Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Школа дорожных наук»»
Конспект занятия «Школа дорожных наук» Воспитатель: Ходченкова Н.Н
филиал «Радуга» МБДОУ Новоникольского детского сада
Цель: Довести до сознания детей, что движение машин и пешеходов подчиняется особым правилам, которые называются правила дорожного движения. Развивать умение создавать конструкцию из бумаги по схеме. Закрепить у детей знания правил дорожного движения. Учить складывать несколько чисел. Учить соотносить количество предметов с числом. Дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении. Развивать умение выполнения карандашного наброска рисунка перед использованием цвета. Развивать творчество, учить придумывать рисунок и воплощать свой замысел на бумаге. Развивать память, речь детей.
Материал: Картинки с изображение улиц, колокольчик, карточки с картинками по количеству детей, таблица с заданием на логическое мышление, плоскостные геометрические фигуры по количеству детей, цвета светофора для игры «Светофор», дорожные знаки, простые карандаши, цветные карандаши, альбомные листы, аудиозапись, магнитофон.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, дорогие ребята, я принесла на занятие много интересных картинок. Посмотрите, что на них изображено? (улицы города, движущийся по ним транспорт, пешеходы, идущие по тротуарам, переходящие улицу и т.д.) Правильно, здесь вы видите улицы города.
Мы с вами живем в большом селе. В нем проживает много людей, по улицам ездит много машин, а в городах и того больше.
Для того, чтобы люди и машины не мешали друг другу, придумали специальные правила. Они называются правилами дорожного движения. О них мы сегодня и поговорим.
Для начала мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое. Машин тогда вовсе не было, люди ходили пешком или ездили на лошадях – верхом или в повозке. Как вы думаете, нужны были тогда правила дорожного движения?
А когда повозок, телег и карет стало больше и стало им тесно на дорогах, тогда люди задумались: как же сделать так, чтобы все ехали и шли, друг другу не мешая, чтобы пешеходы не попадали под колеса или копыта, чтобы кареты не сталкивались с телегами? Вот тогда и стали придумывать правила движения по дорогам.
В нашем мире все движение и люди, и транспорт – подчинено строгим правилам.
Мы с вами – тоже участники дорожного движения. Как мы участвуем в дорожном движении? (ответы детей)
Мы можем идти по улице, переходить через проезжую часть. Если мы по улице пешком ходим, значит, мы – пешеходы.
Если мы можем ехать в автобусе, троллейбусе, метро, машине. Значит мы – пассажиры городского или пригородного транспорта.
А если мы можем ехать на велосипеде, самокате. Значит, вы водители детских транспортных средств.
Что же получается? Мы с вами должны знать правила дорожного движения. Необходимые знания мы можем получить, посещая занятия в «Школе дорожных наук». Хотите побывать в этой школе? Но сначала проверим, внимательны ли вы. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да» или «нет».
Что хотите, говорите
В море сладкая вода? (нет)
Красный свет – проезда нет? (да)
Если очень вы спешите,
Через улицу бежите? (нет)
Мы всегда идем вперед
Только там, где переход? (да)
Мы бежим вперед так скоро,
Что не видим светофора? (нет)
Светофора красный цвет
Означает: «Хода нет?» (да)
Молодцы, вы внимательны и сообразительны. Можно отправляться в путь. Садимся за руль и поехали. (Дети «едут» по кругу на «автобусе».)
Вот мы и в школе. Садитесь за столы. (Звенит звонок)
1-ый урок «ДОРОЖНЫЕ ЗАГАДКИ».
Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать, но поднимайте руку.
1. Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках
А в резиновых сапожках. (Автобус)
2 Удивительный вагон
Посудите сами –
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус)
3. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
4. Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (Мотоцикл)
5. Чтоб тебе помочь дружок
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни
Зеленый, желтый, красный. (Светофор)
6. Посмотри, силач, какой,
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Регулировщик)
7. В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (Улица)
8. Ты должен твердо знать всегда:
Для машин есть мостовая,
Для прохожих… (тротуар)
9. Добежала зебра до угла
И на мостовую прилегла
И оставила свои полоски
Навсегда лежать на перекрестке. (Пешеходный переход)
10. Этот знак – наш друг большой,
От беды спасает,
И у самой мостовой –
Водителей предупреждает. (Осторожно дети)
Молодцы ребята, отгадали все загадки. А сейчас переменка. (Звенит звонок) Давайте немного разомнемся. Встаньте в круг и представьте, что мы сейчас поедем на машине, повторяйте за мной слова и движения.
Дети едут на машине
(ходьба на месте, рулят)
Смотрят на дорогу –
Слева – постовой стоит,
Справа – светофор горит. (2-3 раза)
(звенит звонок).
Это звонок на следующий урок «Дорожная математика», садитесь за столы (по подгруппам).
У вас на столах карточки с картинками, нужно загнать каждую машину в свой гараж. Дети подготовительной группы должны решить примеры на машинах и загнать машину в тот гараж, на котором написан ответ к примеру. А дети старшей подгруппы должны соотнести количество кружков на машине с цифрой на гараже
Молодцы ребята, все машины загнали в гараж. Я, знаете, о чем подумала? Сколько разных машин ездит по улицам. И вот я разные машины занесла в таблицу. А одна клетка в таблице пустая. У вас на столах лежат геометрические фигуры. Ваша задача собрать на столе машину, которая должна быть в пустой клетке.
Посмотрите, каждая машина в таблице состоит из кабины, кузова и колес. Сначала выберем кабину. Скажите, у машин в первой строке есть одинаковые кабины? А во второй строке? А в первом столбце? Значит, в третьей строке у всех машин должны быть разные кабины. Но в третьей строке уже есть машины с прямоугольной кабиной и с кабиной в виде трапеции. Какой же должна быть кабина у нашей машины? Правильно, треугольная. А теперь давайте выясним, каким должен быть кузов? Какими должны быть колеса?
Когда мы выясним, какая должна быть машина, я предлагаю собрать ее детям из нужных геометрических фигур.
Молодцы, вы справились с заданием.
А теперь звонок. У нас переменка. Давайте с вами поиграем в игру «Светофор». Если я покажу красный сигнал – мы присядем, если я покажу желтый сигнал – мы будем стоять, зеленый – идем.
А сейчас звонок на третий урок «Дорожная азбука».
Ребята, посмотрите на эти картинки. Я хочу обратить ваше внимание на то, чему мы раньше уделяли мало внимания – на различные условные обозначения на улицах. Некоторые вы знаете. Например, посмотрите:
Что за знак такой стоит?
Стоп – машинам он велит.
Пешеход, идите смело
По полоскам черно-белым.
Что это за знак? (пешеходный переход) Этот знак нам показывает, где можно переходить дорогу.
Заболел живот у Бома,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой,
Нужно знак найти такой.
Ребята, это дорожный знак поможет найти поликлинику. Что обозначает этот знак? (пункт медицинской помощи)
Вот так знак!
Глазам не верю!
Для чего здесь батарея
Паровое отопленье?
Оказалось этот знак
Говорит шоферу так:
«Здесь шлагбаум, переезд.
Подожди, пройдет экспресс».
Это знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». Что же делают пешеходы и автомобили, если шлагбаум закрыт? (Все ждут, когда пройдет поезд и откроется шлагбаум.)
Посмотрите, мальчик Федя
Едет на велосипеде.
Отгадайте, отчего же
Недовольство у прохожих?
Покажите знак дорожный
Где кататься Феде можно.
Это знак «Велосипедная дорожка».
Велосипед на круге красном
Значит, ехать здесь опасно!
Знак «Движение на велосипеде запрещено».
В этом месте, как ни странно,
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то, сидя, кто-то стоя,
Что за место здесь такое?
Знак «Автобусная остановка». Здесь пассажиры ждут автобуса.
Этот знак – наш друг большой,
От беды спасает,
И у самой мостовой
Водителей предупреждает:
«Осторожно, дети!».
Посмотрите, почему то все эти знаки разные по форме и по цвету. Есть круглые, треугольные, квадратные, на синем и на белом фонах. Вы знаете, почему они такие разные?
Вот эти знаки в красных кругах – запрещающие. Это строгие знаки.
А вот эти знаки – в красном треугольнике – предупреждающие. Они предупреждают водителя о какой-то опасности.
А вот эти знаки в синих кругах предписывающие. То, что на них нарисовано, водитель обязательно должен выполнить.
Знаки на квадратных синих табличках – информационные или указательные.
Сегодня я предлагаю вам подумать и нарисовать свой дорожный знак. Сначала придумайте, что он будет обозначать. Потом представьте, какое изображение лучше всего объяснит это. Может знак будет серьезным и строгим, а, возможно шуточным.
Предлагаю вам вначале сделать карандашный набросок и только потом приступать к работе с цветом. Все необходимое вам находится на столах. (Дети рисуют под спокойную, негромкую музыку.)
Работы помещаются на выставку. Воспитатель приглашает авторов нескольких работ. Сначала он предлагает детям отгадать, что обозначает нарисованный знак. Затем слово предоставляется автору. Он рассказывает о назначении знака, почему именно это изображение лучше всех других реализует назначение знака.
Воспитатель подводит итог. Занятия в школе дорожных наук окончены.