Цель: Совершенствовать знания детей о подводном мире, о морских и речных обитателях.Расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять.Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.Развивать способность вслушиваться в звуки природы.Уточнять и расширять знания детей о рыбах, их внешних признаках.Развивать память, внимание, умение наблюдать, сравнивать, анализировать.Воспитывать интерес ко всему окружающему миру и гуманному отношению к природе;
Материал: Изображение Русалочки, Шкатулка с блестками, листы с изображение морского дна и пресноводного водоема, картинки с изображениями морских и пресноводных обитателей, аудиозаписи и презентации по теме.
Ход занятия.
В-ль: Ребята, Я сегодня получила небольшую посылку с письмом. Знаете от кого? От Русалочки. Она нас приглашает к себе в гости, и хочет познакомить со своими друзьями - подводными обитателями. Хотите?
Дети: Да.
В-ль: А вы знаете, где живет Русалочка? Да - под водой. И как же мы туда попадем, мы ведь не рыбки, не умеем дышать под водой?
Ответы детей: на подводной лодке, в водолазном костюме и т. д.
В-л:. Но ведь у нас этого нет. Но не расстраивайтесь, к Русалочке в гости мы попадем. Она все предусмотрела и прислала нам посылку с подарком – шкатулку, в которой - волшебный жемчужный порошок. Но чтобы ее открыть нужно ответить на несколько вопросов:
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
О ком эти загадки? (о рыбах).
Характеристика рыб (по тексту загадок)
Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские, в реке., в аквариуме.
Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей»
Молодцы! Сейчас я вас посыплю этим порошком, и мы сможем отправиться в подводное царство. Но для того чтобы волшебный порошок заработал нужно отгадать несколько загадок о подводных обитателях. Готовы?
Гроза всей живности морей.
Не знаем мы зубов острей.
Не зубы – острые ножи.
Ты не боишься? Зря… дрожи!
Её боится даже кит,
А безопасна, если спит.
Потрогать можно, раз заснула.
Кто эта рыбина?
(акула)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - …
(Осьминог)
Стая по морю плывёт,
Звук чудесный издаёт,
Любознательны, игривы,
С плавниками, но не рыбы!