kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Русская изба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект      «Русская изба».

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.

Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.

Поэтому у нас в детском саду создан мини-музей «Русская изба».

Идея его создать возникла давно. Какие цели и задачи мы ставили, создавая мини-музей:

1.Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.

2.Развивать воображение детей.

3.Обогощать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

4.Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.

Цель проекта:

Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.

Задачи проекта:

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Знакомство с особенностями русского национального уклада жизни (быта). Формирование у детей представления о взаимозависимости человека и природы, знакомство с отражением природных явлений в народном фольклоре.

Описание проекта:

«Мини-музей в детском саду «Русская изба»

В детском саду у нас появился мини-музей «Русская изба», посвященный истории русского фольклора, быта.

Экспонаты мини-музея подбираю по принципу динамичности и вариативности деятельности, т.е. в музее ребенок может взять в руки любой предмет рассмотреть его, обыграть – подцепить ухватом чугунок и поставить его в печь, покачать детскую люльку, рассмотреть узоры на расписной посуде.

А началось всё с приобщения дошкольников к фольклору: песенкам, потешкам, загадкам, сказкам, играм. Во многих из них встречались непонятные малышам слова и выражения: горница, чугунок, лапти, крынка. Педагогам приходилось разъяснять их значения, опираясь на фотографии или картинки. Но этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта. Обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили вышитые полотенца и разноцветные домотканые половички, из деревни привозили чугунки и ухваты. Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинные предметы, посуду и кухонную утварь. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым. Многие экспонаты для музея мне передала моя бабушка Сорокина Марфа Федотьевна. Её рассказы о жизни, я пересказывала детям. Они с большим интересом слушали и просили повторить тот или иной рассказ. С большим интересом дети участвовали в изготовлении тряпичных кукол, помогали квасить капусту, лепили посуду из глины, а затем расписывали её. А с каким чувством гордости, собственной значимости они приносили в детский сад какой –либо экспонат. Так по крупицам стали появляться экспоненты музея. Выделили помещение и стали обставлять избу. Сначала наш мини-музей занимал часть групповой комнаты. Затем его перенесли в холл детского сада, где он стал доступен всем желающим: и детям и родителям. В избе есть и русская печь, и домашняя утварь: ухват, кочерга, чугунки, люлька с младенцем, сундук, старинный утюг, самовар, глиняная посуда, стол с лавками и много разной утвари. Входя в мини-музей в переднем «красном» углу находится стол с самоваром на нём, чашками для чая, баранками. Над столом расположена образ-иконка девы Марии с младенцем. Этот образ выражает как бы защиту детей, покровительства святой Девы Марии детям. Рядом со столом располагается сундук, где хранятся богатства избы: шали, сарафаны, рубахи и прочие вещи. Рядом с сундуком стоит прялка, веретено, на которое сматывались спряженные нити. Рядом с прялкой находится подставка с куделью (не пряденная шерсть). В другом углу избы стоит русская печь (имитация), на которой стоят чугунные горшки разных размеров, возле печки лежат дрова. В уголочке примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме.

Дети не боятся Кузю, хотя у него всклоченные волосы, они знают его как хранителя домашнего очага. Возле тёплого места в избе стоит люлька (деревянная детская кровать). В люльке лежит младенец (кукла), Люльку можно качать, напевая колыбельные песни. Дети, проходя в музей, могут всё трогать руками, рассматривать, им интересно слушать хозяйку избы бабушку Арину и деда. Хозяева избы часто предлагают детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадывают загадки, общаются с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц. Интересные рассказы хозяйки избы об игрушках, которые здесь могут увидеть дети: соломенные и деревянные куклы. Много чего есть в русской избе: стиральная доска, керосиновая лампа, коромысло. На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.

Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.

Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.

Занятия в музее ведут воспитатели. На занятиях воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносят в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися.

