представляю вашему вниманию конспект занятие «Забота о лесе» направленое на ознакомление детей с лесом его жителями и профессией лесника. Данный материал будет полезен учителям начальных классов для проведения внеклассного мероприятия.
Как прекрасен зимний лес
В нём много сказок и чудес.
Это строчки из моего стихотворения, которые описывают красоту зимнего леса.
Попробуй заглянуть в него зимним ранним утром: солнце встало над лесом и освещает лежащий под ногами снег, на него словно блёстки рассыпаны. Деревья покрыты инеем. Птицы поют красиво и звонко. Посмотри вокруг себя.Как красиво, словно в сказке!Такую красоту невозможно повторить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Материал и оборудование:Мультимедийная презентация, цветные картинки, мелодия «Звуки леса».
Ход образовательной деятельности
1.Организационный момент.
-Здравствуйте дети, садитесь, пожалуйста. Сегодня классный час проведу у вас я. Меня зовут Мария Викторовна. Тема нашего классного часа звучит так: «Забота о лесе». Сегодня мы с вами поговорим о экологических проблемах лесов, о правилах поведения в лесу и т.п
2. Основная часть.
-Скажите, пожалуйста, что такое лес? А как часто вы ходите в лес? А зачем вы ходите в лес? Да, вы все правы, ребята.
Лес — более или менее значительное пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая почву между деревьями, состоящая из кустарников, трав, папоротников, грибов и т. д.
-Какие вы знаете стихи о лесе? Я предлагаю вам послушать стихотворение Р. Рождественского «Леса» и определить о чем это стихотворение?(слайд 2)
Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит и снега блестят.
Богаты мы!... Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке.
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы!?
(Р. Рождественский)
-Итак, о чем же это стихотворение?
Стихотворение рассказывает о том, какое будущее нас ожидает, если мы не будем относиться серьезно к охране природы.
Считается, что Россия – самая богатая лесами страна в мире: доля наших лесов по запасам составляет около 22 %. Но всё чаще приходится слышать об истощенности российских лесов, а это может привести к экологической катастрофе. Чтобы этого не случилось, необходимо помнить, как надо вести себя в лесу.
-Давайте вместе составим памятку «Правила поведения в лесу».(слайд 3)
Обсуждение и составление памятки «Правила поведения в лесу»:
1. Не ломай ветки и деревья!
2. Не рви букеты!
3. Не разоряй муравейники и птичьи гнезда!
4. Береги лес от пожара!
Беседа:
- Причины возникновения пожаров в лесу могут быть самыми разными. Из природных можно назвать грозы, самовоспламенение торфяников. Но много пожаров в лесу возникает по вине человека. Почему?(разводят костер в ветреную погоду, устраивают кострище в опасном месте – рядом с сухими бревнами, кустами, деревьями, не тушат костер правильно и т.п.).
-Молодцы, вы все говорили правильно!
КРОССВОРД-ЗАГАДКА ПРО ЛЕС
Нужно отгадать загадки, а слова вписать в соответствующие клетки. Если правильно отгадаешь, в выделенных клетках прочтёшь название явления
Е
Л
К
А
Р
Я
Б
И
Н
А
Л
Е
С
Л
И
С
Т
О
Р
Е
Х
П
Е
Н
Ь
Л
И
П
А
К
Е
Д
Р
Какое дерево летом и зимой в рубахе одной? 2.Летом – горька, а в мороз – сладка. 3. Весной пригревает – он шубу одевает, зима подойдёт – он шубу снимает. 4. Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадёт – почернеет. 5. Круглый, зрелый, загорелый. А попал под молоток, хрустнул раз – и треснул бок. 6. Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили. 7. С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд. А меня все обижают: шкуру тонкую сдирают. 8. Он очень шишками богат; а в шишках, что ни говори, орешки вкусные внутри.
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием, но у меня для вас есть еще задания. Слушайте внимательно!
