Конспект занятия по развитию связной монологической речи у младших дошкольников с задержкой психического развития на материале произведений А.С. Пушкина.
Конспект №1.
Тема занятия: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цель: Повторение учащимися сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи:
Образовательные:
1.Актуализировать знания сказки у детей;
2. Познакомить детей с биографией автора;
3. Продолжить формировать умение выразительного чтения сказки;
4. Познакомить учащихся – логопатов со старыми русскими словами;
5. Продолжать формировать умение анализировать текст;
5. Продолжить формировать умение ориентироваться в тексте.
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать высшие психические функции (зрительное и слуховое внимание и память; логическое мышление);
2. Развивать связную речь, технику чтения;
3. Развивать умение работать с текстом;
4. Обогащать и расширять словарный запас детей;
5.Развивать умение соотносить слова с их значением;
6. Развивать мелкую, общую моторику, координацию движений;
7. Развивать умение аргументировать свой ответ;
8. Развивать коммуникативные навыки;
9. Развивать артистические способности;
10. Развивать познавательный интерес у учащихся – логопатов.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина;
2. Воспитывать умение работать в парах.
Оборудование: книга со сказкой, карточки с заданиями, презентация с картинками, кроссворд.
Ход занятия
Организационный момент.
Л: Я считаю, что вы очень хорошо знаете сказки. Давайте сейчас поговорим об одной из них. Сегодня мы с вами встретимся с одним очень известным русским писателем – создателем сказок. Угадайте кто он? Читайте только подчеркнутые буквы.
БАМЛОНЕКТРСОАЬНДВР (Александр)
ПЬСЮЕЁРВГЕЕАВЗИЧ (Сергеевич)
ЦЕПЖУФЛШЮКЙИМН (Пушкин)
Л: Как вы думаете, почему я взяла сказку А.С. Пушкина?
Основная часть.
1. Знакомство с биографией поэта (используются картинки).
А.С. Пушкин родился поэт 6 июня 1799 г. в городе Москва.
Его родители: отец Пушкин Сергей Львович, мама Надежда Осиповна были дворяне, но не богатые (дворяне – люди которые служат князям и боярам).
Грамоте Пушкина обучала его бабушка Мария Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные гувернеры. Воспитывала будущего поэта и прививала любовь к сказкам няня Арина Родионовна (няня - женщина, занимающаяся уходом за детьми).
В 12 лет Александра Пушкина увезли на обучение в Царскосельский лицей. Там он написал первые стихи.
Но кроме стихов поэт писал сказки. «Что за прелесть эти сказки!» - так говорил Пушкин.
2. Выразительное чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Сказочница Света Т. интонационно выразительно читает сказку).
3. Выборочное чтение сказки учащимися по цепочке (четверостишье).
4. Физкультминутка «Рыбки».
Рыбки весело резвятся
В чисто тепленькой воде
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
5. Реши кроссворд.
- Жена старика (старуха);
- Большая рыболовная сеть (невод);
- Ветхое жильё старика и старухи (землянка);
- Второй улов старика (тина);
- Первое желание старухи (корыто);
- Как старуха называла своего мужа, отпустившего золотую рыбку (простофиля);
- Второе желание старухи (изба);
- Жильё столбовой дворянки (дворец);
- Последний титул старухи (царица);
- Что ела за столом старуха-царица (пряник).
6. Игра «Соотнеси».
Соотнесение слов, написанных желтым цветом и их значений, написанных на оранжевой карточке.
Светёлка Вид жилого помещения
Выкуп Малосообразительный человек
Кликать Продолговатая ёмкость
Простофиля Звать
Пряжа Нити
Корыто Плата
Старче Старик
Землянка Рыболовная сеть
Невод Выгода любым путём
Корысть Светлая комната
Итог:
Л: Над какой сказкой мы сегодня работали? Что вам больше всего понравилось?
Домашнее задание:
Л: Нарисуйте иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
6. Рефлексия.
Я хочу похлопать…, потому что мне понравилось, как вы сегодня работали на занятии, а чья работа сегодня больше всего понравилась вам?
( Ученики поочередно называют имена, пока весь класс не станет хлопать)