Особый интерес у детей вызывает поставить ухватом чугунок в печку, покачать в люльке младенца, спеть ему колыбельную песенку. На занятиях в музее дети знакомятся с порядком размещения за столом, назначением кухонной утвари. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: « Чем богаты - тем и рады», « Какова хозяйка - таков и стол».

Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это - неотъемлемая часть нашей культуры.

В музеи проходят и занятия кружка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», на которых дети более подробно узнают о жизни и быте наших предков.

Мини - музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.

Мини-музей «Русская изба» был создан в нашем детском саду «Сказка» в 2010 году. Его организовывали специально для реализации общих задач программы образовательного учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Содержание нашего мини-музея позволяет педагогам познакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины. Кроме того, оно способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.

При организации мини-музея учитывались следующие принципы: интеграция, деятельности и интерактивности, научности, природосообразности, культуросообразности, разнообразия, экологичности, безопасности, глобализма и регионализма, креативности. Все эти принципы позволяют музею стать частью образовательного пространства нашего детского сада.

Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, люлька (зыбка), прялка, веретено, самовар, сундук, коллекцию игрушек в народных костюмах, обереги и много всего прочего.

Здесь представлен также обширный материал из декоративных элементов. А для людей, которые глубоко интересуются историей своего народа, имеется методический материал: книги, конспекты, игры, аудио и видео пособия.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Важная часть музея: участие сотрудников детского сада и родителей в накоплении предметов быта русского народа.

Главное – мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство - мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Русская изба"»





Проект «Русская изба».

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим





Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.

Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.

Поэтому у нас в детском саду создан мини-музей «Русская изба».

Идея его создать возникла давно. Какие цели и задачи мы ставили, создавая мини-музей:

1.Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.

2.Развивать воображение детей.

3.Обогощать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

4.Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.

Цель проекта:

Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.

Задачи проекта:

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Знакомство с особенностями русского национального уклада жизни (быта). Формирование у детей представления о взаимозависимости человека и природы, знакомство с отражением природных явлений в народном фольклоре.

Описание проекта:

«Мини-музей в детском саду «Русская изба»

В детском саду у нас появился мини-музей «Русская изба», посвященный истории русского фольклора, быта.

Экспонаты мини-музея подбираю по принципу динамичности и вариативности деятельности, т.е. в музее ребенок может взять в руки любой предмет рассмотреть его, обыграть – подцепить ухватом чугунок и поставить его в печь, покачать детскую люльку, рассмотреть узоры на расписной посуде.

А началось всё с приобщения дошкольников к фольклору: песенкам, потешкам, загадкам, сказкам, играм. Во многих из них встречались непонятные малышам слова и выражения: горница, чугунок, лапти, крынка. Педагогам приходилось разъяснять их значения, опираясь на фотографии или картинки. Но этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта. Обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили вышитые полотенца и разноцветные домотканые половички, из деревни привозили чугунки и ухваты. Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинные предметы, посуду и кухонную утварь. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым. Многие экспонаты для музея мне передала моя бабушка Сорокина Марфа Федотьевна. Её рассказы о жизни, я пересказывала детям. Они с большим интересом слушали и просили повторить тот или иной рассказ. С большим интересом дети участвовали в изготовлении тряпичных кукол, помогали квасить капусту, лепили посуду из глины, а затем расписывали её. А с каким чувством гордости, собственной значимости они приносили в детский сад какой –либо экспонат. Так по крупицам стали появляться экспоненты музея. Выделили помещение и стали обставлять избу. Сначала наш мини-музей занимал часть групповой комнаты. Затем его перенесли в холл детского сада, где он стал доступен всем желающим: и детям и родителям. В избе есть и русская печь, и домашняя утварь: ухват, кочерга, чугунки, люлька с младенцем, сундук, старинный утюг, самовар, глиняная посуда, стол с лавками и много разной утвари. Входя в мини-музей в переднем «красном» углу находится стол с самоваром на нём, чашками для чая, баранками. Над столом расположена образ-иконка девы Марии с младенцем. Этот образ выражает как бы защиту детей, покровительства святой Девы Марии детям. Рядом со столом располагается сундук, где хранятся богатства избы: шали, сарафаны, рубахи и прочие вещи. Рядом с сундуком стоит прялка, веретено, на которое сматывались спряженные нити. Рядом с прялкой находится подставка с куделью (не пряденная шерсть). В другом углу избы стоит русская печь (имитация), на которой стоят чугунные горшки разных размеров, возле печки лежат дрова. В уголочке примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме.