1) Представьте ситуацию: вы отдыхаете в лесу. Рядом с вами группа ребят собирает огромные букеты цветов, разбивает бутылки, оставляет за собой много мусора…Ваши действия?(слайд 4)
2) У вас было любимое место отдыха в лесу, куда вы с семьей выезжали отдыхать. Долгое время вас не было там. Приехав туда, вы увидели мусор… Ваши действия?(слайд 5)
3) Лес привлекает нас в разные времена года. Ежедневно туда отправляются тысячи людей, большинство из которых редко задумываются над тем, что приносит такое общение природе. Подумай, как отражается бездушное отношение отдыхающих на состоянии:
- почвы
- растений
- насекомых
- птиц
- животных. (1засорение 2.3.4погибают)(слайд 6)
-Спасибо большое, вы правильно отвечали, это действительно так
- Давайте попробуем представить себя в роли главных жителей леса – деревьев.(включается музыка «Звуки природы»)(слайд 7)
Стань деревом Вы - маленькие деревца, стоящие на опушке леса. Сейчас конец зимы, и ваши корни совсем закоченели в земле. Ваши ветки голы. Прошлогодние листья давно облетели, а новые листочки спят в плотно закрытых почках, спрятавшись от холода (кулаки плотно сжаты). Небо серое. Вокруг вас вьюжит, ветки закоченели и качаются от ветра, ствол слегка раскачивается из стороны в сторону (легкое покачивание туловища).
Наконец приходит весна, земля оттаивает, бегут ручьи и поят ваши корни водой. Вы чувствуете, как холодная вода бежит между корнями. Ветки и побеги испытывают жажду, им нужна вода, чтобы тугие почки раскрылись и из них вылезли листочки. Вода течет по корням. Потянитесь так, чтобы вода из корней попала в ствол, и затем в ветки и молодые побеги. По мере того как вода поднимается к веткам, набухают почки. Внезапно они раскрываются и появляются молодые листочки (широко расправленные руки поднимаются, кулаки разжимаются). Один за другим листочки разворачиваются и поворачиваются к небу.
Наступило лето - время бурного роста для деревьев. Вы голодны, и ваши листочки выполняют трудную работу, добывая для вас пищу. Листочки располагаются так, чтобы на них попадало как можно больше света. Вы чувствуете ласковое прикосновение теплых солнечных лучей. Вам нужна вода, поступающая от корней, - пейте ее вдоволь! Лето проходит, вы выросли высокими и раскидистыми. Расправьте свои корни и ветви, ощутите мощь ствола.
По мере приближения холода ваши листочки перестают вырабатывать пищу. Однажды подует сильный ветер, пойдет дождь. Вы почувствуете холод. Ветви начнут содрогаться под напором осеннего ветра. Ваши листочки ослабеют и слетят с ветвей, оставляя туго закрытые почки (кулаки сжимаются). Эти почки вновь распустятся следующей весной.
-Спасибо, у вас у всех очень хорошо получилось
- А вот как представляет лес Владимир Антонов в своей сказке. Предлагаю вам прочитать и обсудить сказку(слайд 8)
В. Антонов «Поющий лес»
"Жил-был Зелёный Лес. И не просто Зелёный Лес, а Поющий Зелёный Лес. Берёзы пели нежные песни берёз, дубы — стародавние песни дубов, ивы — задумчивые песни ив. Все вокруг пели. Пела речка, пел лесной родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, малиновки — малиновые, а щеглы — щёгольские.
А знаете ли вы, отчего у него получалась такая необыкновенно прекрасная мелодия? Отчего каждая липка, каждая стрекоза и каждый лопушок находили свою верную нотку, которая благозвучно вплеталась в общий огромный оркестр? Это происходило оттого, что каждое утро в лесу начиналось пожеланием всему миру, всем живым существам — любви, добра и счастья. Вместе со стройными звуками пения тонкий свет любви и покоя разливался во все стороны от этого волшебного места. Давайте присоединимся к нему, усилим его своими светлыми, ласковыми лучиками из сердца и отправим его далеко вперёд: "Пусть будут все существа мирны! Пусть будут все существа спокойны! Пусть будут все существа блаженны!"
Каждое утро лес умывался чистой, свежей, прозрачной росой. Сверкающие бусинки прохладной росы скатывались, сбегали по ложбинкам длинных листьев осоки, трепетали, дрожали от восторга в синей чашечке колокольчика, бриллиантами сверкали, вплетённые в ажурную паутину. Промочив капелькой росы горлышко, весёлые птички начинали звенеть серебряными бубенчиками на островерхих зелёных елях.
… Так и жил этот Поющий Лес. И всех радовали его песни — и Оленя, и Лисицу, и Белку, и даже Зайца, которому Медведь на ухо наступил. И всем было весело в этом лесу".
3. Выводы.
-Ребята, мы обсудили, какой вред человек может нанести лесу, нарисовали словесные картины леса. А теперь послушайте внимательно, у вас на партах лежат 2 смайлика (грустный и веселый). Выберите 1 смайлик: веселый - вам понравилось; грустный – вам не понравилось и положите его в конверт мнений, который висит на доске.
-Спасибо всем большое за активное участие, вы все молодцы. Встаньте, пожалуйста, классный час окончен, до свидания.