Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Подводное царство"»
Конспект открытого занятия по продуктивной деятельности в средней группе «Подводное царство»
Программное содержание
1. Закреплять знания детей о жизни морских обитателей, их особенности приспособления к подводному миру.
2. Продолжать учить детей рисовать водоросли с помощью трубочки, используя прием «раздувания», осьминога с помощью растягивания пластилина, камешки с помощью приема «скатывания бумаги», вносить в рисунок дополнения (рыбки, кораллы, обогащающие его содержание.
3. Упражнять в комбинировании трех разных техник; Вызвать у детей интерес к составлению общей сюжетно-тематической композиции.
4. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с обитателями морского дна.
2. Заучивание физкульминутки.
3. Чтение книг: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка».
4. Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море».
5. Рисование аквариумов.
6. Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», Равель М. «Игра воды».
7. Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «Подводная братва».
Индивидуальная работа: помогать в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается (Алеша Е., Ангелина С., Вадим Г., Влад Ш., Костя Л., приёмом изображения.
Оборудование: проектор; ноутбук; экран; картинки с изображением морских обитателей; картинки с изображением моря; игрушки, изображающие морских обитателей; ватман; трубочки из под сока; пластилин; доски для пластилина; индивидуальные клеенки; салфетки; цветная бумага; ножницы; клей; кисточки для клей; подставки для кисточек; баночки с водой; разведенная гуашь.
Подготовка воспитателя: Приготовить заранее голубой фон на ватмане, дети приклеивают заготовки рыб к нему, а также прорисовывается рамка коллективной работы. Приготовить для первого стола заготовки трубочек из под сока, листы картона зеленого цвета, а также разведенную гуашь для раздувания. Для второго стола - заготовки нарисованных маленьких осьминогов, пластилин серого цвета. Третий стол – листы бумаги разных цветов, клей ПВА.
Используемая литература:
1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации».
2. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада».
3. Ш. Фельдчер, С. Либерман. "400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет".
Организационный момент: Воспитатель заносит в группу пластмассовых рыбок, морскую звезду, ракушки. Воспитатель: Дети, посмотрите, кто это? Дети: рыбки, ракушки, морская звезда. Воспитатель: Ребята, наши гости просят помочь им, а для этого нам необходимо отправиться в подводное царство. Вы готовы посетить и морское царство? Дети: да. Воспитатель: Тогда пройдемте в групповую комнату. (Дети из спальни перемещаются в комнату)
Ход занятия
Воспитатель: У каждого человека есть мечта! И каждый хочет, чтобы она исполнилась. А кто может нам в этом помочь?
Воспитатель: Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к волшебству.
Дети закрывают глаза. Звучит музыка и появляется фото осьминога (слайд №2).
Воспитатель: Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я. (осьминог)
Воспитатель: Это кто? Дети: Осьминог. Воспитатель: У него случилось беда. Ядовитые вещества попали в морскую воду. Морские обитатели заболели. Рыбы стали вялыми, бесцветными, прозрачными, невеселыми. Им нужно помочь. Хотите помочь морским жителям? Дети: Да. Воспитатель: Как мы можем помочь им? Дети: Очистить воду, убрать все ядовитые вещества. Воспитатель: Море прекрасное, море сильное, море огромное (слайд №3). Оно восхищает и удивляет. Оно живое. Воспитатель: Там, в глубине, в пучине вод плывут по своим морским делам и благородный дельфин (слайд №4, и хищница – акула (слайд №5). Как красиво! Волшебный подводный мир. (слайд №6). Как в сказке. А вот разноцветные кораллы, которые похожи на сказочный лес (слайд №7). А это рыба-меч (слайд №8). А это у нас морская черепаха (слайд №9). А это бесстрашный и воинственный краб (слайд №10). Какое красивое волшебное подводное царство! Так и хочется туда попасть. Ребята, а давайте отправимся в подводное царство. Но так как оно волшебное, то надо произнести волшебные слова, - «Куры, муры, буры», которые помогут нам. Воспитатель: Вы готовы помочь морским жителям? Дети: Да.
Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами разделимся на небольшие подгруппы. Каждая подгруппа будет выполнять определенную работу. А в конце нашего путешествия мы соберем одну коллективную работу «Подводное царство». На первом столе бумага зеленого цвета и волшебная трубочка. Сейчас вы убедитесь, что это трубочка волшебная и ей совсем не трудно рисовать. (Показ ребенка как с помощью трубочки и краски можно раздуванием нарисовать красочные водоросли). При показе ребенок должен сам объяснять.
Воспитатель: На втором столе у нас лежат листки синего цвета, на которых с помощью пластилина и ваших пальчиков мы будем растягивать осьминогов. (Показ ребенка). Воспитатель: За третьим столом ребята будут делать камешки для морского дна. Для этого вы берете лист бумаги, мнете его, дальше сформировываете камешек и наклеиваете его на наше морское дно. (Показ ребенка). Ребята, сейчас мы с вами расходимся за столы и приступаем к работе, которая для вас наиболее интересна!
Руководство процессом работы:
1. Ребята, для того, чтобы водоросли у вас получились красивыми, необходимо планомерно дуть в трубочку, не резко!
2. Когда будете делать осьминога – за границы рисунка выходить нельзя! Необходимо пальчиком растирать пластилин, чем равномернее он будет у вас наложен на рисунок, тем он интереснее и правдоподобнее будет похож на настоящего.
3. Бумагу для изготовления камешков мять необходимо недолго, так как она может потерять свой цвет, а также станет не объемной (круглой, а плоской, по этой причине не будет схожа с настоящими камнями.
4. Ребята, заканчиваем рисовать водоросли, и начинаем наклеивать Ваш рисунок на общую работу.
5. Ребята, заканчивает размазывать пластилин, разукрашивать осьминогов, наклеиваем их на наше подводное царство, разместив их так, чтобы они располагались на всей работе, равномерно, иначе работа будет выглядеть некрасиво.
6. Ребята: заканчиваем выполнять камушки и начинаем их наклеивать, равномерно разместив по всему морскому дну.
Физкульминутка
Звезды в небе колышутся кротко (руки подняты вверх, пальцы широко
расставлены, легкое покачивание руками)
В белом тумане качается лодка
В лодке той - чудесные краски (руки опущены вниз, немного разведены в
стороны, раскачивание туловища влево и вправо)
Шепчутся в ней небылицы и сказки (руки к губам, повороты головы влево и вправо).
Лодочку ветер тихонько качает
В подводное царство нас приглашает.
По мере руководством данного процесса воспитатель читает художественное слово.
Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды дельфины (слайд №3).
Живет на дне колючка -
Угрюмый Ёжик-злючка.
За камушки цепляется,
Морской травой питается (слайд №11).
В самом центре океана
Бьет струя, как из фонтана!
Фантастичный, чудный вид
Дарит нам огромный кит (слайд №12!
Дети выполняют работу, по мере готовности наклеивают на ватман, самостоятельно решив, куда им клеить свои готовые работы для создания сюжетной композиции «Морское дно».
Анализ детских работ: Воспитатель: Какие вы молодцы! Скажите мне ребята, куда мы с вами путешествовали? Давайте посмотрим, что у нас получилось. (Дети рассматривают коллективную композицию.) Какие морские животные вам больше всего запомнились, почему? Воспитатель: Эту работу Осьминог унесет в морское царство. Спасибо! Вы спасли морских жителей. Жители подводного царства стали веселыми и разноцветными. За вашу доброту Осьминог о с удовольствием исполнит Baше заветное желание.
Звучит музыка. Дети закрывают глаза и загадывают желания. Воспитатель: Я тоже загадала желание, и оно уже исполнилось! Мне очень хотелось, чтобы смогли помочь морским жителям, и у вас это получилось. Ребята, нам Осьминог оставил подарок. Смотрите, это камешки со дна моря. Но они не простые, их можно съесть, так как они тоже волшебные.