Тема: Партерная гимнастика.
Продолжительность занятия: 45 минут
Цель занятия: Следуя методическим принципам, заимствованным из классического искусства, подготовить необходимую базу для занятий по современной хореографии, развивая физические данные детей (увеличение эластичности и растяжка связок, гибкость спины, подвижность суставов, улучшение моторики кистей рук, пальцев ног, закачка мышц спины и пресса, наработка силы икорных и бедренных мышц), ритм и музыкальность на уроках партерной гимнастики.
Задачи занятия:
– обучение основным азам партерной гимнастике;
– развитие силы и эластичности разных групп мышц;
– развитие выворотности, эластичности мышц, гибкости спины, подвижности суставов;
– развитие индивидуальных особенностей и способностей учащихся в зависимости от их природных данных;
– изучение постоянно меняющихся и усложняющихся балетных гимнастических комбинаций;
– использование полученных знаний и умений в основных стилях и направлениях современной хореографии;
– формирование здорового образа жизни и физического самосовершенствования.
Уметь:
– овладеть мастерством исполнения изученных балетных и гимнастических упражнений;
– развить индивидуальные физические способности (эластичность мышц, гибкость, растяжение связок стопы и подъема);
– развить выносливость, усидчивость и внимание;
анализировать свои впечатления и ощущения;
– свободно двигаться сложной разно-ритмической музыкальной структуре;
– разбираться в музыкальном материале различных стилей и
направлений;
– добиваться достаточной свободы тела и координации работающих
центров.
Оборудование:
Для педагога – слайды для показа наглядного материала, аппаратура, фонограмма, гимнастический коврик, эспандер.
Для детей – гимнастический коврик, эспандер.
План занятия:
1. Организационный момент (5 мин.)
2. Разминка (15 мин.)
3. Основная часть (20 мин.)
4. Подведение итогов занятия (5 мин.)
Ход занятия:
1. Организационный момент (5 мин.)
Занятие начинается с приветствия (поклона)
Ребята заходят в зал и становятся в шахматном порядке. Происходит приветствие детей и руководителя поклоном.
Педагог: (обращается к детям) – Здравствуйте, ребята. К нам в коллектив пришла девочка Даша.
Даша заходит.
Педагог: (обращается к детям) – Ребята, давайте поздороваемся с Дашей.
Происходит приветствие детей и Даши поклоном.
Педагог: (обращается к детям) – Ребята, Даша к нам пришла не одна. Она принесла с собой самую заветную мечту. Ребята, а у вас есть заветная мечта?
Учащиеся: Отвечают на вопрос.
Педагог: (обращается к детям) – Ребята, это так здорово, что у вас у каждого есть заветная мечта. И она обязательно сбудется, если приложить много усилий и старания. А хотите узнать дашину заветную мечту?
Учащиеся: Отвечают на вопрос.
Педагог: Даша мечтает научиться делать поперечный шпагат, но она думает, что это очень сложно и могут его научиться делать только одаренные и очень талантливые люди. А себя такой она не считает. Ребята, скажите, так ли это сложно? И что для этого нужно сделать!?
Учащиеся: Отвечают на вопрос.
Педагог: (обращается к детям) – Ребята, давайте поможем Даше приблизиться к ее мечте. А для того, чтобы это произошло, мы будем заниматься партерной гимнастикой. Ребята, скажите, а что такое гимнастика?
Учащиеся: Отвечают на вопрос.
Педагог: (обращается к детям) – Ребята, ну какие вы молодцы! Так много вы знаете о «партерной гимнастике». Вы правильно сказали, что партерная гимнастика — это выполнение упражнений на полу в различных позах, в положениях сидя, лежа на животе и спине, на боку, из различных упоров. Слово партер «parterre» — это французское слово и означает оно по земле.
