ТЕМА: РОССИЯ - РОДИНА МОЯ
Цели:
-развивать познавательный интерес к государственной символике своей Родины;
Задачи:
А) образовательные:
· Знакомство с основными символами государства, с происхождением и историей российского герба и флага, с их функциональным предназначением, с символическим значением цветов и образов;
Б) развивающие:
· Способствование развитию познавательного интереса, истории своей страны;
В)воспитательные:
· Воспитание у обучающихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотических чувств, формирование чувства гордости за свою Родину.
Оборудование: презентация Power Point, конспект, карта мира, ребус, аудио записи песен, цветные ленты
Ход занятия.
Учитель: Сегодня, ребята, наш классный час посвящён Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире. Мы познакомимся с символами нашего государства.
Что к ним отнесем?
Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Учитель:
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
Но вначале назовите слова, которые являются для вас самыми дорогими и родными на свете.
Уч-ся: Мама, друг, школа,.
Учитель: Да, всё правильно. Но есть ещё одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете ребус. (Р 1 А) – закрыт на магнитной доске из магнитных цифр и букв
Уч-ся: Родина.
Учитель: Правильно! Молодцы! Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.
Ученик:
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
Беседа.
Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас?
( леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, родители, друзья…)
Ученик: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
Учитель: Как называется наша Родина?
Уч-ся: Россия или Российская Федерация.
Учитель: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Показываю на карте Россию) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
Посмотрите, на карте России много голубого цвета. Что это обозначено? ( Это моря, реки и озёра.) Очень красива и богата наша страна.
Учитель: А какой самый главный город нашей страны?
Уч-ся: город Москва.
Слайды по ходу чтения стихов
Город чудный, город древний.
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах!
Сколько храмов, сколько башен
На святых твоих холмах!
На твоих церквях старинных
Вы растают дерева.
Глаз не схватит улиц длинных -
Это - матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У Ивана-звонаря?
Кто царь-колокол поднимет?
Кто царь-пушку повернет?
Шляпу, кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный.
Коренной России град!
Физкультминутка : Гр. «Непоседы» «Моя Россия»
Какой символ можем увидеть на представленном слайде?
Слайд
А над Кремлем развевается государственный флаг. Флаг – это символ государства.
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом». Он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты родной земли.
Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам.
Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл.
С чем у вас ассоциируются цвета флага?
Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации.
Учитель: На каких зданиях нашего города можно увидеть герб и флаг?
Следующий символ это герб
Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображённый на флагах, монетах, печатях и других государственных документах. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено?
Учитель: Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета.
Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации.
На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах.
Учитель: На каких зданиях нашего города можно увидеть герб и флаг?
Учитель: Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную
песню, называемую гимном. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Скажите, в каких ситуациях исполняется гимн страны?
Ученик: Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Учитель: Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой
торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков.
Игра «Собери пословицу».
Учитель: Наш народ любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и
поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Самостоятельная работа обучающихся
Г. Струве «У моей России.»
Ребята, попробуйте нарисовать, что для вас Россия
Рефлексия
Учитель: Ребята, любите свою родину, берегите ее, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России!