«Игра – как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»
Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности?
Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма доказывал, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства.
Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие.
В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.
Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное действенное отражение жизни: она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.
В педагогической литературе понимание игры, как отражение действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная деятельность "Мир доброты!" »
Конспект комплексной ОД по экологическому воспитанию с элементами театрализации для старшей группы
«Поход в волшебный лес»
Цель: Познакомить детей с видами леса и его обитателями, используя различные виды кукольного театра. Задачи: — расширять знания детей о лесе и его обитателях, зимующих и перелетных птицах; -обогащать словарный запас детей (березняк, дубрава, ельник, бор, смешанный лес и т.д.); -развивать навыки театрализованной деятельности детей через знакомство с видами кукольного театра; — развивать коммуникативные качества, воображение, ролевое поведение; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Материалы: фланелеграф, фотографии радостных людей, солнышко с лучиками по количеству детей, фломастер красного цвета.
Звучит весёлая маршевая мелодия. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: — Проходите, пожалуйста, присаживайтесь на стульчики
— Ребята посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии: «Какое чувство испытывают изображенные на них люди?» (радость) Давайте и мы улыбнёмся и поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит слева от меня, улыбнусь, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу и сделает тоже самое и т.д. А скажите, пожалуйста, что же такое радость для вас лично? Подумайте и закончите предложение: «Я радуюсь, когда …» • Воспитатель записывает высказывания детей на лучиках и составляет из них солнышко на фланелеграфе и подводит итог: « У каждого из вас своя радость, но она передаётся другому, поднимает настроение всем окружающим.»
— Как ярко светит солнышко. Самое время отправиться в поход. Но прежде отгадайте загадку:
Он, как только жарко станет – шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой – снимет шубу с плеч долой.» /Лес/
И сегодня мы отправимся в поход, в лес, где ждет нас множество чудес. В поход мы возьмём фотоаппарат, чтобы фотографировать всё, что нам понравится. А ещё мы возьмём карту, по которой будем сверять наш маршрут. /Разворачивает карту/ — Посмотрите ребята, первый пункт нашего следования – лесная опушка. Ну, что же – в путь! Повторяйте за мной:
Раз, два, мы – туристы, Мы – туристы – следопыты. Мы шагаем и поём Нам преграды нипочем. (Дети шагают)
— Мы на лесной опушке.
• Сказка выкладывается на фланелеграфе.
Здесь, в дупле большого дерева, живёт маленький бельчонок со своей мамой белкой. Однажды он услышал от соседки – белки слово «лес» и спросил: — Мама, а что такое «лес»? — Лес – это деревья, — сказала мама,- берёзы, дубы, ели, сосны, липы… — А что такое берёзы? А что такое дубы? – не унимался бельчонок. — Я вижу,- сказала мама,- вырос ты. Пора тебе познакомиться с лесом, приготовься к большому прыжку. И перескакивая с ветки на ветку, они оказались на большом участке леса, да таком светлом, нарядном, что бельчонок только и смог сказать: « Ах, как красиво вокруг!» Перед ним стояли красивые, белоствольные, стройные деревья. Воспитатель: Скажите, ребята, какое дерево увидел бельчонок? /Дети отвечают/ А теперь /имя ребёнка/ прочитает нам стихотворение про берёзу:
Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную. В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками.
Девочки исполняет хороводную песню «Во поле берёза стояла»
Белка рассказала бельчонку, что лес, в котором растут одни берёзки, называется березняк. — А вы, ребята, запомнили как называется берёзовый лес? /Дети отвечают/ Затем белки поскакали к лесу, в котором растут одни ели. Такой лес называется ельником. Этот лес бельчонок увидел густым, наполненным полумраком. Воспитатель: Ребята, а почему ельник такой тёмный? /Ответы детей/ — Да, ветки елей спускаются до самой земли, они такие густые, что почти не пропускают солнечных лучей. В таком лесу всегда темно и сыро. Затем мама с бельчонком поскакали к участку леса, где росли сосны. Здесь они спустились на землю, усыпанную хвоей (так называют иголки ели и сосны) и бельчонок, посмотрев вверх, даже ахнул: «Да, у этих деревьев и верхушек не видать!» в этой части леса было очень светло и радостно, солнечные лучи доставали здесь до самой земли. /Почему?/
— Ребята, вы помните игру «У медведя во бору …»? так вот сосновый лес называется бором. Запомнили? Бельчонок с мамой полакомились семенами сосновых шишек и отправились к могучим лесным богатырям. — Догадались, о каком дереве сейчас узнает бельчонок? /«Дуб» — ответы детей./ Предложить рассмотреть дерево дуба и описать его. Дети отмечают, что дуб большой, высокий, могучий, ветвистый, ствол толстый, коричневый, ветви большие, раскидистые, листья резные и т.д. Белка сказала, что дубовый лес называют красивым словом дубрава. — Нравится оно вам? Запомнили? /Дети повторяют./ Бельчонок и мама устали от прогулки и решили вернуться в своё родное дупло. На обратном пути им встречались разные деревья, и мама рассказала бельчонку ещё много интересного о лесе:
Кусты и деревья, листочки на ветках – Лиственный лес это, помни мой детка. Дуб в нём, берёзы, липы, рябины, Лещина, шиповник, ясень, осинки. Если иголки вместо листвы, Хвойным тогда этот лес назови. Если же есть и листва и хвоинки, Рядом и ели растут и осинки, Смешанным лес тот зовётся, друзья – Здесь все деревья от «А» и до «Я». /А. Кочергина/
Бельчонок и его мама возвратились в своё уютное дупло. Малыш узнал много интересного о том, что такое лес и какие леса бывают.
