Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Знакомство с русской избой"»
Конспект занятия «Знакомство с русской избой»
Цель:
— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
• познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
• развивать художественно-творческие способности детей.
Ход занятия:
Дети входят в группу, садятся на стульчики. Вдруг раздается голос : Эхе-хе ! детушки, Эхе-хе! лапушки! Вы меня слышите? Я вас к себе в гости приглашаю, жду, поджидаю, один дома скучаю! Воспитатель: Интересно, кто это нас зовёт? Вы не знаете, кто может нас с вами в гости пригласить? Эй, кто ты? И куда нас в гости зовёшь?
Голос: Жду вас в избе русской, тёплой, да уютной! А кто я отгадайте.
Живу в избе за печкой, сплю, свернувшись я колечком. Я не кошка и не кот. Я хозяин в доме - вот! И шутник я и затейник, лучший друг мой - старый веник! Кто я догадались ?
Воспитатель:Да, это наш друг домовёнок. Пойдём к нему в гости в избу?
Предлагаю детям отправиться в гости, в русскую избу, а отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами. Дети «рассаживаются», под русскую народную песню отправляемся в путь.
Воспитатель: Ну вот мы и на месте. Посмотри те какой у домовенка дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? Как мы себя чувствуем дома? Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
Воспитатель: Почему же из лиственницы строили дома?
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Воспитатель: А где же наш Кузьма? Кузьма Егорович, где ты? Ты нас в гости звал? Или не рад? Выходи! Появляется домовёнок. Кузя: Здравствуйте, гости! Рад я вам, рад. Гостю почёт – хозяину честь. Будьте, как дома. У меня для каждого найдётся и местечко и словечко. Проходите, гости, не стесняйтесь. По удобнее рассаживайтесь. Полна горница гостей, стало в горнице светлей!
В: Подожди, подожди, Кузенька. Мы не знаем, что такое горница.
К: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами,
деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми
рушниками, с чудо - печкой
В: Подожди, подожди, Кузенька. Мы не знаем, что такое горница.
К: Горницей в старину называли комнату. Горница светлая с окнами,
деревянным дубовым столом, с вязаными половиками, с красивыми
рушниками, с чудо - печкой
Воспитатель: Подожди, подожди Кузенька, мы не знаем, что такое горница.
Кузя: Горница - самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимают гостей. У меня для вас есть загадка.
Летом спит, зимой горит,
Рот открывает, что дают – глотает (печь)
Воспитатель: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Кузя: Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Новая посудина, а вся в дырках (сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Дети пробуют просеять муку через сито.
Что за барыня такая ?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает? (прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал (горшок)
Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал».
Горшок был мужской и женский.
Воспитатель показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.
Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.
Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.
Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.
У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать где же все это у горшка.
Кузя: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рад!