Цель: Продолжать развивать активную речь детей, формировать словарный запас слов и грамматический строй речи, закрепить навыки полных ответов, развивать интерес к природе родного края.
Программные задачи:
Речевое развитие
Активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные»; Закреплять умение употреблять в речи предлоги: на, под, в.
Учить делать короткие сообщения перед сверстниками.
Познавательное развитие:
Закрепить знания детей о диких животных наших лесов, вспомнить и обобщить внешние признаки, повадки, чем питаются, как называются их жилище.
Развивать внимание, воображение, мышление
Социально-коммуникативное:
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; к окружающей природе; вызвать желание помочь животным.
Развивать уверенность в себе.
Физическое развитие
Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи с движениями.
Оборудование: презентация, теневые фигуры, разрезные карточки
Словарная работа:
активизация существительных: дикие животные, лиса, заяц, волк, медведь, белка, олень, дупло, нора, логово, берлога.
Предварительная работа: загадывание загадок, рассматривание картинок и беседы о диких животных, чтение художественной литературы
вход в НОД
Дети входят в зал.
Воспит.: Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, поздороваемся с ними (здороваются). Приглашаю вас встать в круг.
Мимический этюд «Улыбка»
Воспит.: Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Улыбнитесь! Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться шире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек. Дышите и улыбайтесь. Ваши улыбки зажглись и озарили все вокруг. Выполняйте движения вместе со мной.
Идет снежок, дует холодный ветерок,
Мороз за щеки кусает, когда это бывает? (зима)
Какое сейчас время года? (зима)
Восп-ль: Сейчас мы это проверим?
Словесная игра «Да – нет»
Зимой цветут деревья?
Зимой растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Метели зимой бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки крепко спят?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи прилетают?
Часто – часто льют дожди?
Надеваем шубки мы?
Солнце греет очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же нужно делать
Чтобы нам пойти гулять?
(одеться по-зимнему: штанишки, кофта, куртка, шапка, шарф, валенки)
Восп-ль: Закрыли глазки, покружились. Открыли глазки. Куда мы попали?
Слайд 1 (зимний лес).
Что-то я не пойму, почему в лес? Что мы здесь будем делать? Идти невозможно (много снега), снег с деревьев будет сыпаться на нас. Я на такую прогулку не согласна. Надо возвращаться.
Голос (мотивация)
"Здравствуйте мои маленькие друзья, не спешите покинуть лес. Я Лесная Фея. В нашем лесу случилась беда, все лесные жители пропали, их испугал сильный шум людей. Я знаю, что вы очень добрые и храбрые дети, поэтому обращаюсь к вам: - Помогите, пожалуйста, вернуть лесных жителей, им очень плохо без леса, и без них очень скучно и тихо в нашем лесу.
Восп-ль: Что будем делать? (мнения детей)
Восп-ль: Будем помогать лесным жителям? (Да)
Попробуем, ведь Лесная Фея считает нас какими? (добрыми, храбрыми)
Ну, раз вы согласны, мне делать нечего, придется остаться.
Восп-ль: Почему исчезли животные? (испугал сильный шум людей в лесу)
Мы тоже в лесу, значит в гостях, должны соблюдать правила поведения. Какие они?
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Деревьев ветки не ломай, мусор убирай, из рогатки не стрелять.
В лес приходят отдыхать.
Воспитатель: Вперед. Снег глубокий. Ноги ставим широко.
Что это? (под деревом, на снегу сидят птицы).
Восп-ль: Почему на снегу. Где должны сидеть птицы? (На дереве)
Какие птицы?
(Снегирь - красногрудый, сорока - белобока, синица - желтогрудая, воробей, дятел – пестрый разноцветный, сова - большеглазая)
Оживили птиц, посадили их на ветки деревьев.
Слайд 2
Восп-ль: Какие это птицы? (зимующие)
Восп-ль: Кто еще живет в лесу? (дикие животные)
А где же они?
Слайд 3
Крик сороки
Сорока нас хочет проводить в Лесную школу (сундучок.)
Ой, волшебный сундучок,
Всем ребятам он дружок.
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там? (задания)
2.Дидактическая игра (дети сели на стульчики)
Дети, как вы думаете, что означает слово «лес»? (обсуждения детей).
А где мало деревьев, как можно назвать? (лесок, лесочек)
Лес, где растут одни березы, как называется? (роща)
А если только одни сосны? (бор)
Что хорошего в лесу? (ответы детей) Что плохого можно сказать про лес?
3.Игра "Наоборот"
Деревья высокие - а кусты …
Летом жарко - а зимой…
Ночью темно - а днем…
Заячьи ушки длинные - а у мышки…
Лед твердый – а снег…
Дорога широкая – а тропинка…
Заяц маленький – а медведь…
4. «Чья тень»
А вот и животные. От них осталась только тень. Как нам вернуть животным прежний вид, оживить их и вернуть в лес.
(Составить мини-рассказ о животном, индивидуально по выбранной карточке). Ответы детей.
Слайд 4
По рассказу (загадке) детей появляются на экране фото животных
Заяц серый маленький, пушистый, длинноухий. Зимой надевает белую шубу. Спит заяц под кустом, а если стоят морозы, роет себе в снегу глубокую норку. Ест корешки растений, молодые побеги кустарников, зимой грызет кору деревьев. Заяц травоядный.
Белка, как и заяц, меняет свою шубку. Летом она рыжая, а зимой – серая. Белка очень запасливый зверек. Возле своего дупла устраивает множество тайников, где хранит орехи, желуди, шишки. Живет белка в уютном и теплом дупле
Лиса рыжая, большая, пушистая, хитрая, живет в норе, ловит мышей, зайцев, ворует кур, гусей. Лиса хищное животное. Таких животных, которые питаются другими животными, называются - хищники
Волк хищное животное. Он питается чем угодно, когда голодный может нападать даже на людей. Волки живут стаями. Волков называют санитарами леса, потому что они ловят старых и больных зверей.
Лось – самый большой зверь, живущий в наших лесах. Ноги большие, длинные, копыта широкие, легко передвигается по снегу. Копытами может убить волка. Волк – основной враг лося. Лось питается корой и ветками деревьев.
Физминутка
Дикие животные
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
Восп-ль: Что перед вами (головы и хвосты). Как думаете, что случилось? (животные потеряли свои хвосты)
5. Игра «Чей хвост»
Восп-ль:
6. Игра «Назови ласково»
медведь - мишка
волк - волчок,
лиса - лисичка,
заяц - зайчик,
белка – белочка
Слайд 6
Животные в лесу.
Восп-ль: у каждого животного, как и у нас, есть свое жилище. Назвать домики этих животных
У лисы – нора (лиса живет в норе)
У медведя – берлога (медведь спит в берлоге)
У волка – логово (волк живет в логове)
У белки – дупло (белка живет в дупле)
У мышки – норка (мышка живет в норке)
Восп-ль: Как вы думаете, мы помогли Лесной Феи и диким животным. (мнения детей)
Голос Феи: Спасибо, мои маленькие друзья, вы настоящие, помощники и друзья.
Восп-ль: Мы всех зверей спасли. Лесная Фея очень рада. А мы с вами должны запомнить, какое правило пребывания в лесу (не шуметь)
Давайте попрощаемся с лесом и его жителями. На ладошку прошепчем добрые пожелания и подарим лесу.
Лесная Фея нам подарок от зверей оставила (раскраски, изображениями лесных жителей), она уверена, что вы сможете их нарядить в красивые шубки.
Нам пора возвращаться домой.
Мимический этюд
Закрыли глазки, покружились (музыка), открыли глазки. Вот мы и дома.
Покажите своей улыбкой, глазками, щечками, какое у вас настроение от того, что вы помогли Лесной Феи вернуть в лес диких животных.
Какую помощь вы еще можете оказать (ответы детей).