Воспитатель: Ответьте, пожалуйста, ребята, что такое «лес» для бельчонка и его мамы? Что такое «лес» для человека? /Дом, где они живут, встречают много друзей и врагов, питаются; как для нас дом, в котором мы живём вместе с родными. Для человека лес – друг и помощник./ А теперь сверим по карте наш маршрут и идём дальше. /Пункт назначения — полянка с пеньками./ Лесовичок: А ну, стой! Почему без моего разрешения в лес пришли? Я старик – лесовик, хозяин здешнего леса, повелитель всех зверей и птиц. А вы кто такие? Воспитатель: Мы туристы пришли в лес отдохнуть, поиграть, много нового узнать. Лесовичок: Знаю я, как вы гуляете – отдыхаете! Цветы топчете, деревья ломаете, костры разводите, птиц пугаете. Воспитатель: Нет, нет! Что ты? Наши ребята знают правила поведения в лесу. Лесовичок: Ой, ли? Сейчас я проверю ваши знания. На моей полянке расставлены знаки, обозначающие правила поведения в лесу. Сможете их объяснить и поставить знаки в нужном месте, пропущу дальше. /Дети объясняют значение экологических знаков и устанавливают их в нужных местах/
• Далее проводитсяигра «Что будет, если …?»
Лесовичок: Вижу, вы хорошо подготовились к походу, ну что ж, проходите дальше.
Разворачивают карту – сверяют маршрут, сосна, на ней сидят птицы. Воспитатель: Ребята, вы устали? (ответ детей) Давайте присядем на лужайке и отдохнём. Представим, что мы не ребята, а зайчики, живущие под ёлкой.
Физкультминутка " Заячья зарядка!"
Раз – присядка, два – прыжок, Имитировать движения.
И опять присядка,
А потом опять прыжок –
Заячья зарядка!
• Проводится музыкальная игра с использованием перчаточного театра «Зайки». /Вдруг слышится голос филина./ — Ой, ребята, чей это голос? Пойду, посмотрю, а вы ждите меня здесь. Уберите пока своих зайчиков в рюкзачки. /Воспитатель уходит за дверь и возвращается в образе филина./ Филин: Здравствуйте, ребята! Я мудрый филин. Мне показалось, что где-то здесь зайчики резвились, так хочется зайчатинки на ужин. Вы их не видели? (Ответ детей.)Значит показалось. Скучно мне в лесной глуши. Может, вы поиграете со мной? • Проводитсяигра «Узнай, чей голосок…»
Дети отгадывают птицу по голосу и показывают её. /Филин знакомит детей с иволгой./ Филин: Спасибо ребятки, порадовали старика. А теперь вам пора возвращаться домой. Ступайте за мной, я выведу вас из леса.
/Дети усаживаются за столы, где всё готово для рисования./ Воспитатель: Ну, вот мы вернулись в детский сад. Сколь всего интересного мы узнали во время похода в лес. Много сфотографировали. А теперь давайте проявим фотоплёнку и узнаем, что же каждому из вас больше всего понравилось и запомнилось в лесу. /Дети рисуют по памяти./ Итог: фотовыставка «Поход в лес» («фотографии» крепятся прищепками к натянутым верёвочкам) Воспитатель: Ребята, вам понравилось ходить в поход? /Ответ детей./ Мне тоже очень понравилось ходить в поход вместе с вами. И на память о нашем походе примите вот эти подарки. До свидания ребята!!!