавательной активности.
На начало учебного года, после проведения начальной диагностики, детей старшего возраста замечено, у 75% снижен познавательный интерес, экспериментально – исследовательская активность не проявляется. Свою работу я планирую на основе результатов диагностики. Для проведения опытов и экспериментов создаю в группе развивающую предметно – пространственную среду. Как было замечено ранее, дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Работая в уголке «Я – исследователь», экспериментируя, проводя опыты, дети различными способами самостоятельно воздействует на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. С особым интересом воспринимают эту занимательную деятельность. Я часто наблюдаю, как дети рассуждают и даже спорят, изучая страницы энциклопедий. Особенно радует то, что ребята не стесняются подходить с возникшими вопросами не только к воспитателям, но и к своим сверстникам. Моя опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно – закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Я уверена в том, что ребенка необходимо «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникают ассоциации с трудной монотонной работой, далекой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение уже давно добытых кем-то знаний. Поэтому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд. Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. [В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.]2
Важно, чтобы любой ребенок был вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.
Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Процесс познания – творческий, и моя задача – поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование – доступное и эффективное средство при формировании познавательной мотивации, а она, на мой взгляд, основа для достижения всех целей. [В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся самостоятельно, как результат постановки опыта.] 3
Моя работа по развитию познавательной активности у детей к объектам природы через экспериментально-исследовательскую деятельность предполагает взаимодействие между детьми и педагогами, между детьми родителями, педагогами и родителями. Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству». Дети появляются на свет с врождённым поисковым рефлексом: что? где? зачем? какое? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если, не обращать на них внимание в детстве - это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Приобщение детей к экспериментально-исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства.
«Библиографический список»
1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет». Воронеж, 2002 г.
2. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М., 2003 г.
3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование». М., 2003 г.
4. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1995 г.
1 И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование», М. 2003 г. стр. 4
2 И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование», М. 2003 г. стр. 2
3 И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование», М. 2003 г. стр. 7