Конспект урока по развитию речи Звук [й] и буква Йй
Конспект урока по развитию речи Звук [й] и буква Йй
Тема: Звук (й) и буква Ий
Цель. Ознакомить с буквой Ий; Уточнить артикуляцию звука ( й ), упражнять детей в подборе слов со звукам ( й ), закреплять умение определять место и последовательность звуков в слове, ознакомить с буквой Йй; закреплять образ буквы. Развивать логическое мышление Развивать творческие способности детей. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Оборудование. Зеркала, панно букв, кружки, мел, набор картинок, листы бумаги по количеству детей, карандаши, ножницы и вырезанные буквы по количеству т детей.
Ход занятия
Определение места, звука в слове.
- Сегодня мы побываем на уроке в лесной школе. В ней учатся Белка и Ёжик. Им дали задание. Нужно найти в своем окружении предметы со звуками ( п – п ) и определить, где в слово стоит звук (в начале, середине, конце). Друзья нашли много слов. Вот они: липа, пень, почка, репей, птица, песок, гриб (на конце ( и )) поляна, лапка, поле пруд. Белка и Ёжик стали рисовать палочкой на песке линию, обозначающую слово, а крестиком место звука в слове.
Показ воспитателем на доске (1 – 3 образца по необходимости).
- Давайте, ребята, и мы попробуем, как Белка и Ёжик, определить в их словах место звуков
( п - п).
Дети выполняют задания на листах бумаги: сначала чертится прямая линия (слово), затем ребенок ставит крестик в начале (середине, конце) линии в зависимости от того, где слышаться звуки (п – п ). Каждое слово разбирается педагогом на доске после выполнения задания детьми. Педагог предлагает детям проверить правильность выполнение задания и исправить ошибки (если они есть).
П. 1. – Сегодня Белка и Ёжик – мой помощники. Они должны подобрать и выставить на доску картинки со звуком ( й ), нам нужно об этом звуке узнать как можно больше.
Обработка: Дети сначала посмотрите как произношу этот звук Я. Потом посмотрите друг на друг произносите звук ( й ),
Артикуляция звука. Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Голосовые связки выбирают. Воздушная струя выходит толчкообразно.
Характеристика звука. Звук ( й ) – согласный, всегда мягкий.
– Белка и Ёжик выставили на доску картинки. Посмотрел и говорит: «Ты ошибся. В двух картинках этого звука нет». – Как вы думаете, ребята, в названии каких картинок нет звук ( й )
Педагог вместе детьми произносит и разбирает каждое слово чайник, воробьи, трамвай, лейка, яйцо, кофейник, скамейка, чайки, караваи, соловей, майки, клей, сарай.
- Как изменить слова воробьи, караваи, чтобы в них слышался звук ( й )? (Поставить в единственное число: воробей, каравай).
- В лесной школе все ученики хорошо знают, что каждому звуку соответствует буква. И все с нетерпением ждут, когда же учительница познакомит их с новой и буквой.
Учительница достал букву Йй. Вот она как!
Она рассказала ученика о букве Й.
Букву «Й» зовут «И кратким».
«И» - почти как «И» в тетрадке
Чтобы «Й» не спутать с «И» -
Сверху галочку впиши (В. Степанов.)
Дифференциация образов букв И и Й.
Учительница раздает детям полоски бумаги с напечатанными буквами (Большими и маленькими, разного цвета). Просит красным карандашом обвести все буквы И, зеленым – буквы Й.
Итог занятия. Физминутка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи Звук [й] и буква Йй»
Тема: Звук (й) и буква Ий
Цель. Ознакомить с буквой Ий; Уточнить артикуляцию звука ( й ), упражнять детей в подборе слов со звукам ( й ), закреплять умение определять место и последовательность звуков в слове, ознакомить с буквой Йй; закреплять образ буквы. Развивать логическое мышление Развивать творческие способности детей. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Оборудование. Зеркала, панно букв, кружки, мел, набор картинок, листы бумаги по количеству детей, карандаши, ножницы и вырезанные буквы по количеству т детей.
Ход занятия
Определение места, звука в слове.
- Сегодня мы побываем на уроке в лесной школе. В ней учатся Белка и Ёжик. Им дали задание. Нужно найти в своем окружении предметы со звуками ( п – п ) и определить, где в слово стоит звук (в начале, середине, конце). Друзья нашли много слов. Вот они: липа, пень, почка, репей, птица, песок, гриб (на конце ( и )) поляна, лапка, поле пруд. Белка и Ёжик стали рисовать палочкой на песке линию, обозначающую слово, а крестиком место звука в слове.
Показ воспитателем на доске (1 – 3 образца по необходимости).
- Давайте, ребята, и мы попробуем, как Белка и Ёжик, определить в их словах место звуков
( п - п).
Дети выполняют задания на листах бумаги: сначала чертится прямая линия (слово), затем ребенок ставит крестик в начале (середине, конце) линии в зависимости от того, где слышаться звуки (п – п ). Каждое слово разбирается педагогом на доске после выполнения задания детьми. Педагог предлагает детям проверить правильность выполнение задания и исправить ошибки (если они есть).
П. 1. – Сегодня Белка и Ёжик – мой помощники. Они должны подобрать и выставить на доску картинки со звуком ( й ), нам нужно об этом звуке узнать как можно больше.
Обработка: Дети сначала посмотрите как произношу этот звук Я. Потом посмотрите друг на друг произносите звук ( й ),
Артикуляция звука. Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка поднимается вверх. Голосовые связки выбирают. Воздушная струя выходит толчкообразно.
Характеристика звука. Звук ( й ) – согласный, всегда мягкий.
– Белка и Ёжик выставили на доску картинки. Посмотрел и говорит: «Ты ошибся. В двух картинках этого звука нет». – Как вы думаете, ребята, в названии каких картинок нет звук ( й )
Педагог вместе детьми произносит и разбирает каждое слово чайник, воробьи, трамвай, лейка, яйцо, кофейник, скамейка, чайки, караваи, соловей, майки, клей, сарай.
- Как изменить слова воробьи, караваи, чтобы в них слышался звук ( й )? (Поставить в единственное число: воробей, каравай).
- В лесной школе все ученики хорошо знают , что каждому звуку соответствует буква. И все с нетерпением ждут, когда же учительница познакомит их с новой и буквой.
Учительница достал букву Йй. Вот она как!
Она рассказала ученика о букве Й.
Букву «Й» зовут «И кратким».
«И» - почти как «И» в тетрадке
Чтобы «Й» не спутать с «И» -
Сверху галочку впиши (В. Степанов.)
Дифференциация образов букв И и Й.
Учительница раздает детям полоски бумаги с напечатанными буквами (Большими и маленькими, разного цвета). Просит красным карандашом обвести все буквы И, зеленым – буквы Й.