Создает условия для ознакомления с обитателями пресных водоемов, их взаимоотношения. формирует правила поведения в близи водоемов, бережное отношение к окружающей природе, развивает интерес к предмету окружающий мир
Ход урока:
Организационный момент. (1 минуты)
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Актуализация опорных знаний.
Ребята, на предыдущих уроках, мы изучали с вами природные сообщества.
Кто мне ответит, что такое природное сообщество? (Природное сообщество – это совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. )
Проверка домашнего задания (8 минут)
Задание № 1.
А вот каким сообществом является удивительная местность, описание которой дается в карточке, мы с вами сейчас определим. Прочитайте самостоятельно, не торопитесь, будьте внимательными.
Работа с текстом: ( карточки, слайд)
Как красива и живописна наша местность. Издалека заметны клевер, тысячелистник. Привлекает внимание растения с интересным названием мышиный горошек. Над цветочками мелодично напевает песенку плела, порхают бабочки, возле ваших ног прыгает кузнечик. А недалеко в траве спряталась перепёлка.
(Луговое сообщество.)
А почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами. (Луг – это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые.)
Задание № 2.
Используя названия растений, насекомых и птиц, которые встречаются в тексте, составьте цепи питания:
Цепь питания отражает тесную взаимосвязь в самом природном сообществе (между растениями, животными, микроорганизмами), но а природные сообщества тоже между собой взаимосвязаны.
На нашем слайде мы видим травянистую растительность луга, а вдалеке можно заметить воду. Она необходима всему живому на Земле.
У Антуана де Сент Экзюпери есть замечательные строки о этом веществе. Учитель: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни: ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснишь только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы.
Ты - величайшее в мире богатство… Антуан де Сент Экзюпери
2. Сообщение темы и плана урока.(5 минут) Учитель: А как наша сегодняшняя тема связана с водой помогут знания русского языка, а в частности состав слова. На магнитной доске мы видим с вами слова….
Возьмите корень из слова подводный, соединительную гласную из слова водопад, корень из слова подъём, и окончание из слова океаны.
Какое слово у вас получилось?
Слад 3(анимация, щелчок)
(Вод-о-ём-ы.)
Учитель: Это главное слово в нашей теме, а полностью как звучит тема, давайте прочитаем вместе «Жизнь в пресных водоёмах» (Читают дети)
О каком природном сообществе будем говорить на уроке? (Пресный водоем)
Учитель :
– По ходу нашего урока мы найдем ответы на вопросы:
(Вопросы читают ученики).
– Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?
- Какие бывают водоемы?
– Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?
Учитель : Узнаем, какое сообщество растительного и животного мира существует в пресных водоемах, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества.
Создадим модель пресного водоема и рассмотрим связи, которые существуют в нем.
А некоторые ученики получат возможность (если заинтересуются темой) подготовить интересные сообщения, кроссворды, написать сказку по нашей теме.
4. Изучение нового материала. (20 минут)
Учитель: Мы с вами знаем, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие?
Дети: Водоёмы бывают естественные и искусственные, пресные и соленые.
Учитель: А какие водоемы мы называем естественными…, искусственными?
Дети: ………….
Учитель: приведите примеры искусственных и естественных водоемов.
Дети: ………….
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о пресных водоемах. Из нашего списка я исключаю море и океан, эти водоёмы не связаны с нашей темой.
Учитель: Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Давайте понаблюдаем за ними.
Проведем физкультминутку.
Физкультминутка 1 мин.
Идем по лугу, переступаем с кочки на кочку, подходим к водоему, одеваем маски плывем, отодвигаем водоросли, любуемся на рыбок, рассматриваем жучка плавунца, раздвигаем камыш, и выходим на берег.
Учитель: Вы неоднократно наблюдали за водоемами. Когда приходишь к озеру, пруду или реке, то видны лишь некоторых его обитатели.
– В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок. Их можно хорошо рассмотреть под микроскопом.
Некоторые растения прикрепляются ко дну своими корнями, а стебли и листья поднимаются над водой .
Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.
Рогоз - это высокие водные травы, листья у него длинные, лентовидные, часто превышающие длину стебля. На стебле коричневая головка, очень часто рогоз называют камышом.
Тростник - образует обширные заросли по берегам водоемов, соцветие — густая метёлка.
Корни кувшинок и желтых кубышек находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране.
Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять.
