Р.Г. Тихонова
- закрепить умения детей делить слова на слоги; выполнять модели слов; - обогащать словарный запас детей.
- развивать связную речь, восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление;
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Методический инструментарий |
1.Актуализация знаний. Психологический настрой. | Приветствие детей. На занятиях каждый день Делаем зарядку. Выполняем упражненья строго по порядку. Все присели, дружно встали. Повертели головой. Потянулись, повернулись И друг другу улыбнулись. | Подготовка рабочего места. | Отношение к учению и поведение на занятиях. | Аутотренинг «Психологическая минутка». |
Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата) | -Мы должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно. –Кто наши помощники? -Выполним упражнения для развития артикуляционного аппарата: -«ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза. –«УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза. –«ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт. –«ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт. | -(губки, зубки, язычок). | Правильное произношение звуков | Игровая |
Определение темы занятия. | - Какое сейчас время года? - Кто летом серый, а зимой белый? - Наша планета. - Слово – приветствие при встрече . - Буквы мы пишем, а произносим…? (на экране появляются иллюстрации и слова с названиями). -Что особенного заметили в словах? -Назовите тему занятия. | -Зима -Заяц. -Земля. -Здравствуйте! -Звуки. -Все слова начинаются с одной буквы. -Тема занятия: Буква Зз. | Определение темы занятий ведется на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено детьми, и того, что ещё не известно. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. | Мультимедийный проектор |
2.Цель. | - Кто определит цель нашего занятия? -Какие задачи нужно решить, чтобы достичь эту цель? | -Будем изучать букву Зз. -Дать характеристику звуков; -Познакомиться с буквой Зз; -Научиться читать слоги, слова с буквой Зз: | | |
3.Открытие новых знаний. | - Отгадайте загадку: Маленькая собачка Свернувшись лежит. Не лает, не кусает, А в дом не пускает -Правильно, это замок . -Ребята, с какого звука начинается слово «замок»? - Назовите слова на рисунке, которые начинаются с этого звука (зонт, забор, зебра, заяц, зима). - А с какого звука начинается слово зебра? - Произнесите отдельно звуки [З] и [З ΄] - Какие это звуки? -Составьте схемы слов (по вариантам) Проверка на доске | -Замок. - Со звука [З] -Зонт, забор, зебра, заяц, зима. -[з΄] Это разные звуки: твердый и мягкий согласный. Дети работают с карточками. | -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение). | Словесный, наглядный; Частично - поисковый. картинки Частично - поисковый метод Презентация «Картинки со звуками» |
| - Оцените себя как составили схемы с помощью волшебных линеечек. ( Если схему составили быстро и правильно - звездочку поставьте вверху, если вызвало затруднение - чуть ниже, а если не смогли –то внизу). -Что было трудно? | Оценивание. | Оценка – выделение и осознание детьми того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Ориентация на понимание успеха при изучении нового. | Критериальный подход к оценке деятельности. Дети включаются в ситуации самоконтроля, и самооценивания. |
Развитие внимания и запоминание графического образа буквы Зз. | - Для двух разных звуков - твердого З и мягкого З - есть одна буква З. Найдите ее на странице тетради. Возьмите карандаш, обведите буквы З з. - Какую задачу выполнили? | В тетради дети находят и обводят буквы З з. -Дали характеристику звуков и познакомились с буквой Зз. | Удержание учебной цели. | Частично- поисковый метод. |
4.Преобразование полученных знаний. | - А сейчас будем решать третью задачу: будем учиться читать слоги с буквой Зз. Игровой приём «Эхо». На доске написаны слоги: за за за за зо зо зо зо зу зу зу зу зя зе зю зи зе Первую строку читаем «как эхо», вторую – «как ручеёк» (быстро). | Хоровое чтение слогов с изменением интонации голоса. Дети читают слоги | | Коллективная работа Игровой приём |
| Разминка. Дружно встали на разминку И назад сгибаем спинку. Раз-два, раз-два, раз-два-три, Да смотри, не упади. Давай с тобой попрыгаем И ножками подвигаем. Раз прыжок и два прыжок. Остановимся и снова Мы к занятиям готовы. - А сейчас поработаем со словами. Перед вами карточки со словами ( Зина, Зоя, зонт, зонтик, зима) Прочитайте их и разделите на 2 группы. -Как можно разделить слова? -Давайте проверим. - Как еще можно разделить слова? -Как написаны имена ( с заглавной буквы) - Что особенного в словах второго столбика? - Как еще можно разделить слова? | Дети делят на группы по признакам. - Слова с 2 слогами в одну группу, с 1 слогом в другую. - Дети проверяют ( коллективная работа) - Имена в одну группу, остальные в другую. -С мягким согласным в один столбик, с твердым - в другой. | -Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта -Анализ объектов с целью выявления признаков (существенных, несущественных); -Построение логической цепи рассуждений; | Здоровьесберегающие упражнения. Исследовательский метод (самостоятельность обучающихся в выборе форм, проявление деловой и творческой активности). Частично – поисковый метод деятельностного подхода в обучении. Технология перспективно - опережающего обучения |
| - Какую задачу выполняли? | - Учились читать слова и анализировать слова. | Удержание цели и задач. | |
| Я предлагаю вам еще поработать в парах. -Скажите девиз совместной работы Назовите слова с противоположным значением, которые начинаются на звук З. | - Вместе – не трудно, Вместе - не тесно, Вместе легко И всегда интересно. Летний – зимний; добрый – злой; глухой – звонкий. | -Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с педагогом и сверстниками. | Технология сотрудничества. |
5.Рефлексия. Психологическая разгрузка и снятие напряжения.
6.Оценка деятельности. | – Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на занятии. – Какой была тема занятия? – Что нового для себя узнали? – Что было интереснее всего? Выскажите своё впечатление. - У вас на столах лежат сердечки трёх цветов. Если вам не понравилось занятие, то выберите синее сердечко; если чему-то научились, но не очень хорошо запомнили, то – зелёное сердечко; если всё понятно и всё запомнили, то–красное сердечко. Спасибо за работу! | -Познакомиться с буквой Зз. -Дети высказывают мнение. | Оценка – осознание качества и уровня усвоения. Саморегуляция – как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. | |