Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по патриотическому воспитанию: "Россия - Родина моя"»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию
(для старшего дошкольного возраста)
Тема: «Россия – Родина наша» (итоговое занятие)
Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников.
Программное содержание:
- продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;
- познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;
- продолжать знакомить детей с Белгородской областью; дать представление о том, что Ракитное является частью Белгородской области;
- продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;
- закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг);
- обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;
- развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;
- продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;
- продолжать учить детей понимать и объяснять суть пословиц.
Оборудование: карта мира, карта Белгородской области, глобус; иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг); герб посёлка Ракитное; гербы других стран и городов; портрет президента и губернатора Белгородской области; монеты и предметы с изображением различных гербов; рисунки детей по теме: «Мой любимый город».
- чтение художественной литературы о родной стране;
- заучивание стихотворений о родной Земле;
- рассматривание семейных фотографий;
- беседы по темам: «Моя Родина», «Моя семья», «Мой любимый посёлок», «Достопримечательности нашего посёлка», «Я русский Человек»;
- конкурс на лучший рисунок по теме «Мой посёлок».
Ход занятия:
Воспитатель – экскурсовод встречает детей:
(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)
Воспитатель: - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?
Дети:(о родном месте, о нашей Родине, )
Воспитатель: - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. А как называется наша страна, кто знает?
Дети: (Россия)
Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. В России самые большие и многоводные реки, самое глубокое озеро – Байкал. Как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?
Дети:( это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна )
Воспитатель: Ребята, мы с вами так много говорили о нашей Родине, читали рассказы и стихи о ней, рисовали рисунки о стране, в которой мы живем. И сегодня, я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, на сколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то новое для себя. Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания? Итак, вперед…
Станция №1 «Адрес моей страны»
Воспитатель:мы живем в огромной прекрасной стране. Это большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия)
Один из ребят читает, заранее выученное, стихотворение «Наш дом»:
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Далее воспитатель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он – Евразия.
Воспитатель:Ребята, а как называем мы людей которые живут в нашей стране? (россияне)
Далее воспитатель предлагает детям отыскать свою страну на глобусе.
Воспитатель:Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент).Воспитатель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. Воспитатель показывает портреты президента страны и губернатора Белгородской области. Интересно, а как же эти люди стали президентом или губернатором? (воспитатель уточняет, что их выбрал народ).
Станция №2 «Знаки и символы»
Воспитатель: - вторая наша станция называется «Знаки и символы». Обратите внимание на эти иллюстрации, у них есть что-то общее. Кто знает, что на них изображено? (гербы). Эти гербы разных стран. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение. Давайте найдем герб нашей страны, и посмотрим на него внимательнее…
Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:
Орел – царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону … Итак, герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
Далее все вместе рассматриваем другие гербы. Находят сходство и отличия нашего герба от других гербов.
Воспитатель:Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг)
Воспитатель: Как выглядит флаг нашей страны? С чем мы сравниваем эти цвета? (ответы детей)
Далее воспитатель показывает детям флаги других стран, на которых есть такие же цвета как на нашем флаге (например: Чехия, Югославия, Словения, Хорватия)
РебБерегите Россию, нет России другой. Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, этот хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была, Чтобы нас от беды в трудный час сберегла. Ей неведомы страхи, и крепка её сталь. И последней рубахи ей для друга не жаль.
Станция №3 «Плясовая»
Воспитатель предлагает детям вспомнить еще одну отличительную особенность России от других стран. Это русские – народные танцы. Все дружно вспоминаем русские – народные движения. Затем, детям предлагается под музыку станцевать русский – народный танец
Станция№4 «Мой посёлок»
Здравствуй, Родина моя!
1 реб. Утром солнышко встаёт.
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я –
Здравствуй улица моя
Я пою, и в вышине,
Подпевают птицы мне,
2 реб. Травы шепчут мне в пути,
Ты скорей, дружок , расти.
Подпеваю травам я,
Подпеваю ветрам я,
Подпеваю солнцу я –
Здравствуй, Родина моя!
Воспитатель:Следующая станция «»Расскажи о своем посёлке». Посмотрите на картинки, фотографии, рисунки…вы узнаете этот посёлок? (Ракитное).
Воспитатель:Ребята а вы знаете, что у нашего посёлка, тоже есть свой герб?
Ребята рассматривают герб посёлка Ракитное, выясняют его особенность и сравнивают его с гербами других городов:
Санкт-Петербург: два серебряных якоря и золотой скипетр говорят о том, что город стоит на реке, является морским портом; скипетр напоминает о том, что город был столицей Российской империи.
Саратов: город связан с водой, изобилие рыбы.
Петропавловск – Камчатский: особенность природы – три извергающих вулкана.
Ярославль: медведь – лесной край, медведь символ мудрости и силы. Княжеская шапка – корона, повествует о том, что город этот древний.
После этого, воспитатель показывает детям отдельную карту Белгородской области, на которой они вместе находят свой посёлок. Смотрят, какие еще города есть в Белгородской области.
Воспитатель:Ребята, что вы можете рассказать про свой посёлок? Какие улицы вы знаете? Назовите самые любимые места в поселке, которые вы посещали вместе с родителями. (рассказы детей).
При составлении рассказа можно смотреть на рисунки, фотографии.
Станция №5 «Моя семья»
Воспитатель: - эта станция называется семейная (обращает внимание детей на семейные фотографии). Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья). Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники). Как вы думаете, в нашем посёлке живет много семей? Как можно назвать человека, который родился и живет в Ракитном? (ракитянец).
Станция №6 «Финишная»
Воспитатель:Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы с вами живем?
2. Как называется наш посёлок?
3. На какой улице ты живешь?
4. Что изображено на российском гербе?
5. Как называет людей, которые живут в Белгородской области? В посёлке Ракитное?
6. Какие цвета присутствуют на Российском флаге?
7. Какие города Белгородской области ты знаешь?
8. На каком материке мы живем?
9. Зачем стране нужен флаг?
10. Кто управляет нашей страной?
11. Назови столицу нашего государства?
12. Объясни пословицу «Всякому мила своя сторона», «Родная сторона мать, а чужая-мачеха».
Воспитатель: в заключении позвольте вам прочитать стихотворение «Моя Родина»: