Конспект занятия по развитию речи «Письмо от Буратино»
Цель: Обогащать и активизировать речь детей.
Задачи: Закрепить умение составлять предложения по схемам и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (««., «!», «?»)
Упражнять детей в умении делить слова на слоги, составлять слова по таблице слогов. С помощью словесных игр развивать у детей фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции.
Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными, познакомить с многозначными словами.
Развивать коммуникативные способности у детей.
Организационный момент:
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Вам я рады как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь друзья
Круг радости:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Ход занятия:
Воспитатель: — Ребята! Мы с вами недавно смотрели сказку про нашего любимого сказочного персонажа — «Буратино». У Буратино много друзей! Вы помните, как их зовут? (Ответы детей). Сообщает что в группу «Бабочка» пришло письмо и подарок от Буратино»».Скажите, а вам интересно что написано в письме?
Читает письмо:»Здравствуйте ребята! Я с кукольного театра! Я прислал вам подарок. Но чтобы он вам достался, я отправил вам задания. Мне не терпится проверить, что вы уже умеете, и готовы ли вы к школе? А за каждое выполненное задание вы будете получать от меня по карточке с буквой. Из этих букв вы составите слово и отгадаете, зачем же вам нужно идти в школу.
Воспитатель: — Ребята, если мы докажем, что готовы к школе, то и подарок будет наш! Вы готовы к испытаниям?
Воспитатель: — Но, прежде, чем мы начнём выполнять задания, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Дети: — Наша речь состоит из предложений.
Воспитатель: — А предложения из чего состоят?
Дети: — Из слов.
Воспитатель: — Из чего состоят слова
Дети: — Из слогов.
Воспитатель: — А слоги из чего состоят?
Дети: — Из букв.
Воспитатель: -А чем отличается буква от звука?
Дети: букву можно записать и прочесть, а звук только слышать.
Билингвальный компонент Слово-с?з,Звук-дыбыс,Буква-?рпі
— Молодцы! Считайте, что это была разминка,ребята,проходите за свои столы.
Вот задание№1:
Составьте предложения по схемам.
I__ __. I__ __ __. I__ __? I__ __ __? I__ __! I__ __ __!
(Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «З»).
Воспитатель: — Теперь задание №2:
Давайте вспомним, как мы можем определить — сколько в слове слогов? (Ответы детей). — Я буду произносить слова, а вы должны определить — сколько слогов в каждом слове. У вас карточки с цифрами. И если я называю слово с одним слогом, то вы должны поднять карточку с какой цифрой, как вы считаете? Правильно, с цифрой «1», если в слове два слога, то поднимаете карточку с цифрой «2», и т. д. Слушайте внимательно! (ле-то, пес-ня, пе-ше-ход, мох, ма-ли-на, све-то-фор, пти-ца, цве-ток, ка-ран-даш, пень, па-ро-воз, фут-бол-ка). (Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «Н»).
Воспитатель: — Ну, а теперь в задании №3
Немного поиграем! У вас на столах лежат карточки. Посмотрите, здесь спрятались слова. А в словах потерялись буквы. Вы послушаете загадку, а потом её отгадаете и мы узнаем, какие буквы потерялись. Потерянные буквы на доске:
Пропущенные буквы вы будете записывать в своих карточках:
а) Дружит с солнышком, весной. Тихий, ласковый такой. А зимой завьюжит – Он с морозом дружит. В трубах завывает, С ног меня сбивает. В__Т__Р
б)Выше леса, выше гор. Расстилается ковёр Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он ярко-голубой. Н__Б__
в) Он — самый главный из зверей, Он всех важней и всех сильней! __ЕВ
г) Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. М_ШК_
д) Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт. Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печёт. __ОЛНЦ_
(выполняют задания и получают карточку с буквой» А»)
Физминутка»Буратино»
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) Раз — нагнулся, Два — нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в стороны развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
Воспитатель: Пока мы выполняли с вами разминку, Буратино приготовил следующее задание№4
Перед вами таблицами со слогами.Посмотрите и найдите, сколько слов здесь спряталось?
са Ко ба ле Мо ка боч Со вар кни Лет га ло Ва ко (са-мо-вар, ко-ле-со, ба-боч-ка, со-ба-ка, мо-ло-ко, ба-лет, боч-ка, са-мо-лет, кни-га, со-ва, ко-са, са-ло). (Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «Н»).
Теперь задание посложнее. Задание №5
Становитесь в круг.
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем.
Игра называется «Добавь словечко». Я называю слово (прилагательное), кидаю мяч любому из вас. Тот ловит мяч и добавляет к моему слову подходящее по смыслу слово (существительное).
Я буду называть (Солнечный, красивая, вкусное, пушистый, высокий, сказочный, веселый, быстрый, сильный, зеленое, горячий, толстый).
Поиграли,ну а теперь будем дальше выполнять задания:
Я буду называть слово, а вы должны составить с этим словом предложение. (Цветок, мама, школа, семья, радуга, сказка, платье, попугай, самолет, воздушный шар). (Дети справляются с заданием, получают букву «И»).
Воспитатель:Ребята,ну вот последнее задание№6 с которым мы должны справиться:
А вы знаете, что в нашем языке есть слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное? Такие слова называются многозначными словами. Например: коса девочки и коса, которой косят траву.
Какие многозначные слова вы знаете?Назовите и обьясните значение: (крыло, молния, игла, шляпка,гусеница, раковина, лисичка, колокольчик). (Дети выполняют задание, получают карточку с буквой «Я»).
Воспитатель:Ребята! Буратино очень рад, что вы справились со всеми заданиями и получили все карточки с буквами. Осталось только из этих букв составить слово. (Дети по карточке складывают слово: ЗНАНИЯ).,на каз.языке Знания-Білім.
Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы знаете со словом знания?
1.-Знание — лучшее богатство
2. Птице — крылья, человеку — разум;
3.Встречают гостя по платью, а провожают по уму;
4.На людей не смотри, свой ум имей;
5.Знай больше, да говори меньше;
6. Сперва подумай, а потом начинай).
Воспитатель:Ну, ребята, молодцы: — Теперь можно открыть коробочку с сюрпризом и достать ваш подарок. Да это же ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК! Но он, конечно, не простой. Это ключ от волшебной двери, открыв которую, вы попадете в замечательный и увлекательный мир знаний, где сможете узнать еще очень много нового и интересного. Спасибо Буратино за волшебный ключик! Когда закончится наше занятие, каждый из вас сможет взять этот ключик в руки и загадать желание. Ведь ключик волшебный! — Дети, скажите, что вам больше всего понравилось на занятии? Возникали ли у вас трудности при выполнении каких-нибудь заданий?Какие? (Ответы детей). Воспитатель: — На этом наше занятие окончено.