kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект деятельности педагога-психолога с детьми в подготовительной группе "Вологодские кружева" с примением ИКТ и здоровьесберегающих технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

«Вологодские кружева»

для детей подготовительной группы

 

Педагог-психолог

Марина Юрьевна Коннова

 

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Приобщение дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству родного края.

Программные задачи:

1. Познакомить детей с Вологодским кружевом как видом народного искусства родного края (история, особенности Вологодского кружева, разновидности кружева).

2.  Способствовать развитию умения грамотно формулировать в речи свои суждения, пополнять словарный запас по теме, развивать выразительность речи.

3. Воспитывать интерес к народной культуре, самостоятельности, уверенности, инициативности и эстетического вкуса.

Мотивация: педагог загадывает загадку.

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

1. Знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Посещение «Русской избы».

3. Сбор материалов для занятия.

4. Дидактические игры: «Составь узор», «Панно с резиночками».

5. Чтение сказок о Вологодском кружеве.

6. Проигрывание подвижной игры «Кружева».

Оборудование и материалы: Сундук, книги о Вологодских кружевах,  иллюстрации кружев и кружевниц за работой, образцы кружев, инструменты для плетения кружев (коклюшки, подушка-валик, пяльцы).

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

Приглашает детей в дополнительное помещение ДОУ «Русскую избу», загадывает загадку:

 

Коль  одежда надоела,
На обновку денег нет,
Ни к чему сидеть без дела,
Как тут быть – один ответ:
Например, украсьте платье,
Вы обшейте рукава.
А для этого занятья
Вам помогут.

- Верно, это кружева.

Предлагает детям заглянуть в сундук.

Послушайте, как поэт П. Синявский говорит о кружеве.

*

Вологда завьюжила белыми снегами,

Вьюга стелет кружево прямо под ногами.

Рассыпают искорки северные краски

Снежные присказки, кружевные сказки.

Девицы – красавицы взяли, поглядели,

Как переплетаются звонкие метели,

И рисуют девицы снежные картинки -

Кружево сплетается тоньше паутинки …

- Ребята, а вы знаете, где Родина кружева?

Спрашивает нескольких детей.

- Вы хотите узнать, как плетут кружево, историю его создания.

- А как мы можем это узнать?

- Как вы думаете, что означает слово «кружево»?

- А что можно украшать кружевами?

Спрашивает каждого ребенка.

Предлагает детям выбрать из ряда изделий те, которые украшены кружевами.

- А сейчас я расскажу вам немного об истории создания кружева.

Предлагает детям сесть за столы парами и взять книги о Вологодских кружевах.

- Кружевоплетение, как один из видов рукоделия, было известно на Руси давно. Им занимались почти все женщины - богатые и бедные. И если платья царей, бояр и князей украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей, то в народной одежде использовалось кружево из льняных и хлопчатобумажных нитей. Вологодская невеста почти два года сидела за работой, затейливо и тщательно выплетая из тончайших ниток свадебный наряд. Постепенно кружева вошли в моду. Под руками мастериц рождались узорчатые шарфы, воротнички, накидки, покрывала, косынки.

Предлагает детям рассмотреть иллюстрации кружевниц за работой.

- А какое оборудование нужно для плетения кружев?

Спрашивает детей по их желанию.

- А чем был набит валик у кружевниц, как вы думаете?

Спрашивает детей по их желанию.

- Ребята, а коклюшки были выточены из разных пород дерева. На их концы наматывали нити для плетения.

На круглом валике-подушке прикреплен «сколок».

- Как вы думаете, что такое «сколок»?

Спрашивает детей по их желанию.

- Давайте прочитаем в книге. «Сколок» - это узор кружева, переведенный на плотную бумагу. Ловко перебирая пальцами коклюшки, кружевница перевивает, переплетает нити и в нужном месте узора закрепляет их булавкой. Коклюшки, ударяясь друг о друга, легко позванивают, как музыкальный деревянный инструмент.

Предлагает ударить коклюшкой о коклюшку.

- А с чем можно еще сравнить перезвон коклюшек?

Спрашивает каждого ребенка.

Читает стихотворение:

Песенка поется,

Кружево плетется,

О - о людям на диво,

О - о будет красиво.

- Дети, из каких нитей плетут кружево?

Спрашивает нескольких детей.

- А теперь послушайте стихотворение о том, кто плетет кружева.

*

За окном снежок искриться

Под коклюшек разговор,

Выплетает кружевница

Зимний звездчатый узор.

Пляшут весело коклюшки,

Смотришь - кругом голова

И бегут, бегут с подушки,

Как затейливые стружки,

Белой стежкой кружева.

- А сейчас, ребята, попробуйте и вы сплести свой кружевной узор плавными и красивыми движениями.

Предлагает детям встать из-за столов, звучит музыка, а педагог читает стихотворение.

*

Вологда завьюжена белыми снегами,

Вьюга стелет кружево прямо под ногами,

Рассыпает искорки северные краски,

Снежные присказки, кружевные сказки.

- Вот какую красивую кружевную сказку вы придумали.

- Мелькают веером оттянутые коклюшки. С каждым новым изгибом рисунка крючком цепляется нить и соединяется с извивающейся полотняной – вилюшкой - основным и самым характерным для вологодского кружева узором. И если еще можно проследить, как туго и плотно ложатся нити, то уж совершенно невозможно заметить, как снуют при этом пальцы, когда и как успевают перебросить, перекатить поющие коклюшки. А кружево растет и растет, легкое, воздушное. Существует два вида кружев.

- Может быть, кто-нибудь знает какие?

-.Правильно! А еще парное кружево можно назвать мерным. А как вы думаете почему?

Спрашивает детей по их желанию.

- Где используют парное (мерное) кружево?

Спрашивает несколько детей.

- Молодцы, вы очень много знаете о нашем Вологодском кружеве.

- Сцепное кружево выплетают по частям, которые потом соединяют небольшими «сцепами» при помощи вязального крючка.

Предлагает детям выбрать по образцу кружева.

- Давайте попробуем определить, какое это кружево (парное или сцепное).

- Посмотрите, фон - это ажурная сеточка, прозрачная решеточка, усеянная звездочками и снежинками. Рисунок - это плетение ровной по ширине полотнянкой-вилюшкой. Она извивается, изгибается в виде узоров, похожих на фигуры людей, животных, деревья, кусты, цветы и многое другое. Иногда на старинных изделиях можно встретить гербы, самолеты, трактора и даже сцены из колхозной жизни. Обратите внимание на панно «Олени». Опишите как картинку и скажите, что изобразила на нем кружевница?

Спрашивает детей по их желанию.

- А теперь попробуем показать в танце то, что изобразила кружевница в своем узоре. Девочки превратятся в снежинки, а мальчики – в оленей, вокруг нас зимний сказочный лес. Снежинки плавно и медленно кружатся, а олени скачут по лесу.

- Дети, как вы думаете, откуда художницы-кружевницы берут рисунок своего затейливого узора?

Спрашивает всех детей.

Давайте обратимся к книге и узнаем, что поэт говорит о кружевах.

- Дети, какими словами можно сказать о красоте Вологодского кружева? Какое оно?

Спрашивает несколько детей.

 

 

 

 

- А вы хотите поиграть в игру «Кружева». Вы можете выбрать себе пару для игры.

 

 

 

- Здорово поиграли!

- Вологодское кружево всегда современно. Оно стало любимым украшением одежды и нашего дома, русским сувениром. Вологодские кружевницы своими изделиями несут красоту и радость в наш сегодняшний день. А сейчас я предлагаю вам послушать  песню «Вологодские узоры».

- Сегодня мы с вами как будто побывали в мастерской, где плетут Вологодские кружева.

 - А что мы сегодня узнали о кружеве?

 

- Как мы это узнали?

- Вы были внимательны, активны. Молодцы!

Дети стоят у стола с сундуком.

- Кружева.

Достают из сундука Вологодские кружева.

Дети слушают стихотворение, рассматривая кружева.

- Вологодская область.

- Да, хотим.

- Посмотреть у интернете, в энциклопедии, книге, спросить у взрослых, рассмотрев картинки, догадаться.

- Это слово означает кружить, оплетать, украшать.

- Одежду, полотенца, постельное белье и т.д.

Делают выбор.

Слушают рассказ педагога и листают книги в парах, рассматривая иллюстрации.

Внимательно рассматривают иллюстрации.

- Подушка-валик, пяльцы - деревянная подставка, на которую кладут валик, коклюшки,

- Соломой, сеном, опилками…

Рассматривают коклюшки.

