Тема: Число 4. Цифра 4
Цели:
1) Познакомить с образованием числа 4, цифрой 4, учить считать до 4,
формировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов.
2) Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.
3) Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал: картинка зимы, игрушка белочка, корзинка; изображения 4 грибов, 4 шишек, наборное полотно.
Раздаточный материал: касса цифр, счётные палочки, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход занятия:
I Орг.момент
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Кто меня видит – хлопните.
-Кто меня слышит – топните.
-Кто готов со мной работать – поднимите руку.
II Повторение
- Ребята, посмотрите на картинку. Какое время года изображено? (Правильно, зима).
- Зимой не растут грибы и ягоды, вся земля покрыта снегом. Многие лесные звери, чтобы переждать зиму, заранее приготовили себе припасы. Давайте посмотрим, что же на зиму, приготовила себе белочка.
Педагог ставит на стол игрушку белочки и корзинку, в которой находятся предметные изображения грибов и шишек. В верхний ряд наборного полотна выставляет 3 шишки, а в нижний 2 грибочка.
- Что это? А что это?
- Сколько грибов? А шишек? (Дети считают. Находят нужные цифры в кассе цифр).
- Чего больше? Чего меньше? (Используется приём приложения).
- Что надо сделать, чтобы шишек и грибов стало поровну? (Решают добавить ещё один гриб).
- Сколько стало грибов? Как получилось 3?
- Сколько теперь шишек и грибов? (3 и 3 – поровну).
III Изучение нового. Знакомство с числом и цифрой 4
- Образование числа 4.
Учитель из корзинки достаёт ещё один гриб и выставляет его на наборное полотно.
- Больше или меньше стало грибов?
- Сколько стало грибов? Учитель считает, выделяя интонацией «четыре» и делая обобщающий жест. Дети вместе с учителем ещё раз считают грибочки.
На доске появляется запись: 3 + 1 = 4
- Как получилось число 4? (К трём прибавили один).
Аналогичная работа проводится с использованием шишек.
- А теперь поровну ли грибов и шишек?
Далее педагог вызывает по очереди детей и просит выполнить различные преобразования: увеличить, уменьшить или уравнять множества.
Давайте сложим все грибы и шишки в корзинку. Они белочке зимой очень пригодятся.
2) Знакомство с цифрой 4.
- Посмотрите, как обозначается число. На что похожа эта цифра?
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул. (Г.Виеру)
- Изобразим цифру 4 руками. (Даётся инструкция и образец).
- Сколько ножек у стула?
- Сколько лапок у белочки?
IV работа в азбуке тетради.
Задание №1
-Посмотрите на картинку.
-Посчитайте сколько кружек желтого цвета на столе? (1).
Приклейте цифру 1 и наклейку с одной точкой.
-Сколько ложек на столе? (3).
Приклейте цифру 3 и наклейку с тремя точками.
Сколько кружек синего цвета на столе? (2).
Приклейте цифру 2 и наклейку с двумя точками.
Посчитайте сколько конфет на столе? (4).
Приклейте цифру 4 и наклейку с четырьмя точками.
Посчитайте сколько яблок на столе? (5).
Приклейте цифру 5 и наклейку с пятью точками.
Молодцы!
Физминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнутся, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире. Глазками поморгать.
Друг на друга посмотреть и на место тихо сесть.
Задание №2
-Ребята посмотрите на задание под номером 2.
-Какие геометрические фигуры изображены? (Шар, куб и цилиндр).
-Назовите, а какие предметы у нас напоминают шар? (Елочная игрушка, шарик).
-А какие предметы нам напоминают куб? (коробка, ящик).
-А какие предметы напоминают цилиндр? (катушка ниток, полено).
Разукрасьте только те предметы, которые больше напоминают геометрическую фигуру.
Задание №3.
Ребята, отгадайте загадки и подумайте к какой группе они относятся.
На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу:
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать. (стул)
Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
(Половник )
-Загадки про первую группу предметов.
Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)
Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).
Я любой девчонке
Прикрою волосёнки,
Прикрою и мальчишке
Стрижки-коротышки.
От солнца я защита –
Для того и сшита.
(Панама)
Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)
Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
(Утка)
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь.
Кто же это?
(Гусь)
Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)
Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
Что общего у предметов этой группы? (Из дерева)
Как еще можно разделить предметы этой группы? (посуда, мебель).
Правильно. Молодцы!
IV Физминутка
Изображение цифр 1, 2, 3, 4.
V Закрепление
1) Повторим хором по порядку: 1, 2, 3, 4
2) Обведём цифру пальчиком в воздухе, покажем носом, как Буратино, ногой на полу.
3) В тетрадях пропишем цифру 4
4) Математическое лото. (Сосчитать изображённые предметы, накрыть нужной цифрой).
5) Раскрасить только те фигуры, в которых написана цифра 4.
VI Итог занятия
- Понравились вам задания?
- С каким числом познакомились, какую цифру учились писать?
- Молодцы, ребята!