«Партерная гимнастика» способствуют развитию природных физических данных учащихся, таких как выворотность, подъем стопы, ширина, высота и легкость шага, гибкость, координация, выносливость, ловкость, быстрота, которые составляют так называемую профессиональную пригодность. Они развивают чувство ритма и музыкальность, артистичность и творческое воображение, музыкальную и двигательную память, помогают формированию правильной осанки, основных двигательных умений и навыков, необходимых для успешного освоения классическим, народно-сценическим, историко-бытовыми современным танцами. Давайте, приступим к занятиям «партерной гимнастики». Но прежде, нам нужно подготовить наше тело при помощи разминки.
Педагог: (обращается к Даше) – Даша, присоединяйся к нам.
Педагог ставит Дашу к ребятам.
Педагог: (обращается к детям) – Развернитесь лицом к зеркалу, чтобы смогли себя увидеть. И так друзья начнём.
2. Разминка (15 мин.)
- Упражнения, развивающие гибкость шеи: наклоны, повороты, круговые движения головой.
- Упражнения, развивающие эластичность плеча и предплечья, подвижность локтевого сустава: опускание и поднимание, круговые движения вовнутрь и наружу, отведение вперед и назад плеч и предплечий.
- Упражнения, развивающие подвижность лучезапястных суставов, эластичность мышц кисти: одновременное и последовательное сжимание и разжимание пальцев рук; сгибательные, разгибательные, вращательные движения кистями рук в локтевых суставах.
- Упражнения, развивающие подвижность позвоночника: сгибания и разгибания, наклоны, повороты вправо и влево, круговые движения, скручивания корпуса.
- Упражнения, развивающие подвижность коленных суставов: приседания, выпады, горизонтальные круговые движения коленями.
- Упражнения, развивающие подвижность суставов, эластичность мышц стопы:
— прыжки на полупальцах, не касаясь пола пятками;
— подъем стоп, не отрывая пяток от пола;
— шаг на месте с вытягиванием подъема стопы;
— приседания, не отрывая пяток от пола;
— тренировка мышц свода стопы, поднимаясь на полупальцы обеих ног по VI, невыворотной I, завернутой I позициям ног;
— приседания и подъем на высокие полупальцы;
— стретчинговые упражнения (активные).
Педагог: (обращается к детям) – Молодцы! Теперь, ребята вам нужно взять и постелить коврики на места, где вы сейчас стоите.
Ребята подготовили свои места для занятий. Начинается разучивание упражнений «партерной гимнастики».
3. Основная часть (20 мин.)
- Упражнения на подвижность суставов.
«Поза плуга»
- исходное положение — сидя на коленях: попеременно бедрами садимся на правый и на левый бок, руки при этом вытянуты спереди;
- исходное положение — сидя на боку, ноги согнуты в коленях и подтянуты к корпусу: попеременно колени кладутся из правой стороны в левую и наоборот, спина остается прямой.
«Поза лотоса»
- исходное положение — лежа на спине: без помощи рук поднимаются ноги и опускаются назад, за голову, подъемы при этом вытянуты.
«Круговое port de bras по 4 позиции на полу»
- исходное положение — сидя на полу: одна нога находится на вершине противоположного бедра, пятка близко к животу, другая нога помещается на противоположном бедре симметрично, колени касаются земли, туловище находится в равновесии, с прямым позвоночником, туловище расположено по центру, над бедрами.
- Упражнения на развитие выворотности.
«Лягушка»
- исходное положение — сидя на коврике, ноги сложены стопа к стопе, поджатые к корпусу, руки кладутся на колени, на счет 1, 2, 3 — руками нажимать на колени, стараясь положить колени на пол.
«Лягушка» на животе.
- исходное положение — лежа на животе, на коврике, ноги сложены стопа к стопе, руки сложены под подбородком, удерживая это положение, максимально приближаем таз к полу, стараясь полностью положить бедра так же, как и стопы.
«Угол»
- исходное положение — сидя на полу: ноги вытянуты в стороны, корпус складывается животом к полу, спина остается прямой, руки вытянуты вперед.
«Шнур».
- исходное положение — поперечный шпагат, руки вытянуты вперед, корпус наклоняется вперед, пока руки, ладонями вниз, не коснутся пола.