Дети не боятся Кузю, хотя у него всклоченные волосы, они знают его как хранителя домашнего очага. Возле тёплого места в избе стоит люлька (деревянная детская кровать). В люльке лежит младенец (кукла), Люльку можно качать, напевая колыбельные песни. Дети, проходя в музей, могут всё трогать руками, рассматривать, им интересно слушать хозяйку избы бабушку Арину и деда. Хозяева избы часто предлагают детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадывают загадки, общаются с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц. Интересные рассказы хозяйки избы об игрушках, которые здесь могут увидеть дети: соломенные и деревянные куклы. Много чего есть в русской избе: стиральная доска, керосиновая лампа, коромысло. На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.

Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.

Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, тема «Игрушки наших бабушек» поможет понять детям, чем играли наши предки, из чего делались игрушки. На базе мини-музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда.

Занятия в музее ведут воспитатели. На занятиях воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносят в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися.

Особый интерес у детей вызывает поставить ухватом чугунок в печку, покачать в люльке младенца, спеть ему колыбельную песенку. На занятиях в музее дети знакомятся с порядком размещения за столом, назначением кухонной утвари. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: « Чем богаты - тем и рады», « Какова хозяйка - таков и стол».

Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это - неотъемлемая часть нашей культуры.

В музеи проходят и занятия кружка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», на которых дети более подробно узнают о жизни и быте наших предков.

Мини - музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.

Мини-музей «Русская изба» был создан в нашем детском саду «Сказка» в 2010 году. Его организовывали специально для реализации общих задач программы образовательного учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Содержание нашего мини-музея позволяет педагогам познакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины. Кроме того, оно способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.

При организации мини-музея учитывались следующие принципы: интеграция, деятельности и интерактивности, научности, природосообразности, культуросообразности, разнообразия, экологичности, безопасности, глобализма и регионализма, креативности. Все эти принципы позволяют музею стать частью образовательного пространства нашего детского сада.

Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, люлька (зыбка), прялка, веретено, самовар, сундук, коллекцию игрушек в народных костюмах, обереги и много всего прочего.

Здесь представлен также обширный материал из декоративных элементов. А для людей, которые глубоко интересуются историей своего народа, имеется методический материал: книги, конспекты, игры, аудио и видео пособия.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов в музее невелики. Важная часть музея: участие сотрудников детского сада и родителей в накоплении предметов быта русского народа.

Главное – мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство - мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проект "Русская изба"

Автор: Маслова Елена Владимировна

Дата: 22.11.2016

Номер свидетельства: 361633

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "исследовательский проект "Русская изба" "
    ["seo_title"] => string(41) "issliedovatiel-skii-proiekt-russkaia-izba"
    ["file_id"] => string(6) "227878"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440992108"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Долгосрочный проект "Русская изба""
    ["seo_title"] => string(33) "dolghosrochnyiproiektrusskaiaizba"
    ["file_id"] => string(6) "326606"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1463242603"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Проект "Русская изба""
    ["seo_title"] => string(22) "proekt_russkaia_izba_1"
    ["file_id"] => string(6) "491809"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1545293085"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Декор русской избы"
    ["seo_title"] => string(18) "dekor_russkoi_izby"
    ["file_id"] => string(6) "485975"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542348308"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Первые шаги в науку.Русская изба "
    ["seo_title"] => string(37) "piervyie-shaghi-v-nauku-russkaia-izba"
    ["file_id"] => string(6) "216241"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432908901"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства