Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Муравьи"»
Программные задачи: Развивать у детей интерес к занятию; развивать речь детей; совершенствовать знания о муравьях, их образе жизни; сформировать представление о роли муравьев в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на участке детского сада; загадывание загадок о муравьях; упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник»; рисование «Нарисуй муравья» (рассматривание особенностей внешнего вида насекомого) .
Оборудование: иллюстрации с изображением муравья и муравейника. Природный материал: веточки, хвоинки, сухие листья, земля.
Организация занятия: дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня занятие «Ребенок и окружающий мир» пройдет в необычной форме – мы с вами отправимся в путешествие. Но куда и кого мы встретим вы узнаете чуть позже. А, пока. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Добрый лес». Я буду читать стихотворение и показывать упражнение, а вы повторяйте за мной.
Игра «Добрый лес»
Возле своих стульчиков.
Добрый лес, старый лес Широко разводят руками дети в стороны
Полон сказочных чудес! Повороты вправо и влево с вытянутыми руками
Я иду играть сейчас Ходьба на месте
И зову с собою вас.
Ждет нас на лесной опушке Низко наклоняются и присматриваются
Муравьишка - шустрый,
Муравьишка – работяга. Ходьба с движением «Что-то несут на плече»
Ребята, так как мы в лесу, садитесь каждый на свой пенек.
Дети садятся каждый на свой стульчик.
Ребята, кто нам встретился на пути и ждал нас на лесной опушке?
Дети: На лесной опушке ждал нас муравьишка.
Воспитатель:
Молодцы, правильно. Ребята, посмотрите мы о нем вспомнили, а он тут как тут.
Показ слайда № 2 с изображением муравья.
Воспитатель:
Муравей – это животное, птица или насекомое?
Дети: насекомое.
Воспитатель:
Почему, муравей – это насекомое?
Предлагает рассмотреть муравья.
Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что есть него?
Дети: У муравья есть голова, грудь, брюшко, 6 ножек. На голове глаза, усики.
Воспитатель:
Правильно. У муравья, как и у всех насекомых главными признаками в строение считается: 6 ног, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко. Ребята, как называется дом для муравья?
Дети: Дом у муравья называется муравейник.
Показ слайда № 3 с изображением муравейника.
Воспитатель:
Правильно. Муравейник, ребята, его еще называют муравьиным теремом. Муравьи – великолепные строители. Высота их дома достигает иногда даже более метра. Это просторный дом и удобный дом с вентиляцией. Дом состоит из надземной части (насыпкой) и подземной части с множеством ходов и выходов (камер – комнат) .
Как устроен, ребята, муравейник снаружи, из чего строят его муравьи?
Дети: Муравьи строят дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.
Показ слайда № 4 с изображением хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.
Воспитатель:
Правильно. Как устроен муравейник внутри, ребята?
Дети: Дом состоит из множества ходов и выходов (камер)
Показ слайда № 5 с изображением муравейника в «разрезе».
Воспитатель:
Правильно. Солярий – камера нагревается лучами солнца. Весной, забегают муравьи сюда погреться. «Зимовальная камера» - почему ее так называют?
Дети: В этой камере собираются муравьи, чтобы переждать холода.
Воспитатель:
Муравьи собираются в большой ком и греются друг об друга. «Царская камера» - живет здесь мать-муравьиха, откладывающая яйца. «Мясная камера» - почему ее так назвали?
Дети: Так как здесь хранят добычу свою муравьи (гусениц, бабочек) .
Воспитатель:
Еще здесь есть туалетные камеры, детские». Муравьи содержат свой дом в чистоте. У некоторых муравьев есть подротовые сумки. Они складывают мусор во время уборки туда, а потом выносят его в специальные камеры.
Игра «Кто быстрее построит муравейник? »
Для этой игры мы должны превратиться в муравьев. Закрыли глаза и медленно, кружась, произносим волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья! » а теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьишек!
Дети делятся на 2 команды, строят дом из веточек, хвоинок, земли, сухих листьев. Побеждает тот, кто быстрее построит его. После игры садятся на свои места.
Воспитатель:
Муравьи, живут в муравейнике большой дружной семьей и каждый выполняет свою работу. Как вы думаете, чем могут заниматься муравьи?
Дети: Одни муравьи ухаживают за потомством – это рабочие муравьи (няньки) .
Муравьи, которые строят дом – это муравьи-строители.
Показ слайда № 8 с изображением муравьёв-строителей.
Муравьи, которые добывают пищу – охотники.
Показ слайда № 9 с изображением муравьёв-охотников.
Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой, их поведение?
Дети: Зимой муравьи спят. В остальной период они работают.
Воспитатель:
Начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается и муравейник снова оживает. Пользу или вред приносят муравьи?
Дети: Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки.
Воспитатель:
Правильно. Где много муравьев, не будут жить такие насекомые, как пилильщик, тля и другие. В природе муравьев называют санитарами леса. Ребята, раз муравьи приносят пользу. Как надо заботиться о муравьях?
Дети: Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.
Воспитатель:
Правильно. А, лесники, огораживают муравейники, чтобы никто не причинял вреда этому маленькому народу. Бережное отношение к муравейнику – одно из первых правил общения с лесом.
Показ слайда № 10 с изображением бережного отношения к муравейнику.
Заключительная часть: Ребята, а каком насекомом мы сегодня беседовали?
Что интересного и нового узнали о муравьях?
Что понравилось на занятии?
Итог занятия: Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно все слушали.