Школа – лицей № 5
Образовательная область: «Коммуникация»
Раздел: Основы грамоты.
Тема: «Звуковой анализ слова».
Воспитатель: Амантаева Л.Г.
Образовательная область: «Коммуникация»
Раздел: Основы грамоты.
Тема: «Звуковой анализ слова».
Цель: Познакомить детей с понятием звуковой анализ слова;
Задачи: продолжать учить пользоваться условным обозначением – фишкой;
учить выполнять звуковой анализ слова «дом» по схеме с использованием
фишек; развивать фонематический слух, внимательность, память, мелкую
моторику рук; воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении
письменных работ.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: звуковой анализ слова «дом».
Понимают: количество клеток в схеме обозначает количество звуков.
Применяют: навык работы в тетради, знания о звуках.
Оборудование и материалы: карта-схема слова «дом», рабочая тетрадь.
Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound, сөз – слово – word,
үй – дом – house, үлкен үй – большой дом – big house.
ХОД ОУД
1. Организационный момент
Педагог: – Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встречи. Посмотрите друг
на друга – улыбнитесь. Давайте сегодня не будем ссориться и обижать друг
друга, а будем друг другу помогать и заботиться о друг друге.
Приглашаю вас в круг радости, чтобы мы сказали друг другу хорошие
слова, обменялись добрыми пожеланиями.
Как положено друзьям,
Все мы делим пополам.
Мы друзей всех уважаем
40
И друг другу помогаем.
2. Основная часть
Повторение правил
Педагог предлагает повторить правила: – Все слова состоят из звуков,
звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. Если в слове много
звуков – слово длинное, если в слове мало звуков – то слово короткое. Звуки
бывают гласные и согласные.
– Какие бывают звуки?
– Какие бывают согласные звуки?
– Все звуки мы отмечаем фишкой.
– Какой фишкой отмечаем гласные звуки?
– Какой фишкой отмечаем твердые согласные звуки?
– Какой фишкой отмечаем мягкие согласные звуки?
– Звук в слове может находиться в начале слова, в середине слова, в конце
слова (показывает ладошками).
Работа со звуками
Дидактическая игра «Не ошибись»
Педагог:
– Возьмите три фишки: красную, синюю и зеленую. Положите перед
собой. Если я назову гласный звук, то вы поднимите красную фишку, если я
назову твердый согласный звук, то вы поднимите синюю фишку, если я назову
мягкий согласный звук, то вы поднимите зеленую фишку. Примерные звуки: а,
б, ль, д, у, мь и т.д.
Работа в тетради
Педагог совместно с детьми обсуждают выполнение задания.
Работа со схемой
Педагог: – Сегодня, к нам в гости пришел Алдаркосе (кукла). Он принес
картинку, рассмотрим, что на ней изображено. Сколько клеток вы видите?
Правильно – три клетки. Открою вам секрет. Это не простые клетки, а
заколдованные звуки.
– Сегодня мы будем учиться выполнять звуковой анализ слова. Звуковой
анализ слова – это разбор слова на звуки и обозначение этих звуков фишкой.
Запомните: чтобы определить звук в слове, его надо выделить голосом громче,
назвать его и обозначить соответствующей фишкой
Звуковой анализ слова - «дом» (вывешивает схему на доску).
У детей карта-схема на столе.
– В слове «дом» три звука. (Педагог и дети читают слово, ведя указкой под
клетками).
– Я произнесу слово «дом» и выделю голосом первый звук – дддом.
– Какой первый звук в слове?
– Правильно, это звук «-д-».
– Звук «-д-» гласный звук или согласный звук?
– А как вы думаете это большой или маленький «братец»?
– Скажите, какая клетка обозначает звук «-д-»?
– Какой фишкой обозначим твердый согласный звук «-д-»?
– Положите на первую клетку синюю фишку.
– Послушайте и назовите в слове «дом» второй звук – его я выделю
голосом – «дооом».
– Какой второй звук в слове «дом»?
– Правильно, это звук «-о».
– Звук «-о-» гласный звук или согласный звук?
– Какой фишкой его обозначим?
– Положите красную фишку на вторую клетку.
– Остался еще один звук, послушайте и назовите его. Я произнесу его и
выделю голосом «доммм».
– Назовите этот звук.
– Правильно, это звук «-м-».
– Звук «-м-» гласный звук или согласный звук?
– Звук «-м-» твердый согласный звук или мягкий согласный звук?
– Какую фишку надо положить на клетку?
– Положите на третью клетку – синюю фишку.
– Все клетки заполнили?
– Сколько всего звуков в слове «дом»?
– Правильно! Три звука – «-д-», «-о-», «-м-».
Сегодня мы отлично справились с заданиями Алдаркосе. Научились
разбирать слово «дом» на звуки. Попрощаемся с Алдаркосе.
Полилингвальный компонент: дыбыс – звук – sound, сөз – слово – word,
үй – дом – house, үлкен үй – большой дом – big house.
Физминутка: У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Наш медведь пошел домой,
И попрыгал заинька.
Выполняют по сигналу воспитателя.
Работа в тетради (графическая работа)
Педагог напоминает о правилах посадки за столом при письме.
Перед выполнением графической работы педагог показывает движения
руки в воздухе.
Пальчиковая гимнастика «Прятки»
В прятки пальчики играются,
Играются, играются.
Открываются, закрываются,
Открываются, закрываются.
3. Рефлексия
Педагог подводит итог, поощряет детей.
– Расскажи, что нового ты сегодня узнал?
– Для чего нужны фишки?
– Что обозначают клетки?
– Что такое звуковой анализ слова?
– Звуковой анализ какого слова выполнили?
– Сколько звуков в слове «дом»?
– Назовите эти звуки.