«Экскурсия в весенний лес»
Востренко Марина Юрьевна,
Воспитатель ГККП я/сада №26 «Тулпар»
Западно-Казахстанская область, город Уральск
Цель:
- показать детям весенний лес, его красоту;
- учить видеть красоту родного края;
- закрепить правила поведения в лесу.
Ход:
(воспитатель начинает экскурсию с чтения стихотворения А. Плещеева)
Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на экскурсию в лес.
(когда дети подъедут к лесу, целесообразно обратить внимание на лес издали: как красиво выглядят светло-зеленые белоствольные березки на темном фоне карагачей и тополей.)
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы войдем в лес, давайте поздороваемся с ним и вспомним, как нужно вести себя в лесу.
Дети:
Здравствуй лес, весенний лес, полон тайны и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все: Все открой, не утаи, ты же видишь, мы свои.
Воспитатель: Вот и попали мы в весенний лес. Мы – на лесной поляне. Лес – ваш зеленый верный дом, и вам, как другу, доверяет. Ты этой дружбой дорожи, его заботой окружи. А сейчас, дети, напомните мне правила поведения в лесу.
Дети:
* В лесу нельзя кричать
* Ломать ветки у деревьев вырывать цветы.
* Нельзя разорять птичьи гнезда
* Не сори в лесу.
* Не забирай лесных жителей к себе домой.
Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что будете помнить эти правила всегда. В лесу ребята, много деревьев, но надо беречь каждый кустик. Недаром есть такая пословица «Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса - посади». Оглянитесь вокруг, какие деревья вы узнали?
Дети:
* Это берёза, мы узнаем её по белому стволу.
* А это дуб, вокруг него лежат желуди.
* А рядом со мной - тополь и карагач.
Воспитатель: На пригорке, ребята, посмотрите, растет гусиный лук: зеленовато – желтые его цветочки похожи на звездочки, листья длинные, узкие, а вот и коробочка с семенами.
Дети:
* А я нашел одуванчик – маленькое солнышко. У него резные листья, но сдуть его нельзя, он ещё цветет.
Воспитатель: А вот эта травка с тройчатыми листьями, ребята, называется клевер, цветет он бело-розовыми цветами. Именно с клевера, весной начинают свою разведку пчелки. Помните, я вам читала рассказ «Пчелки на разведках»?
Дети:
* Да, после зимней спячки вылетала пчелка на луг искать сладкий нектар.
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте подойдем к реке. После таяния снега, воды рек наполнились, они быстро текут, заполняя все овраги. Разливаясь в лугах, вода напоит растения деревья, и травы. Ребята, а почему летом в реке становится меньше воды?
Дети:
* Потому что мы берем её для полива огородов и дач.
Воспитатель: Правильно, а как же нужно беречь воду?
Дети:
* Не загрязнять водоемы.
* Использовать столько, сколько надо воды.
Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем вон на том спиленном дереве. Как вы думаете, почему его спилили?
Дети:
* Оно заболело.
* Может оно старое?
Воспитатель: Правильно, ребята, этот тополь старый. Посмотрите, сколько вокруг молодых топольков. Им сейчас нужно больше света, поэтому лесники спиливают старые, больные деревья. Хотите узнать, сколько лет этому тополю? Посмотрите, на пеньке видны кольца, по ним люди узнают, сколько лет дереву. Давайте посчитаем.
(дети и воспитатель считают)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите около пня высокая куча. Чей это дом?
Дети:
* Это живут муравьи.
Воспитатель: Верно, это трудолюбивые и полезные насекомые. Это они, такие маленькие, натаскали большую кучу лесного мусора. Давайте понаблюдаем за ними.
Дети:
* Я вижу, как муравей несет кусочек дерева, который больше, чем он сам.
* А вот несколько муравьев несут гусеницу.
Воспитатель: Что ж, ребята не будем им мешать. Пойдемте дальше по тропинке. Ребята, а почему не видно птиц, хотя мы слышим их веселое щебетание и пение?
Дети:
* Они заняты строительством гнезд.
Воспитатель: Правильно, а кто это, стучит? Слышите?
Дети:
* Это лесной «доктор» - дятел.
Воспитатель: Правильно, а вот и он сам, издали видна его красная головка. Как хорошо в весеннем лесу! Прислушайтесь к лесным звукам. Вот прибежал весенний ветерок, и все зашумело вокруг. Послушайте стихотворение.
(воспитатель читает стихотворение Н.А. Некрасова «Зеленый шум»)
Идет-гудет Зеленый Шум, зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится. Вдруг ветер верховой: качнет кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную, как облако, все зелено: и воздух и вода! Шумит тростинка малая, шумит высокий клен.
Шумят они по-новому, по-новому, весеннему.
Идет-гудет Зеленый Шум. зеленый Шум, весенний шум!
(прочитанное воспитателем стихотворение ещё больше усиливает впечатление от всего прекрасного, что увидели дети в весеннем лесу)