«Выворотная складка»
- исходное положение — то же, что и при обычной «складке»: положение, сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, стопы развернуты в 1 позиции, руками обхватываются носки стоп, и корпус тянется вперед до тех пор, пока грудь полностью не ложится на ноги, стопы остаются развернутыми.
«Первая позиция, лежа на полу»
- исходное положение — лежа на полу, на животе: ноги раскрыты в 1 позицию, педагог слегка надавливает на стопы, раскрывая их.
«Подъем ног по 1 позиции»
- исходное положение — лежа на полу, на спине: руки лежат вдоль тела, ноги по 1 позиции, ноги медленно поднимаются вверх, сохраняя 1 позицию, затем ноги опускаются вниз, при этом, не расслабляясь и сохраняя 1 позицию.
- Упражнения на развитие мышц позвоночника.
«Березка» или стойка на плечах.
- исходное положение — лежа на спине, ноги вытянуты, затем ноги, бедра и спина поднимаются вверх до вертикального положения, руки сгибаются и поддерживают спину, весь основной вес тела распределяется на плечах.
«Ловим ногу»
- исходное положение — лежа на спине, ноги вытянуты, разворот корпуса с удержанием противоположной ноги рукой, сидя на полу. «Складка»
- исходное положение — наклоны вперед к вытянутым ногам, сидя на полу, при этом грудь и живот полностью ложатся на ноги.
«Лодочка»
- исходное положение — лежа на животе, носки и пятки вместе, руки вытянуты вперед: на счет «раз» напрягаются мышцы, вытянутые руки и ноги приподнимаются от пола, на счет «два» — возвращение в исходное положение.
- Упражнения на развитие гибкости.
- исходное положение — лежа на спине, ноги, на ширине бедер, руки вытянуты вдоль туловища, колени сгибаются, стопы ставятся возле ягодиц на ширину плеч, руки сгибаются в локтях и ставятся ладонями на пол и под плечи, пальцами в направлении ног, затем поднимается таз, прогибается спина, и постепенно выпрямляются руки, дыхание при этом свободное, через несколько секунд опуститься на пол, затем повторить снова.
«Кольцо»
- исходное положение — лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища, сгибаясь в спине и в коленях, кончики пальцев ног подтягиваются к затылку.
«Корзиночка»
- исходное положение — лежа на животе, руки вытянуты вдоль туловища, сгибаясь в спине и коленях, взяться руками за подъемы и делать покачивания вперед-назад.
«Складка» за пятки
- исходное положение — сидя на полу, ноги вместе, максимально выпрямлены в коленях, подъемы вытянуты, вытянуть руки и наклоняться вперед, дотянувшись руками до пяток, удерживать их. Тянуться нужно низом живота к ногам, складываясь в тазобедренных суставах; наклон корпуса в продольном и поперечном шпагате вперед и в сторону.
5. Растяжка.
- растяжка на полу с помощью эластичного эспандера; положение ноги с эспандером:
- лежа на спине — вверх и в сторону;
- лежа на животе — назад и в сторону.
- растяжка укрепляется движением grand battement в 3 стороны, что также тренирует силу маха ноги:
- выпады вперед поочередно с правой и с левой ноги;
- выпады в сторону поочередно с правой и с левой ноги.
Педагог: (обращается к детям) – Ребята, вы такие молодцы! Давайте спросим у Даши, по-прежнему ли она считает, что сесть на шпагат под силу только одаренным детям?!
Даша: Отвечает.
Педагог: (обращается к детям) – Ребята, какие вы молодцы! Вам понравился урок?
Учащиеся: Отвечают на вопрос.
Педагог: (обращается к детям) – Вот и подошло к концу наше занятие. Вы очень талантливые и артистичные! Были внимательными, креативными и активными. Давайте скажем Даше спасибо, что она пришла к нам в гости. Поблагодарим друг друга аплодисментами. Вставайте все на поклон.
Ребята становятся в шахматном порядке. Происходит прощание детей и руководителя поклоном.
Педагог: Спасибо за занятие.