Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие в подготовительной группе по теме: «Звуки Ч-Т´».»
Логопедическое занятие в подготовительной группе
по теме: «Звуки Ч-Т´».
Цель: учить детей различать на слух и в произношении звуки Ч-Т´.
Задачи:
-коррекционно-образовательная: упражнять детей в правильном употреблении глагола «хотеть» в настоящем времени; учить правильному использованию в речи приставочных глаголов (от глагола « летать»); составление рассказа по опорным картинкам.
- коррекционно-развивающая: развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, общую моторику и ловкость рук; связную речь.
- коррекционно-воспитательная: воспитывать внимательное отношение к своей речи и речи товарищей, замечать ошибки, доброжелательно их исправлять.
Оборудование: сигнальные карточки на каждого ребенка с изображением букв «ч», «т»; мяч; предметные картинки (мальчик, девочка, руки, плечи, чемодан, утюг, печка, плита (газовая или электрическая) чучело, плети, веревки); наборы фишек для составления схем слов; тетради, ручки, мел; опорные картинки для составления рассказа «Приключения попугая».
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- Я буду называть имена. Сядет тот, кто сумеет правильно ласково произнести то же самое имя (Артем – Артемка, Костя – Костенька, Петя –Петенька, Катя – Катюша, Тимофей – Тимоша, Таня – Танечка, Тоня – Тонечка).
II.Сообщение темы занятия:
- Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч-Т´, правильно их произносить.
III.Основная часть:
1.Воспроизведение слоговых рядов.
- Ребята, я хочу вам предложить поиграть в игру, которая называется «Запомни, повтори». Я буду произносить цепочки слогов, а тот, на кого я посмотрю будет повторять цепочку за мной. Слушайте:
ча – ча – тя те – чо – чо ать – ач- оч
че – те – че тю – чу – тю уть – уч – уть
чи – чи – ти ать – ач – ач и т.д.
2.Дифференциация звуков Ч-Т´:
- А сейчас вы будете сигнальщиками. Если вы услышите слог или слово со звуком «ч», то поднимете карточку с буквой «ч», если услышите слог или слово со звуком «т´», то поднимете карточку с буквой «т». (Можно разделить детей на две команды). Слушайте внимательно:
а) в слогах: тя, ча, оч, уть, ти, чи, ить, … ;
б) в словах: чернила ,театр, чемодан, пять, тело, черепаха, терка, человек, чиж, термометр, печь, обруч, котята, петь, ночь, темная, черная;
в) в загадке: «Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в темные чуланчики:
Каждый мальчик в свой чуланчик».
-Молодцы, ребята, вы были внимательными и хорошо работали сигнальными карточками.
г) Преобразование слогов – игра «Наоборот» (с мячом).
- А, сейчас, давайте поиграем еще в одну игру. Мы возьмем мяч . Я буду бросать вам мяч и произносить слог со звуком «ч», а тот, кто поймает произнесет слог «нооборот» со звуком «т´». Следите за тем, кому я хочу бросить мячик.
Логопед вызывает к доске 4-х детей и предлагает им из выставленных на доске картинок выбрать ту, которую он назовет. Двое детей составляют схему у доски, остальные на своем рабочем месте. Двое других детей печатают слова (плети, плечи) на доске. Далее дети у доски анализируют составленную схему, остальные проверяют. Все вместе проверяют слова напечатанные на доске и печатают их в тетради.
3.Договаривание сложноподчиненных предложений по образцу:
Я беру мяч, потому что хочу играть в футбол.
Я учу буквы, потому что … .
Костя по утрам делает зарязку, потому что … .
Катя одевается, потому что … .
Дети приготовили бумагу и карандаши, потому что … .
Мы надали спортивные костюмы, потому что … .
4.Физкультминутка:
Дождик, дождик! Что ты льешь? (4 хлопка)
Погулять нам не даешь. (притопы)
Дождик, дождик! Полно лить, (прыжки на месте)
После дождика на даче, (ходьба)
Мы по лужицам поскачем. (прыжки через «лужи» вперед,
назад)
5. Составление рассказа по опорным картинкам, образование приставочных глаголов от глагола «летать».
а) Рассматривание опорных картинок, составление и распространение предложений к каждой картинке, объединение их в рассказ.
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Сейчас мы попробуем с вами с помощью этих картинок составить рассказ о попугайчике Чикки. Назовем этот рассказ - «Приключения попугая». Смотрите внимательно на картинки. Я буду начинать предложение, а вы будете его заканчивать. (Логопед берет указку и показывает на первую картинку. Начинает рассказ.)
-У Тимофея был … (день рождения). Его друг Артем подарил ему … (попугайчика). Долго думал Тимка, как его назвать и назвал … (Чикки). Купили для попугайчика … (клетку). Залетел Чикки в клетку и стал там …(жить).
Однажды Тимка покормил попугайчика и забыл … (закрыть клетку). Чикки из клетки … (вылетел), к окошку … (подлетел). Форточка была открыта и попугайчик … (улетел). До дерева … (долетел). А на дереве много птиц … (слетелось). Это были огромные (вороны). Как закричали они на своем птичьем языке, да как стали клевать … (попугайчика). Чикки испугался, на крышу беседки … (перелетел). Сидит, смотрит по сторонам и вдруг увидел, что к нему крадется … (кот). Чикки почуял опасность и …( улетел).
Летал, летал Чикки и так ему захотелось обратно … (к Тимке). Он к знакомому окошку … (подлетел), в форточку… (влетел). В свою клетку … (залетел). И больше никогда далеко от Тимки … (не улетал).
в) Дети рассказывают рассказ по цепочке.
- А, сейчас, попробуем рассказать этот рассказ поцепочке. Саша, начинай.
г) Выделение слов на Звуки Ч-Т´.
- Ребята, какие слова со звуком «ч» вы запомнили из этого рассказа.(Ответы детей). А со звуком «т». (Ответы детей).
IV.Итог занятия:
- Ребята, давайте отметим, кто у нас сегодня составлял самые красивые предложения, кто лучше рассказывал рассказ. (Ответы детей).
- Ребята, расскажите воспитателям, маме и папе, бабушке, или дедушке о приключениях попугайчика Чикки. Им интересно будет послушать ваш рассказ.