Есть и такие растения которые ко дну совсем не прикрепляются, а плавают на поверхности водоема, это ряска.
Походная история:
Однажды мы с ребятами отправились в поход, наш привал мы устроили на берегу озера. В этом озере мы увидели удивительное растение, а называлось оно Чилим или как говорят в народе Водяной орех, Каляный орех.
(Чилим внесён в Красную книгу Брянской области, поскольку находится под угрозой исчезновения, это древнее растение)
Давайте выполним с вами задания в рабочих тетрадях на стр. 82
Какую роль выполняют растения в водоеме?
Найдите ответ на стр. 179 в учебнике
растения
водоемов
→ дают кислород;
→ пища для животных;
→ дом для животных.
А теперь давайте понаблюдаем за животным миром.
В воде и около нее обычно много обитателей животного мира: это пресноводные, насекомые, моллюски, водоплавающие птицы.
Про них расскажут ребята которые готовили дополнительный материал к уроку.
1 ученик «Клоп – водомерка»
Клопы-водомерки толчками скользят по поверхности воды, как на лыжах. Кончики лапок водомерки покрыты густыми волосками и смазаны жировым веществом. Это помогает водомерке удерживаться на поверхности воды. Водомерка относится к хищным насекомым.
2 ученик «Жук – плавунец»
Жук-плавунец - большой черный, блестящий жук. Он поднимается с глубины на поверхность воды, чтобы набрать воздуха. При движении лапки его работают как весла. Плавунец - хищник. Он часто нападает не только на насекомых, но и на мелких рыбок.
Рассказ учителя о рыбах, головастиках раках, лягушках
В толще воды плавают не только жуки-плавунцы, но и растительноядные головастики лягушек и жаб, разные виды рыб, например карась, щука. Карась питается растениями, личинками насекомых, а вот щука относится к хищным рыбам.
На дне водоемов живут речные раки, они питаются остатками мёртвых животных.
А еще там обитают двустворчатые моллюски.
3 ученик «Двустворчатые моллюски»
Обитают на дне водоёмов и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок – створок. Питаются они очень интересно. Моллюски всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.
Итак, в водоемах обитают разнообразные живые организмы.
Просмотр содержимого документа
«Жизнь в пресных водах »
Урок27.Жизнь в пресных водах
Цели деятельности учителя:создать условия для ознакомления с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями; формулирования правил поведения, направленных на охрану обитателей водоема; определение границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни пресного водоема; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Тип урока:комбинированный.
Планируемые результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
Ребята, на предыдущих уроках, мы изучали с вами природные сообщества.
Кто мне ответит, что такое природное сообщество? (Природное сообщество – это совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. )
Проверка домашнего задания (8 минут)
Задание № 1.
А вот каким сообществом является удивительная местность, описание которой дается в карточке, мы с вами сейчас определим. Прочитайте самостоятельно, не торопитесь, будьте внимательными.
Работа с текстом: ( карточки, слайд)
Как красива и живописна наша местность. Издалека заметны клевер, тысячелистник. Привлекает внимание растения с интересным названием мышиный горошек. Над цветочками мелодично напевает песенку плела, порхают бабочки, возле ваших ног прыгает кузнечик. А недалеко в траве спряталась перепёлка.
(Луговое сообщество.)
А почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами. (Луг – это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые.)
Задание № 2.
Используя названия растений, насекомых и птиц, которые встречаются в тексте, составьте цепи питания:
Цепь питания отражает тесную взаимосвязь в самом природном сообществе (между растениями, животными, микроорганизмами), но а природные сообщества тоже между собой взаимосвязаны.
На нашем слайде мы видим травянистую растительность луга, а вдалеке можно заметить воду. Она необходима всему живому на Земле.
У Антуана де Сент Экзюпери есть замечательные строки о этом веществе. Учитель: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни: ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснишь только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы.
Ты - величайшее в мире богатство… Антуан де Сент Экзюпери
2. Сообщение темы и плана урока.(5 минут) Учитель: А как наша сегодняшняя тема связана с водой помогут знания русского языка, а в частности состав слова. На магнитной доске мы видим с вами слова….
Возьмите корень из слова подводный, соединительную гласную из слова водопад, корень из слова подъём, и окончание из слова океаны .
Какое слово у вас получилось?
Слад 3(анимация, щелчок)
(Вод-о-ём-ы.)
