Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Вологодские кружева»
для детей подготовительной группы
Педагог-психолог
Марина Юрьевна Коннова
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Приобщение дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству родного края.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с Вологодским кружевом как видом народного искусства родного края (история, особенности Вологодского кружева, разновидности кружева).
2. Способствовать развитию умения грамотно формулировать в речи свои суждения, пополнять словарный запас по теме, развивать выразительность речи.
3. Воспитывать интерес к народной культуре, самостоятельности, уверенности, инициативности и эстетического вкуса.
Мотивация: педагог загадывает загадку.
Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
1. Знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства.
2. Посещение «Русской избы».
3. Сбор материалов для занятия.
4. Дидактические игры: «Составь узор», «Панно с резиночками».
5. Чтение сказок о Вологодском кружеве.
6. Проигрывание подвижной игры «Кружева».
Оборудование и материалы: Сундук, книги о Вологодских кружевах, иллюстрации кружев и кружевниц за работой, образцы кружев, инструменты для плетения кружев (коклюшки, подушка-валик, пяльцы).
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Деятельность педагога-психолога
Деятельность детей
Приглашает детей в дополнительное помещение ДОУ «Русскую избу», загадывает загадку:
Коль одежда надоела,
На обновку денег нет,
Ни к чему сидеть без дела,
Как тут быть – один ответ:
Например, украсьте платье,
Вы обшейте рукава.
А для этого занятья
Вам помогут.
- Верно, это кружева.
Предлагает детям заглянуть в сундук.
Послушайте, как поэт П. Синявский говорит о кружеве.
*
Вологда завьюжила белыми снегами,
Вьюга стелет кружево прямо под ногами.
Рассыпают искорки северные краски
Снежные присказки, кружевные сказки.
Девицы – красавицы взяли, поглядели,
Как переплетаются звонкие метели,
И рисуют девицы снежные картинки -
Кружево сплетается тоньше паутинки …
- Ребята, а вы знаете, где Родина кружева?
Спрашивает нескольких детей.
- Вы хотите узнать, как плетут кружево, историю его создания.
- А как мы можем это узнать?
- Как вы думаете, что означает слово «кружево»?
- А что можно украшать кружевами?
Спрашивает каждого ребенка.
Предлагает детям выбрать из ряда изделий те, которые украшены кружевами.
- А сейчас я расскажу вам немного об истории создания кружева.
Предлагает детям сесть за столы парами и взять книги о Вологодских кружевах.
- Кружевоплетение, как один из видов рукоделия, было известно на Руси давно. Им занимались почти все женщины - богатые и бедные. И если платья царей, бояр и князей украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей, то в народной одежде использовалось кружево из льняных и хлопчатобумажных нитей. Вологодская невеста почти два года сидела за работой, затейливо и тщательно выплетая из тончайших ниток свадебный наряд. Постепенно кружева вошли в моду. Под руками мастериц рождались узорчатые шарфы, воротнички, накидки, покрывала, косынки.
Предлагает детям рассмотреть иллюстрации кружевниц за работой.
- А какое оборудование нужно для плетения кружев?
Спрашивает детей по их желанию.
- А чем был набит валик у кружевниц, как вы думаете?
Спрашивает детей по их желанию.
- Ребята, а коклюшки были выточены из разных пород дерева. На их концы наматывали нити для плетения.
На круглом валике-подушке прикреплен «сколок».
- Как вы думаете, что такое «сколок»?
Спрашивает детей по их желанию.
- Давайте прочитаем в книге. «Сколок» - это узор кружева, переведенный на плотную бумагу. Ловко перебирая пальцами коклюшки, кружевница перевивает, переплетает нити и в нужном месте узора закрепляет их булавкой. Коклюшки, ударяясь друг о друга, легко позванивают, как музыкальный деревянный инструмент.
Предлагает ударить коклюшкой о коклюшку.
- А с чем можно еще сравнить перезвон коклюшек?
Спрашивает каждого ребенка.
Читает стихотворение:
Песенка поется,
Кружево плетется,
О - о людям на диво,
О - о будет красиво.
- Дети, из каких нитей плетут кружево?
Спрашивает нескольких детей.
- А теперь послушайте стихотворение о том, кто плетет кружева.
*
За окном снежок искриться
Под коклюшек разговор,
Выплетает кружевница
Зимний звездчатый узор.
Пляшут весело коклюшки,
Смотришь - кругом голова
И бегут, бегут с подушки,
Как затейливые стружки,
Белой стежкой кружева.
- А сейчас, ребята, попробуйте и вы сплести свой кружевной узор плавными и красивыми движениями.
Предлагает детям встать из-за столов, звучит музыка, а педагог читает стихотворение.
*
Вологда завьюжена белыми снегами,
Вьюга стелет кружево прямо под ногами,
Рассыпает искорки северные краски,
Снежные присказки, кружевные сказки.
- Вот какую красивую кружевную сказку вы придумали.
- Мелькают веером оттянутые коклюшки. С каждым новым изгибом рисунка крючком цепляется нить и соединяется с извивающейся полотняной – вилюшкой - основным и самым характерным для вологодского кружева узором. И если еще можно проследить, как туго и плотно ложатся нити, то уж совершенно невозможно заметить, как снуют при этом пальцы, когда и как успевают перебросить, перекатить поющие коклюшки. А кружево растет и растет, легкое, воздушное. Существует два вида кружев.
- Может быть, кто-нибудь знает какие?
-.Правильно! А еще парное кружево можно назвать мерным. А как вы думаете почему?
Спрашивает детей по их желанию.
- Где используют парное (мерное) кружево?
Спрашивает несколько детей.
- Молодцы, вы очень много знаете о нашем Вологодском кружеве.
- Сцепное кружево выплетают по частям, которые потом соединяют небольшими «сцепами» при помощи вязального крючка.
Предлагает детям выбрать по образцу кружева.
- Давайте попробуем определить, какое это кружево (парное или сцепное).
- Посмотрите, фон - это ажурная сеточка, прозрачная решеточка, усеянная звездочками и снежинками. Рисунок - это плетение ровной по ширине полотнянкой-вилюшкой. Она извивается, изгибается в виде узоров, похожих на фигуры людей, животных, деревья, кусты, цветы и многое другое. Иногда на старинных изделиях можно встретить гербы, самолеты, трактора и даже сцены из колхозной жизни. Обратите внимание на панно «Олени». Опишите как картинку и скажите, что изобразила на нем кружевница?
Спрашивает детей по их желанию.
- А теперь попробуем показать в танце то, что изобразила кружевница в своем узоре. Девочки превратятся в снежинки, а мальчики – в оленей, вокруг нас зимний сказочный лес. Снежинки плавно и медленно кружатся, а олени скачут по лесу.
- Дети, как вы думаете, откуда художницы-кружевницы берут рисунок своего затейливого узора?
Спрашивает всех детей.
Давайте обратимся к книге и узнаем, что поэт говорит о кружевах.
- Дети, какими словами можно сказать о красоте Вологодского кружева? Какое оно?
Спрашивает несколько детей.
- А вы хотите поиграть в игру «Кружева». Вы можете выбрать себе пару для игры.
- Здорово поиграли!
- Вологодское кружево всегда современно. Оно стало любимым украшением одежды и нашего дома, русским сувениром. Вологодские кружевницы своими изделиями несут красоту и радость в наш сегодняшний день. А сейчас я предлагаю вам послушать песню «Вологодские узоры».
- Сегодня мы с вами как будто побывали в мастерской, где плетут Вологодские кружева.
- А что мы сегодня узнали о кружеве?
- Как мы это узнали?
- Вы были внимательны, активны. Молодцы!
Дети стоят у стола с сундуком.
- Кружева.
Достают из сундука Вологодские кружева.
Дети слушают стихотворение, рассматривая кружева.
- Вологодская область.
- Да, хотим.
- Посмотреть у интернете, в энциклопедии, книге, спросить у взрослых, рассмотрев картинки, догадаться.
- Это слово означает кружить, оплетать, украшать.
- Одежду, полотенца, постельное белье и т.д.
Делают выбор.
Слушают рассказ педагога и листают книги в парах, рассматривая иллюстрации.
Внимательно рассматривают иллюстрации.
- Подушка-валик, пяльцы - деревянная подставка, на которую кладут валик, коклюшки,
- Соломой, сеном, опилками…
Рассматривают коклюшки.
Ребята предполагают, что это сами кружева.
Слушают рассказ педагога.
Стучат коклюшка о коклюшку в паре, прислушиваются к звукам.
- С весенней капелью, со струйкой ручейка, с шепотом листьев, с чириканьем воробьев, стуком о хрусталь или стекло.
Слушают стихотворение.
- Кружево плетут из белых или черных льняных нитей.
Слушают стихотворение
Дети выполняют плавные движения руками и кружение.
Садятся за столы, рассматривают иллюстрации.
- Парное и сцепное кружево.
- Его можно измерить.
Ответы детей
- Используют при отделке краев одежды, белья, полотенец.
Слушают педагога и рассматривают иллюстрации и кружево.
Рассматривают кружева.
Каждый ребенок рассматривает образец кружева и называет его вид.
Рассматривают панно.
- Ели и олени, зимний сказочный лес.
Выходят из-за столов, под музыку выполняют движения.
- Рисунок для узора кружевницы могут увидеть в лесу, в поле, на реке, в огороде и т.д.
Ребенок читает стихотворение, остальные следят за текстом в книге:
Окружают меня кружева-
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном стекле.
Кружева - в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной,
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава-
Кружева, кружева, кружева…
- Легкое, воздушное, узорное, сказочное, нежное, сквозное, ажурное, прозрачное, затейливое, нарядное, тонкое.
- Да, хотим.
Выбирают себе партнера по игре, играют в подвижную игру «Кружева».
Слушают педагога и музыкальную композицию.
Отвечает каждый ребенок.
Ответы детей.
Список литературы
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.- М.: Издательство «Айрис-Пресс», 2004.
- Работнова И. П. Вологодское кружево. - М.: Просвещение, 2003.
- Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985.