Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательные области: Познание, Социум
Раздел: Естествознание
Тема:Кто живет в аквариуме?
Цель: Расширение представлений об обитателях уголка природы. Развитие представлений детей через организацию элементарной самостоятельной экспериментальной деятельности. Воспитание бережного отношения к природе, к живым объектам.
Предварительная работа:Посильная трудовая деятельность; рассматривание иллюстраций, фотографий; просмотр презентаций; прослушивание аудиозаписи; отгадывание загадок, элементарная экспериментальная деятельность, заучивание стихотворения.
Оборудование и материалы: иллюстративный материал по теме, азбука-тетрадь, цветные карандаши, аквариум с рыбками, оборудование, корм для рыбок.
Словарная работа:аквариум, вуалехвост, золотая рыбка, чешуя, плавники, хвост.
Полиязычие: балық-рыба-fish
Этапы деятельности
Действия педагога
(способы, методы, приемы)
Деятельностьдетей
Мотивационно - побудительный
Педагог создаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность с помощью художественного слова.
Актуализация имеющихся знаний.
Воспитатель предлагает детям собрать разрезные картинки. Интересуется, кто изображён на картинка? Где они обитают? Как мы называем рыбок, которые живут в уголках природы и в наших домах? Декоративные рыбки или аквариумные рыбки.
Нацеливает на познавательную деятельность.
Трава и гроты-крошки,
Прозрачная вода…
Играют в нём рыбёшки —
Там рыбья чехарда.
Смотрю, одна из рыбок
Мне машет плавничком -
Рассказывает, видно,
О жизни за стеклом.
М. Придворов
Участвуют в игровой деятельности. Отгадывают загадку про рыбок: «У родителей и деток вся одежда из монеток».
Демонстрируют познавательный интерес.
Организационно-поисковый
Предлагает рассмотреть рисунки в азбуке-тетради, ответить на вопросы: Что изобразил художник на рисунке?(аквариум с рыбками) Что вы знаете о рыбках? Как называется домик для рыб? Что есть в аквариуме? Знакомит с рыбками: гуппи, вуалехвостики, меченосцы, сомики.
Проблемный вопрос: Чем они отличаются от нас, людей?
Всю остальную информацию педагог дает после высказывания детей: нет рук, ног; нет шерсти, а есть чешуя, плавники, дышат жабрами (схематический рисунок).
Предлагает провести наблюдение за рыбками в аквариуме и определить, каким способом передвижения пользуются рыбы, чем они питаются.
Динамическая пауза
Интересуется у детей, где живут рыбки? (в воде). Что для жизни им нужно? Как человек может заботиться о рыбках?
Как появляются рыбки?
Задания в азбуке-тетради
Проблемный вопрос: если выпустить этих рыбок в речку, они смогут жить там? Как они себя будут чувствовать?
Предлагает покормить рыбок. Рассказывает, что любят есть рыбки и как их нужно правильно кормить.
Как вариант
Воспитатель предлагает принять участие в моделирование «Каждому свой дом». Раздаёт детям картинки с изображением различных объектов живой природы и рукотворного мира. У педагога остаются большие карты с изображением мест обитания или нахождения этих объектов.
Называют части тела рыбок: тело, хвост, голова, плавники, жабры. Описывают, какие они на ощупь: тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.
Отмечают, что в аквариуме есть камушки, водные растения, улитки
Перечисляют характерные особенности.
Рассматривают в азбуке-тетради модель «Рыбы». Рассказывают Лисёнку, что есть у рыб.
Отмечают размер рыбок: большие или маленькие. Части тела. Какой формы рот. Где расположены глаза. Разные по окраске. Показывают, как плавают рыбки – то поднимаются вверх, то опускаются вниз. Двигает хвост, изгибает его. Он помогает ей плавать. Плавая, она быстро-быстро шевелит хвостом и плавниками.
Вместе встали все скорей,
Дружно выстроились в ряд
В рыбок превратились враз.
Рыбки плавают, ныряют
В чистой тепленькой воде:
То согнуться, разогнуться,
То зароются в песке.
А теперь вздохнули дружно
И вернулись в дом к себе.
Рассуждают, что рыбки не могут жить в любой воде, например, в луже.Кроме воды рыбам нужно многое другое: свет, тепло, растения, корм. Человек должен кормить рыбок и менять им воду в аквариуме.
Рыбы мечут икру, а из икринок вылупляются рыбки, сначала маленькие, а затем они вырастают.
Обведи рыб, которые не могут жить в аквариуме.
Дорисуй рыбке чешую.
Рассуждают.
Участвуют в практической деятельности.
Дети смотрят на карточки и ищут свой домик: медведь – лес, берлога, собака – будка, дом, рыба – река, аквариум, цветок – клумба, сад.
Рефлексивно
Педагог использует один из приёмов рефлексии:
На сколько подрос: сидя, стоя, подтянуться.
Рассказывают, что интересного узнали. Было ли трудно или легко. Интересно или скучно. Делятся эмоциями.
Ожидаемый результат:
воспроизводит: названия рыб, строение рыбы, среда обитания рыбы - вода.
понимает: сходства и различиях между рыбками, необходимости создания условий для рыб в аквариуме.
применяет: навыки ухода за рыбами.