8 Ребёнок: А девчонке незнакомой 9 Ребёнок: Донести портфель до дома. 10 Ребёнок: От тепла и доброты 11 Ребёнок: Распускаются цветы, 12 Ребёнок: Согревает всех она, Словно лучик из окна.
(И.Полюшко)
Работа по развитию мимики и артикуляционной моторики, по развитию дыхания и голоса.
Развитие мимических мышц.
Логопед произносит текст, дети с помощью мимики отображают эмоции.
Утром солнышко заглянуло в окошко - Радость.
Но налетела туча и спрятала солнышко - Огорчение.
Вдруг один лучик пробился сквозь тучи - Удивление.
Солнышко раздвинуло тучи и осветило небо - Восхищение.
Массаж лица.
Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения.
Делай добрые дела.
Даже если дождь с утра – (плавные движения кончиками пальцев ото Нет причин печалиться! лба к вискам) Делай добрые дела – (плавные движения кончиками пальцев от Грусть сама отвадится! висков до подбородка) Помоги по дому маме: (легкие постукивания кончиками пальцев от Пол в квартире подмети. крыльев носа по щекам к ушам) Помоги скорее папе: (пощипывания щёк) Плоскогубцы принеси. Улыбнись сестренке Маше! (плавные движения кончиками пальцев от Это тоже ведь добро. подбородка к ушам) Станет мир прекрасней, краше! (легкие постукивания кончиками пальцевСтанет в комнате светло!.. от ушей к подбородку) (Ольга Гельская)
Развитие артикуляционной моторики и дыхания.
«Сказка о добром Язычке».
(Упражнения выполняются перед зеркалами под текст)
Логопед:
Рано утром проснулся наш Язычок от звука тикающих часов (упражнение «Часики»), широко открыл окошко и выглянул на улицу (рот широко открыт, распластанный язык на нижней губе). Увидел у забора (упражнение «Заборчик») кошку, которая выгнула спинку (упр. «Кошка»). Язычок вынес кошечке в чашке молока (упр. «Чашечка»).
На пеньке сидела птичка стриж, она никак не могла взлететь. Язычок нежно подул на неё (упр.на выработку направленной воздушной струи: язык на нижней губу, поток воздуха идёт посередине языка, следить, чтобы щёки не раздувались), и птичка стриж полетела вслед за своими друзьями в тёплые края, а наш Язычок отправился немного прогуляться.
Работа по развитию голоса.
Логопед:
Шагает Язычок по тропинке и поёт свою песенку (логопед демонстрирует схему артикуляционного уклада звука «А», дети пропевают)
-А – А – А – А.
Вдруг Язычок увидел Ослика, он был расстроен и пел свою грустную песенку (схема артикуляционного уклада звука «И», дети пропевают )
- И – И – И – И.
Язычок угостил Ослика морковкой и песенка Ослика стала весёлой.
- И – И – И – И.
Язычок зашагал дальше и повстречал щенка. Щенка укусила оса, и он жалобно скулил:
- У – У – У – У.
Язычок пожалел щенка и тот радостно завилял хвостиком:
- У – У – У – У.
А потом Язычок встретил девочку Олю, она заблудилась и плакала:
- О – О – О – О.
Язычок проводил её до дома, она улыбнулась и поблагодарила Язычка.
Логопед:
- А какие вежливые слова знаете вы, ребята?
Ответы детей.
Развитие мелкой и общей моторики.
Развитие мелкой моторики. «Доброе утро»
«Доброе утро!» – сжимают и разжимают кулачки. Скажешь кому-то, И будет ему - Очень доброе утро, И день будет добрый, поочерёдно загибают пальцы, начиная с
И добрые встречи, большого пальца. И добрый, конечно, Опустится вечер. Как важно и нужно, пальчика правой руки «здороваются» с Чтоб сразу, с утра пальчиками левой руки. Тебе пожелали добра. (О. Бундур )
Развитие общей моторики.
Используется приём отраженной речи: логопед проговаривает строку и показывает движение, дети проговаривают и повторяют движение, поэтому заучивать с детьми заранее текс не обязательно.
Жить привыкла красота разводят руки в стороны. Там, где рядом доброта. повороты туловища влево-вправо. Отправляюсь я пешком шагают на месте. Красоту смотреть кругом. Это радуги краса, руки через стороны вверх. Это зореньки роса, наклоны вниз. Это поле ветерка, наклоны в стороны. Нежность в запахе цветка. присесть, ладошки в форме цветка. Птички звонкой голосок, встать, руки вверх. Хлеба крепкий колосок, присесть. Клин весёлых журавлей, встать, руки вверх. Небо Родины моей. Рыбки плещутся в пруду, плавные движения руками. Фрукты спелые в саду, «фонарики» Лес грибной, кругом цветы. руки вперёд и в стороны. Сбережём всё я и ты. ладони вместе Если в сердце доброта, ладони к сердцу Не исчезнет красота! «грозят» пальчиком Расцветай, земля моя! руки вверх Ты добра и добрый я. берутся за руки (Г. Даньшова ) Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Развитие фонематического слуха.
Логопед: Давайте определим, какой звук последний в слове ДОБРОТА.Дети называют звук и дают ему характеристику: «А» гласный.
Логопед: С какими ещё гласными звуками мы знакомы?
Дети называют звуки: О, У, И.
Логопед: Я буду произносить разные звуки, а вы когда услышите знакомый гласный звук – хлопайте в ладоши.
Логопед произносит цепочку из звуков: М, А, С, О, Р, У, И, Д, У и т.д.
Связь звуков и букв. Логопед: Помогите Язычку разобраться с картинками, определите какой звук в начале слова и поместите картинки в соответствующий домик. На моей картинке - окна, первый звук в слове – О, моя картинка живёт в домике с буквой О.Дети выполняют задание.
Работа с метаграммами.
И в прохладу и в жару
Тузик бегал по двору.
Сменим «У» на «А» хоть разик –
Превратится Тузик в…
(тазик)
С буквой о - я сам с усами, С буквой и - я в океане. (Кот – кит)
С ы - рогами забодает, С а - водою наполняют, С о - у сонь всегда болит, С у - листвою шевелит. (Бык - бак - бок – бук)
Дети рассматривают картинки к метаграммам и заменяют соответствующие буквы.
Упражнения на развитие словаря антонимов.Игра «Наоборот» ( с мячом)Логопед поочерёдно кидает мяч каждому ребёнку, называя прилагательное, ребёнок возвращает мяч логопеду, называя антоним.
Ребята, мы сегодня замечательно поиграли, но наш Язычок хочет, чтобы вы были всегда добрыми и внимательными друг к другу. Язычок приготовил для вас чистоговорки. Давайте их проговорим и запомним: