Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
В подготовительной группе на тему
«Лес и его обитатели».
Цель занятия: закрепить знания детей о лесе, лесных обитателях, растениях.
Задачи: - уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу.
-закрепить знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный.
-формировать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Беседа, чтение произведений о природе. Дидактические игры. Беседа о правилах поведения в лесу. Разучивание физкультминутки. Раскрашивание картинок деревьев, грибов, ягод, животных.
Оборудование: ноутбук, слайды с изображением леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, травянистых растений. Плакат «Запрещающие знаки», плакат «Этажи леса», плакат «Кто живет в лесу». Кружки красного и зеленого цвета.
Ход занятия:
В. Если деньги накопить, можно многое купить
Дом, одежду и завод, самолет и пароход.
Ребята, есть что- то такое, чего нельзя купить?
Дети: Солнце нельзя купить, траву … и т.п.
В. Но нельзя купить росу, птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек родничок и тополек.
Нельзя купить красоту, которую дарит нам природа, она бесценна. Чтобы вырастить большое красивое дерево нужно приложить немало усилий, чтобы оно прижилось и выросло. Мы редко задумываемся над этим! Весной, вместо того чтобы любоваться кустом цветущей черемухой и вдыхать нежный аромат, люди обламывают ветки, несут домой. Дети используют деревья вместо спортивных снарядов, лазают по ним, подтягиваются, качаются на ветках, забывая о том, что они живые.
И сегодня мы поговорим с вами о лесе, лесных обитателях. Для начала давайте немного разомнем свой язычок.
«ЛЕС. КУСТАРНИКИ. ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ. »
СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу
АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать
ЯТЬ – ЯТЬ – ЯТЬ - лес нам надо охранять
НА-НА-НА- высокая сосна
НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны.
БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы
ШУ – ШУ – ШУ - листик клена засушу
ВЫ – ВЫ – ВЫ - все деревья без листвы
Ребята, давайте закроем глазки и представим, что мы с вами в лесу.
«Звуки леса». Слайд «леса»
Лес- это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес- родной дом животным и растениям. Лес- украшение нашей планеты!
Ребята, а какая польза от леса?
Дети: лес дает свежий воздух, древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав.
В. Ребята, давайте вспомним о правилах поведения в лесу?
Рассмотреть плакат. Д/И « Экологический светофор»
Воспитатель читает правила, дети поднимают красные или зеленые кружки.
Ребенок. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
бегать прыгать и играть;
только чур не забывать, что в лесу нельзя шуметь,
даже очень громко петь. Ты в лесу всего лишь гость,
здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам не враги!
Слайд с березой, дубом, кленом, рябиной. Дети называюткаждое дерево.
В.: Ребята, а как называется такой лес?
Д.: такой лес называется лиственный потому, что в нем растут лиственные деревья и кустарники.
В.: а какие еще виды деревьев вы знаете?
Д. : Сосна, ель, кедр. (Слайды).
В.: как называется такой лес?
Д.: Такой лес называют хвойным.
В.: Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья?
Д.: Лиственные и хвойные деревья растут в смешанном лесу.
Слайд смешанного леса.
В. Пойдемте на коврик и представим, что мы с вами деревья.
Физкультминутка. «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле,
Хорошо расти на воле! (Потягивания- руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (руки вверх)
Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки (качать руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли (наклоны вперед)
Влево- вправо, взад – вперед, так деревья ветер гнет (наклоны)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (вращение туловища)
Ветер стих, взошла луна. Наступила тишина. Сели на стульчики.
В. Что растет между деревьями?
Д.- Между деревьями растет кустарник. (слайд)
В. Чем кустарник отличается от дерева?
Д.-Кустарник ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня
В.- Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса.
Д/И «С какого дерева листок»
Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем, сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме).
- Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название: подлесок. Повторите: подлесок.
- А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи, грибы.
- Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
Рассмотреть плакат «Кто живет в лесу».
- Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой из них - свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.
В.- Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь, червяк)
- А знаете ли вы, какой лесной зверь самый большой? (лось).
- А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).
- Какой самый хитрый? (Лиса).
- Кто самый быстроногий? (Заяц).
Возле дуба, острым рылом Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал. Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан, очень грозен был ... Кто?
- Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живут на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему?
Д.- не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.
- Какие еще животные живут на этом этаже?
Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.
- Ребята, а знаете ли вы, что большинство птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов чуть выше.
- Кто из лесных птиц занимает средний этаж? (совы, филин).
-Они селятся в дуплах старых деревьев и сверху высматривают свою добычу.
- В лесу живут и белки. Как вы думаете, на каком этаже?
- Кто еще живет на верхних этажах? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.)
-Молодцы, вы расселили всех обитателей леса в квартиры.
В заключение занятия дети вспоминают пословицы и поговорки о лесе: