Тема: Звук Ч.
Цель: обучение правильному произношению звука Ч.
Задачи:
- Формирование у детей правильного произношения звука Ч.
- Обучение детей анализу и синтезу односложных слов типа «кот» и двусложных слов типа «ручка».
- Обучение детей составлению предложений с разделительным союзом «или».
- Коррекция и развитие фонематического слуха.
- Коррекция и развитие логического мышления.
- Воспитание любознательности на занятии.
Оборудование: предметные картинки на Ч, карточки-схемы слов, тетради, ручки, набор разрезных картинок, циферблат.
Ход занятия
1. Организационный этап.
– Сейчас сядут на свои места те дети, чьи имена я произнесу ласково.
– А теперь садятся все остальные.
2. Актуализация знаний и умений.
– Сейчас я буду давать вам команду. А вам нужно ее выполнить.
– Рома, прыгай!
– Вера, покорми рыб! И т. д.
3. Объяснение нового материала.
Детям раздаются картинки, на которых изображены различные предметы (чайник, ключ, мяч, кирпич и т. д.). Они четко проговаривают слова, выделяют звук, который встречается во всех этих словах, определяют его позицию.
– Какой звук встречается во всех этих словах?
– А какой это звук?
– Как он правильно произносится?
4. Воспроизведение слоговых рядов:
– Давайте повторим за мной ряд слогов: ач – уч – ач – ыч, яч – еч – ич – юч, уч – оч – ач – ыч, юч – яч – ич – еч, ыч – оч – уч – ач, яч – юч – ич – еч.
– Произнесите столько раз слог АЧ, сколько услышите хлопков.
– Прослушайте слова и назовите те из них, которые обозначают:
- родственные отношения (дочь, дочка, внучка);
- профессии (врач, учитель, почтальон);
- растения (ячмень, гречиха, черника);
- птиц (рябчик, грач).
5. Игра «Измени слово»
– Измените слова так, чтобы слышался звук Ч: река – (речка) рука – (ручка) лиса – (лисичка) паук – (паучок).
– Запишите отгадки в клетках схемы:
Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)
Упадет – подскочит,
Ударишь – не плачет. (Мячик)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка)
6. Произнесение чистоговорок.
– Правильно произнесите чистоговорку:
Чу-чу-чу - чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу,
Ча-ча-ча - ча-ча-ча – Горит яркая свеча.
Чи-чи-чи - чи-чи-чи – Сели мы вокруг свечи,
Че-че-че - че-че-че – Почитаем при свече!
Ча-ча-ча - ча-ча-ча – Догорела вся свеча.
7. Игра «Веселая викторина».
На циферблате нарисованы картинки: бочка, удочка, чулочки, кот, мак, лампочка, веточка, ручка.
– Рассмотрите картинки и назовите слова, состоящие из трех слогов. Далее детям раздаются карточки со слогами.
– Прочитайте слоги и добавьте буквы, чтобы получились слова (ма-к, ко-т, ра-ма и т. д.).
8. Игра «Расскажи, что ты хочешь делать?».
На столе у детей лежат конверты с предметными картинками (книга, качели, чемодан, карандаш, печенье).
– Придумайте действия, которые можно выполнить с этими предметами (в названии действий обязательно должен быть звук Ч) и расскажите, что вы хотите делать. Например: «я хочу читать книгу; качаться на качелях; чинить чемодан; точить черный карандаш; печь печенье».
9. Итог занятия.
– С каким звуком мы сегодня познакомились?
– А чем еще мы сегодня занимались?
– Умницы!
Дифференцированная оценка работы детей.