Ребята предполагают, что это сами кружева.

Слушают рассказ педагога.

Стучат коклюшка о коклюшку в паре, прислушиваются к звукам.

- С весенней капелью, со струйкой ручейка, с шепотом листьев, с чириканьем воробьев, стуком о хрусталь или стекло.

Слушают стихотворение.

- Кружево плетут из белых или черных льняных нитей.

Слушают стихотворение

Дети выполняют плавные движения руками и кружение.

Садятся за столы, рассматривают иллюстрации.

- Парное и сцепное кружево.

- Его можно измерить.

Ответы детей

- Используют при отделке краев одежды, белья, полотенец.

Слушают педагога и рассматривают иллюстрации и кружево.

Рассматривают кружева.

Каждый ребенок рассматривает образец кружева и называет его вид.

Рассматривают панно.

- Ели и олени, зимний сказочный лес.

Выходят из-за столов, под музыку выполняют движения.

- Рисунок для узора кружевницы могут увидеть в лесу, в поле, на реке, в огороде и т.д.

Ребенок читает стихотворение, остальные следят за текстом в книге:

Окружают меня кружева-

Одуванчик, дрожащий едва,

Пенный гребень на гладкой волне

И узор на морозном стекле.

Кружева - в стрекозиных крылах

И в летящих сквозных облаках,

В паутине воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной,

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава-

Кружева, кружева, кружева…

- Легкое, воздушное, узорное, сказочное, нежное, сквозное, ажурное, прозрачное, затейливое, нарядное, тонкое.

- Да, хотим.

Выбирают себе партнера по игре, играют в подвижную игру «Кружева».

Слушают педагога и музыкальную композицию.

Отвечает каждый ребенок.

Ответы детей.

Список литературы

  1. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.- М.: Издательство «Айрис-Пресс», 2004.
  2. Работнова И. П. Вологодское кружево. - М.: Просвещение, 2003.
  3. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985.

Просмотр содержимого документа
«Конспект деятельности педагога-психолога с детьми в подготовительной группе "Вологодские кружева" с примением ИКТ и здоровьесберегающих технологий»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

















Конспект

непосредственно образовательной деятельности

«Вологодские кружева»

для детей подготовительной группы








Педагог-психолог

Марина Юрьевна Коннова

Проверено

Заместитель заведующего

Светлана Владимировна Матвеева










г. Череповец

2014 г.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Приобщение дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству родного края.

Программные задачи:

1. Познакомить детей с Вологодским кружевом как видом народного искусства родного края (история, особенности Вологодского кружева, разновидности кружева).

2. Способствовать развитию умения грамотно формулировать в речи свои суждения, пополнять словарный запас по теме, развивать выразительность речи.

3. Воспитывать интерес к народной культуре, самостоятельности, уверенности, инициативности и эстетического вкуса.

Мотивация: педагог загадывает загадку.

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

1. Знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Посещение «Русской избы».

3. Сбор материалов для занятия.

4. Дидактические игры: «Составь узор», «Панно с резиночками».

5. Чтение сказок о Вологодском кружеве.

6. Проигрывание подвижной игры «Кружева».

Оборудование и материалы: Сундук, книги о Вологодских кружевах, иллюстрации кружев и кружевниц за работой, образцы кружев, инструменты для плетения кружев (коклюшки, подушка-валик, пяльцы).



















Ход непосредственно-образовательной деятельности


Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

Приглашает детей в дополнительное помещение ДОУ «Русскую избу», загадывает загадку:


Коль  одежда надоела,
На обновку денег нет,
Ни к чему сидеть без дела,
Как тут быть – один ответ:
Например, украсьте платье,
Вы обшейте рукава.
А для этого занятья
Вам помогут...

- Верно, это кружева.

Предлагает детям заглянуть в сундук.



Послушайте, как поэт П. Синявский говорит о кружеве.

***

Вологда завьюжила белыми снегами,

Вьюга стелет кружево прямо под ногами.

Рассыпают искорки северные краски

Снежные присказки, кружевные сказки.

Девицы – красавицы взяли, поглядели,

Как переплетаются звонкие метели,

И рисуют девицы снежные картинки -

Кружево сплетается тоньше паутинки …


- Ребята, а вы знаете, где Родина кружева?

Спрашивает нескольких детей.

- Вы хотите узнать, как плетут кружево, историю его создания.

- А как мы можем это узнать?







- Как вы думаете, что означает слово «кружево»?



- А что можно украшать кружевами?

Спрашивает каждого ребенка.

Предлагает детям выбрать из ряда изделий те, которые украшены кружевами.

- А сейчас я расскажу вам немного об истории создания кружева.

Предлагает детям сесть за столы парами и взять книги о Вологодских кружевах.

- Кружевоплетение, как один из видов рукоделия, было известно на Руси давно. Им занимались почти все женщины - богатые и бедные. И если платья царей, бояр и князей украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей, то в народной одежде использовалось кружево из льняных и хлопчатобумажных нитей. Вологодская невеста почти два года сидела за работой, затейливо и тщательно выплетая из тончайших ниток свадебный наряд. Постепенно кружева вошли в моду. Под руками мастериц рождались узорчатые шарфы, воротнички, накидки, покрывала, косынки.

Предлагает детям рассмотреть иллюстрации кружевниц за работой.



- А какое оборудование нужно для плетения кружев?

Спрашивает детей по их желанию.



- А чем был набит валик у кружевниц, как вы думаете?

Спрашивает детей по их желанию.

- Ребята, а коклюшки были выточены из разных пород дерева. На их концы наматывали нити для плетения.

На круглом валике-подушке прикреплен «сколок».

- Как вы думаете, что такое «сколок»?

Спрашивает детей по их желанию.

- Давайте прочитаем в книге. «Сколок» - это узор кружева, переведенный на плотную бумагу. Ловко перебирая пальцами коклюшки, кружевница перевивает, переплетает нити и в нужном месте узора закрепляет их булавкой. Коклюшки, ударяясь друг о друга, легко позванивают, как музыкальный деревянный инструмент.

Предлагает ударить коклюшкой о коклюшку.




- А с чем можно еще сравнить перезвон коклюшек?

Спрашивает каждого ребенка.





Читает стихотворение:

Песенка поется,

Кружево плетется,

О - о людям на диво,

О - о будет красиво.

- Дети, из каких нитей плетут кружево?

Спрашивает нескольких детей.



- А теперь послушайте стихотворение о том, кто плетет кружева.

***

За окном снежок искриться

Под коклюшек разговор,

Выплетает кружевница

Зимний звездчатый узор.

Пляшут весело коклюшки,

Смотришь - кругом голова

И бегут, бегут с подушки,

Как затейливые стружки,

Белой стежкой кружева.

- А сейчас, ребята, попробуйте и вы сплести свой кружевной узор плавными и красивыми движениями.

Предлагает детям встать из-за столов, звучит музыка, а педагог читает стихотворение.

***

Вологда завьюжена белыми снегами,

Вьюга стелет кружево прямо под ногами,

Рассыпает искорки северные краски,

Снежные присказки, кружевные сказки.

- Вот какую красивую кружевную сказку вы придумали.

- Мелькают веером оттянутые коклюшки. С каждым новым изгибом рисунка крючком цепляется нить и соединяется с извивающейся полотняной – вилюшкой - основным и самым характерным для вологодского кружева узором. И если еще можно проследить, как туго и плотно ложатся нити, то уж совершенно невозможно заметить, как снуют при этом пальцы, когда и как успевают перебросить, перекатить поющие коклюшки. А кружево растет и растет, легкое, воздушное. Существует два вида кружев.

- Может быть, кто-нибудь знает какие?



-.Правильно! А еще парное кружево можно назвать мерным. А как вы думаете почему?

Спрашивает детей по их желанию.


- Где используют парное (мерное) кружево?

Спрашивает несколько детей.



- Молодцы, вы очень много знаете о нашем Вологодском кружеве.




- Сцепное кружево выплетают по частям, которые потом соединяют небольшими «сцепами» при помощи вязального крючка.

Предлагает детям выбрать по образцу кружева.

- Давайте попробуем определить, какое это кружево (парное или сцепное).