Учитель: Это главное слово в нашей теме, а полностью как звучит тема, давайте прочитаем вместе «Жизнь в пресных водоёмах» (Читают дети)
О каком природном сообществе будем говорить на уроке? (Пресный водоем)
Учитель :
– По ходу нашего урока мы найдем ответы на вопросы:
(Вопросы читают ученики). – Что растёт и кто живёт в пресном водоёме? - Какие бывают водоемы? – Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?
Учитель : Узнаем, какое сообщество растительного и животного мира существует в пресных водоемах, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества.
Создадим модель пресного водоема и рассмотрим связи, которые существуют в нем.
А некоторые ученики получат возможность (если заинтересуются темой) подготовить интересные сообщения, кроссворды, написать сказку по нашей теме.
4. Изучение нового материала. (20 минут)
Учитель: Мы с вами знаем, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие?
Дети: Водоёмы бывают естественные и искусственные, пресные и соленые.
Учитель: А какие водоемы мы называем естественными…, искусственными?
Дети: ………….
Учитель: приведите примеры искусственных и естественных водоемов.
Дети: ………….
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о пресных водоемах. Из нашего списка я исключаю море и океан, эти водоёмы не связаны с нашей темой.
Учитель: Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа . Давайте понаблюдаем за ними.
Проведем физкультминутку.
Физкультминутка 1 мин.
Идем по лугу, переступаем с кочки на кочку, подходим к водоему, одеваем маски плывем, отодвигаем водоросли, любуемся на рыбок, рассматриваем жучка плавунца, раздвигаем камыш, и выходим на берег.
Учитель: Вы неоднократно наблюдали за водоемами. Когда приходишь к озеру, пруду или реке, то видны лишь некоторых его обитатели.
– В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок. Их можно хорошо рассмотреть под микроскопом.
Некоторые растения прикрепляются ко дну своими корнями, а стебли и листья поднимаются над водой .
Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.
Рогоз - это высокие водные травы, листья у него длинные, лентовидные, часто превышающие длину стебля. На стебле коричневая головка, очень часто рогоз называют камышом.
Тростник - образует обширные заросли по берегам водоемов, соцветие — густая метёлка.
Корни кувшинок и желтых кубышек находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности. Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране.
Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять.
Есть и такие растения которые ко дну совсем не прикрепляются, а плавают на поверхности водоема, это ряска.
Походная история:
Однажды мы с ребятами отправились в поход, наш привал мы устроили на берегу озера. В этом озере мы увидели удивительное растение, а называлось оно Чилим или как говорят в народе Водяной орех, Каляный орех.
(Чилим внесён в Красную книгу Брянской области, поскольку находится под угрозой исчезновения, это древнее растение)
Давайте выполним с вами задания в рабочих тетрадях на стр. 82
Какую роль выполняют растения в водоеме?
Найдите ответ на стр. 179 в учебнике
растения
водоемов
→ дают кислород;
→ пища для животных;
→ дом для животных.
А теперь давайте понаблюдаем за животным миром.
В воде и около нее обычно много обитателей животного мира: это пресноводные, насекомые, моллюски, водоплавающие птицы.
Про них расскажут ребята которые готовили дополнительный материал к уроку.
1 ученик «Клоп – водомерка»
Клопы-водомерки толчками скользят по поверхности воды, как на лыжах. Кончики лапок водомерки покрыты густыми волосками и смазаны жировым веществом. Это помогает водомерке удерживаться на поверхности воды. Водомерка относится к хищным насекомым.
2 ученик «Жук – плавунец»
Жук-плавунец - большой черный, блестящий жук. Он поднимается с глубины на поверхность воды, чтобы набрать воздуха. При движении лапки его работают как весла. Плавунец - хищник. Он часто нападает не только на насекомых, но и на мелких рыбок.
Рассказ учителя о рыбах, головастиках раках, лягушках
В толще воды плавают не только жуки-плавунцы, но и растительноядные головастики лягушек и жаб, разные виды рыб, например карась, щука. Карась питается растениями, личинками насекомых, а вот щука относится к хищным рыбам.
На дне водоемов живут речные раки, они питаются остатками мёртвых животных.
А еще там обитают двустворчатые моллюски.
3 ученик «Двустворчатые моллюски»
Обитают на дне водоёмов и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок – створок. Питаются они очень интересно. Моллюски всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.
Итак, в водоемах обитают разнообразные живые организмы.