- Посмотрите, фон - это ажурная сеточка, прозрачная решеточка, усеянная звездочками и снежинками. Рисунок - это плетение ровной по ширине полотнянкой-вилюшкой. Она извивается, изгибается в виде узоров, похожих на фигуры людей, животных, деревья, кусты, цветы и многое другое. Иногда на старинных изделиях можно встретить гербы, самолеты, трактора и даже сцены из колхозной жизни. Обратите внимание на панно «Олени». Опишите как картинку и скажите, что изобразила на нем кружевница?

Спрашивает детей по их желанию.

- А теперь попробуем показать в танце то, что изобразила кружевница в своем узоре. Девочки превратятся в снежинки, а мальчики – в оленей, вокруг нас зимний сказочный лес. Снежинки плавно и медленно кружатся, а олени скачут по лесу.

- Дети, как вы думаете, откуда художницы-кружевницы берут рисунок своего затейливого узора?

Спрашивает всех детей.




Давайте обратимся к книге и узнаем, что поэт говорит о кружевах.

























- Дети, какими словами можно сказать о красоте Вологодского кружева? Какое оно?

Спрашивает несколько детей.





- А вы хотите поиграть в игру «Кружева». Вы можете выбрать себе пару для игры.




- Здорово поиграли!

- Вологодское кружево всегда современно. Оно стало любимым украшением одежды и нашего дома, русским сувениром. Вологодские кружевницы своими изделиями несут красоту и радость в наш сегодняшний день. А сейчас я предлагаю вам послушать песню «Вологодские узоры».

- Сегодня мы с вами как будто побывали в мастерской, где плетут Вологодские кружева.

- А что мы сегодня узнали о кружеве?


- Как мы это узнали?

- Вы были внимательны, активны. Молодцы!

Дети стоят у стола с сундуком.


- Кружева.









Достают из сундука Вологодские кружева.


Дети слушают стихотворение, рассматривая кружева.










- Вологодская область.


- Да, хотим.


- Посмотреть у интернете, в энциклопедии, книге, спросить у взрослых, рассмотрев картинки, догадаться...


- Это слово означает кружить, оплетать, украшать.

- Одежду, полотенца, постельное белье и т.д.

Делают выбор.


Слушают рассказ педагога и листают книги в парах, рассматривая иллюстрации.












Внимательно рассматривают иллюстрации.


- Подушка-валик, пяльцы - деревянная подставка, на которую кладут валик, коклюшки,

- Соломой, сеном, опилками…


Рассматривают коклюшки.



Ребята предполагают, что это сами кружева.

Слушают рассказ педагога.






Стучат коклюшка о коклюшку в паре, прислушиваются к звукам.

- С весенней капелью, со струйкой ручейка, с шепотом листьев, с чириканьем воробьев, стуком о хрусталь или стекло.

Слушают стихотворение.





- Кружево плетут из белых или черных льняных нитей.


Слушают стихотворение














Дети выполняют плавные движения руками и кружение.







Садятся за столы, рассматривают иллюстрации.









- Парное и сцепное кружево.


- Его можно измерить.

Ответы детей



- Используют при отделке краев одежды, белья, полотенец.


Слушают педагога и рассматривают иллюстрации и кружево.


Рассматривают кружева.



Каждый ребенок рассматривает образец кружева и называет его вид.









Рассматривают панно.

- Ели и олени, зимний сказочный лес.



Выходят из-за столов, под музыку выполняют движения.



- Рисунок для узора кружевницы могут увидеть в лесу, в поле, на реке, в огороде и т.д.




Ребенок читает стихотворение, остальные следят за текстом в книге:

Окружают меня кружева-

Одуванчик, дрожащий едва,

Пенный гребень на гладкой волне

И узор на морозном стекле.

Кружева - в стрекозиных крылах

И в летящих сквозных облаках,

В паутине воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной,

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава-

Кружева, кружева, кружева…

- Легкое, воздушное, узорное, сказочное, нежное, сквозное, ажурное, прозрачное, затейливое, нарядное, тонкое.


- Да, хотим.

Выбирают себе партнера по игре, играют в подвижную игру «Кружева».





Слушают педагога и музыкальную композицию.



Отвечает каждый ребенок.

Ответы детей.






Список литературы


  1. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.- М.: Издательство «Айрис-Пресс», 2004.

  2. Работнова И. П. Вологодское кружево. - М.: Просвещение, 2003.

  3. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985.

















Приложение


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Марина Юрьевна Коннова

Дата: 02.05.2017

Номер свидетельства: 412618

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства